Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:56, шпаргалка
1. Конституционные основы правового государства.
В любом государстве основным законом является конституция, соблюдение ее - это неотъемлемая часть любого человека и гражданина. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.
Основные принципы правового или конституционного государства состоят в том, что государственная власть в нем ограничена.
12. Народный и национальный суверенитет и их правовое закрепление.
Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела.
Народный суверенитет означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направленно политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.
Национальный суверенитет
13. Важнейшие функции государства.
Функции государства - это основные направления его политической деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.
Важнейшей функцией государства является охрана и гарантия прав человека и гражданина.Функции государства разделяются по следующим видам:
1. По субъектам:
1. функции законодательных
3. функции правосудия;
II. По направлениям:
1. Внешние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ним внешних задач
1) поддержание мира;
2) сотрудничество с иностранными государствами.
2. Внутренние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач
1) экономическая функция;
2) политическая функция;
3) социальная функция;
III. По сфере деятельности:
14. Признаки государства, отличающие его от организации власти при первобытнообщинном строе.
1. Территориальная организация
населения и осуществление
2. Публичная (государственная)
3. Государственный суверенитет
- верховенство, самостоятельность
и независимость. Верховенство: 1)
универсальность властной силы
государства, которая
4. Неразрывная связь государства
и права. Право юридически
15. Понятие функции государства.
Функции государства - это основные направления его политической деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение. Существенными признаками функций государства являются: Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни; непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций; направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества; реализация функций осуществляется в определенных формах и особыми методами, присущими государственной власти. Функции государства разделяются по следующим видам:
1. По субъектам:
1. функции законодательных
2. исполнительные функции;
3. функции правосудия;
II. По направлениям:
1. Внешние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ни внешних задач
1) поддержание мира;
2) сотрудничество с иностранными государствами.
2. Внутренние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач
1) экономическая функция;
2) политическая функция;
3) социальная функция;
III. По сфере деятельности:
1. правотворческую;
2. правоприменительную;
3. правоохранительную.
16. Формы правления.
Форма правления - это организация государственной власти, порядок образования ее высших органов, их структура, компетенция, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением.
Платон, а за ним и Аристотель выделяли три возможные формы государственного правления: монархию - власть одного, аристократию -власть лучших; политию - власть народа (в малом государстве-полисе). Вообще все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику.
Деспотия представляет собой государство, в котором вся власть принадлежит одному лицу, господствует произвол, и отсутствуют или не действуют законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или очень мало.
Монархия - государство, главой которого является наследственно приходящий к власти монарх. В историческом плане различаются: раннефеодальная монархия, сословно-представительная, абсолютная монархия с неограниченной единоличной властью монарха, ограниченная монархия, дуалистическая. Различаются также парламентская монархия (Великобритания), выборная монархия(Малайзия).
Республика - это представительная
форма правления, при которой
органы государственной власти формируются
через избирательную систему. Различаются:
аристократическая, парламентская, президентская,
народно-демократическая
Парламент - это орган законодательной государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в США - конгрессом, в России - федеральным собранием, во Франции - национальным собранием и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата).
Президент - выборный. Глава государства
и высшее должностное лицо в нем,
которое представляет государство
в международных отношениях. В
президентских республиках он является
и главой исполнительной власти и
верховным главнокомандующим
Глава государства - это президент, король (королева), император, то есть высшее должностное лицо, которое непосредственно представляет государство в международных отношениях, назначает послов и т.д. Глава государства есть и в монархиях, и в республиках, но в первых он является наследственным, в республиках - выборным.
Глава правительства - первый руководитель исполнительной власти, назначаемый президентом (в президентских республиках) или избираемый парламентом (в парламентских республиках). Правительство в разных государствах называется по-разному (совет министров, кабинет министров и др.).
Спикер парламента - председатель (руководитель) палаты в парламентах.
17. Формы демократии.
Форма демократии представляет собой внешнее проявление участия народа в формировании государственной власти и контроле за ее деятельностью. По этому признаку она бывает непосредственной и представительной. В первом случае граждане непосредственно вырабатывают решения (референдум, выборы депутатов, сходы граждан и т.д.), во втором - выражают их через своих представителей. Гражданское общество должно активно использовать все формы демократии, постоянно сверять деятельность государства с интересами общества.
18. Форма государственного устройства.
Под формой государственного устройства
понимается административно-
Все государства по своему территориальному
устройству подразделяются на простые
и сложные. Простое или унитарное государство
не имеет внутри себя обособленных государственных
образований, пользующихся определенной
самостоятельностью. Оно подразделяется
лишь на административно-
Сложное государство состоит из обособленных государственных образований, пользующихся той или иной самостоятельностью; К сложным государствам относятся империи, конфедерации и федерации.
Империя - насильственно созданное сложное государство, степень зависимости составных частей которого от верховной власти весьма различна.
Конфедерация -. государство, создаваемое на добровольной (договорной) основе. Члены конфедерации сохраняют самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении общих целей. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее государств.
Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Как показывает история, конфедерации существуют недолго и либо распадаются, либо преобразуются федеративные государства (например, США).
Федерация - суверенное сложное государство,
имеющее в своем составе
Однако государственное
По правовым нормам закрепления государственных связей. В федерации эти связи закрепляются конституцией, а в конфедерации, как правило - договором.
По правовому статусу
В федерации существуют общие для всего государства высшие органы государственной власти и управления (федеральные органы). В конфедерации таких органов нет, создаются лишь органы, решающие общие для нее вопросы.
Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации, то есть отмены акта. принятого органом конфедерации. В конфедерации принята практика ратификации акта органа конфедерации, тогда как акты федеральных органов власти и управления, принятые по их предметам ведения, действуют на всей территории федерации без ратификации. Федерация отличается от конфедерации наличием единых вооруженных сил и единой денежной системы.
19. Основное назначение теории государства и права.
Теория государства и права является фундаментальной наукой, поскольку изучает проблемы возникновения, природы, сущности государства и права; их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденции ее развития, политико-правовых процессов и их отражение в сознании людей.
Теория государства и права развивается в сторону развития теории правового государства, права человека становятся на первый план. Сегодня Теория государства и права более демократична, уделяет больше внимания материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина.
Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она выделяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности и также рассматривает их в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой др.
Предметом Теории государства и
права выступают такие явления
общественной жизни, как государство
и право, основные закономерности их
возникновения и развития, их сущность,
назначение и функционирование в
обществе, а также особенности
политического и правового
Государство и право связаны друг с другом, поэтому Теория государства и права - единая наука, которая подразделяется на 2 структурные части: теорию государства и теорию права.
20. Предмет теории государства и права. Соотношение теории государства и права с гуманитарными и юридическими науками.
Предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение, функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"