Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:56, шпаргалка

Краткое описание

1. Конституционные основы правового государства.
В любом государстве основным законом является конституция, соблюдение ее - это неотъемлемая часть любого человека и гражданина. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.
Основные принципы правового или конституционного государства состоят в том, что государственная власть в нем ограничена.

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 71.63 Кб (Скачать)

1. Конституционные основы  правового государства. 

В любом государстве основным законом  является конституция, соблюдение ее - это неотъемлемая часть любого человека и гражда

 

нина. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Основные принципы правового или  конституционного государства состоят  в том, что государственная власть в нем ограничена.

  1. Российская Федерации - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной.

 

2. Основные предпосылки возникновения и развития учения о правовом государстве.

Еще в самом начале развития цивилизации  человек пытался уяснить и  усовершенствовать формы общения  с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Еще Платон писал: “Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет сил и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги”.

Теорию о разделении властей  предложил Дж. Локк. Ш. Монтескье  был его последователем. Философское  обоснование учения о правовом государстве  и его системном виде связывают  с именами Канта и Гегеля. Словосочетание “правовое государство” впервые  встречается в работах немецких ученых К.Велькера и И.Х. Фрайхера фон Аретина. К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы, построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым.

 

 

 

 

3. Понятие механизма государства и его соотношение с понятием государственного аппарата. 

 

Механизм государства - это система государственных  органов и учреждений, практически  осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Механизм государства состоит  из государственных учреждений, государственного аппарата и государственных предприятий.  

 

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.Государственный аппарат состоит из президента; органов законодательной власти (федеральное собрание, которое состоит из Совета Федерации и Государственной Думы); органов исполнительной власти (правительство (председатель и заместители председателя, министры); органов судебной власти (Конституционный Суд России, Верховный Суд России, Высший Арбитражный Суд России); прокуратуры.

 

4. Признаки государства.

Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками.

1) Государство - это политико-территориальная  организация общества, территория  которого находится под суверенитетом  данного государства, устанавливается  и закрепляется в соответствии  с историческими реалиями, международными  соглашениями. Государственная территория  – это территория, не только  объявленная каким-то государственным  образованием, но и признанная  таковой в международном порядке.

2) Государство отличается от  других организаций общества  тем, что оно представляет собой  публичную власть, содержащуюся  на налоги и сборы с населения.  Публичная власть является учрежденной  властью.

3. Государство отличается наличием  специального аппарата принуждения.  Только оно имеет право содержать  армии, органы безопасности и  общественного порядка, суды, прокуратуру,  тюрьмы, места заключения. Это сугубо  государственные атрибуты, и ни  одна другая организация в  государственном обществе не  имеет право образовывать и  содержать такой специальный  аппарат принуждения.

4. Государство и только оно  может облекать свое веление  в общеобязательную форму. Закон,  право - это атрибуты государства.  Только оно имеет право издавать  обязательные для всех законы.

5. Государство, в отличие от  всех других организаций в  обществе, обладает суверенитетом.  Суверенитет государства - это  политико-правовое свойство государственной  власти, выражающее ее независимость  от всякой иной власти внутри  и вне границ страны и состоящее  в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух  одинаковых властей в одной  стране не бывает государственная  власть - верховная и неразделимая  с кем-либо власть.

 

 

5. Политические, социально-экономические и идеологические основы функционирования правового государства.

Политическая основа функционирования правового государства наиболее четко проявляется в государственном  суверенитете, т. к. в нем объединяются все потребности и интересы различных  звеньев политической системы общества. Также к политическим основам  функционирования правового государства  можно отнести политическую волю, закрепление идеи правового государства  в Конституции страны, стремление к соблюдению и защите прав человека.

Экономической основой являются производственные отношения, которые базируются на различных  формах собственности, равноправных и  одинаково защищаются юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которое экономически обеспечивает господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие. Социальную основу составляет гражданское общество, которое объединяет свободных граждан. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым человеком и гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личных права и свободы.

Идеологические основы - это отказ  от классов, расовых, национальных догм.

 

6. Народный и национальный суверенитет и их правовое закрепление.

Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной  власти, выражающее ее независимость  от всякой иной власти внутри и вне  границ страны и состоящее в праве  государства самостоятельно, свободно решать свои дела.

Народный суверенитет означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы  государственного и общественного  развития, формировать направленно  политики своего государства, состав его  органов, контролировать деятельность государственной власти.

Национальный суверенитет означает право нации на самоопределение  вплоть до отделения и образования  самого государства. Сегодня нет  такого государства, которое однонационально. Государственный суверенитет закреплен  в Конституции РФ и Конституции  РБ.

7. Парламентская и президентская республики. 

 

Парламентская или президентская  республики отличаются друг от друга  ролью и местом парламента и президента в системе государственной власти. Если парламент формирует правительство  и контролирует его деятельность напрямую, то это парламентская республика. Если же исполнительная власть (правительство) формируется президентом и он обладает дискреционной властью, то есть властью, зависящей лишь от его личного усмотрения по отношению к членам правительства, то такая республика - президентская.

На практике встречаются республики, еще нечетко вписывающиеся в  эти теоретические рамки. Отклонения наблюдаются в условиях, когда  государства переходят от одного типа и состояния к другому, например Россия, которая в соответствии с  ее Конституцией 1993 года еще четко  не состоялась ни как президентская, ни как парламентская республика. Она больше тяготеет к президентской, но с достаточно сильным влиянием парламента (Федерального Собрания) при утверждении высших должностных лиц в системе исполнительной власти.

Парламент - это орган законодательной  государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в  США - конгрессом, в России - федеральным  собранием, во Франции - национальным собранием  и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата). Классические Парламентские  республики - Италия, Австрия. Президент - выборный глава государства и  высшее должностное лицо в нем, которое  представляет государство в международных  отношениях.

В президентских республиках он является и главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим  вооруженных сил страны.

Президент избирается на определенный конституционный срок. Классические президентские республики - США, Сирия.

 

8. Понятие государственного органа. 

 

Государственный орган  – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть  государственного аппарата.

Государственный орган:

• осуществляет от имени государства  его функции;• имеет определенную компетенцию;

• обладает властными полномочиями;

• характеризуется определенной структурой;

• имеет территориальный масштаб  деятельности;

• образуется в порядке, установленном  законом;

• устанавливает правовые связи  личного состава

 

9. Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

  1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов[4][прим. 1]
  2. Народ является единственно легитимным источником власти[5][6]
  3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов[7][8]

10. Демократия - это одна из форм организации государственной власти, при которой государствообразующий народ участвует в формировании политической власти, в программировании ее деятельности и действенно контролирует ее, удерживает от всевозможных отклонений.

Что касается институтов демократии, то именно они позволяют отличать демократическое государство от других. Основными критериями, с  помощью которых оценивается  демократичность государства, являются:

1) провозглашение и фактическое  признание народного (не национального,  не классового и пр.) суверенитета  через широкое участие народа  в делах государства, его влияние  на решение основных вопросов  жизни общества;

2) наличие конституции, гарантирующей,  закрепляющей широкий права и свободы граждан, их равенство перед законом и судом;

3) наличие разделения власти  на основе верховенства закона;

4) свобода деятельности политических  партий и объединений. Наличие  официально закрепленного демократического  режима с его институтами - один из основных показателей  влияния гражданского общества  на формирование и деятельность  государства. 

 

11.  Понятие и значение типологии государства. Исторические типы государства. 

 

Тип государства - это совокупность наиболее существенных черт, характерных  для

множества различных государств. Тип государства определяется на основе типологии, которая представляет собой научный процесс, связанный с поиском общих черт, присущих различным государствам.

В зависимости от того, какие критерии берутся в основу типологии, можно  выделить

различные типы государств. В современных  условиях преодолевается односторонний  подход, в соответствии с которым  государства подразделяются только по типу общественно-экономической  формации. В настоящее время существуют две типологии государства: марксистско-ленинская  типология и цивилизационный  подход.

Марксистско-ленинская типология. Марксизм-ленинизм считает, что любое  общество проходит определенные общественно-экономические  формации, которые в истории человечества насчитывается пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая. В соответствии с  этой типологией государства подразделяются на эксплуататорские и неэксплуататорские, к которым относятся только социалистические государства. Всего выделяется четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Другой типологии марксизм-ленинизм не знает. Марксистско-ленинская типология  вошла в историю как формационный подход к определению типа государства. В противовес марксистко-ленинскому формационному подходу к типологии  государств в настоящее время  выдвигается цивилизацнонный подход, который базируется на истории развития цивилизации. По этой концепции, вся история человечества подразделяется на четыре цивилизации: древняя, средневековая, новая, новейшая. Соответственно этому выдвигаются четыре типа государства: раннее, классовое, политическое и правовое государство.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"