Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:56, шпаргалка

Краткое описание

1. Конституционные основы правового государства.
В любом государстве основным законом является конституция, соблюдение ее - это неотъемлемая часть любого человека и гражданина. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.
Основные принципы правового или конституционного государства состоят в том, что государственная власть в нем ограничена.

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 71.63 Кб (Скачать)

 

12.  Народный и национальный суверенитет и их правовое закрепление.

Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной  власти, выражающее ее независимость  от всякой иной власти внутри и вне  границ страны и состоящее в праве  государства самостоятельно, свободно решать свои дела.

Народный суверенитет означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы  государственного и общественного  развития, формировать направленно  политики своего государства, состав его  органов, контролировать деятельность государственной власти.

Национальный суверенитет означает право нации на самоопределение  вплоть до отделения и образования  самого государства. Сегодня нет  такого государства, которое однонационально. Государственный суверенитет закреплен  в Конституции РФ и Конституции  РБ. 

 

13. Важнейшие функции государства.

Функции государства - это основные направления его политической деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.

Важнейшей функцией государства является охрана и гарантия прав человека и  гражданина.Функции государства разделяются по следующим видам:

1. По субъектам:

1. функции законодательных органов  власти;2. исполнительные функции;

3. функции правосудия;

II. По направлениям:

1. Внешние функции - это направление  деятельности государства по  решению стоящих перед ним внешних задач

1) поддержание мира;

2) сотрудничество с иностранными  государствами. 

2. Внутренние функции - это направление  деятельности государства по  решению стоящих перед ним  внутренних задач

1) экономическая функция;

2) политическая функция;

3) социальная функция;

III. По сфере деятельности:

  1. правотворческую;2. правоприменительную; 3. правоохранительную.

 

 

 

14. Признаки государства, отличающие его от организации власти при первобытнообщинном строе. 

 

1. Территориальная организация  населения и осуществление публичной  власти в территориальных пределах. При первобытнообщинном строе  принадлежность индивида к тому  или иному роду обуславливалась  кровным родством. Причем род  не имел строго определенной  территории, перемещался с одного  места на другое. В государственно-организованно обществе имеется строгая локализированная территория.

2. Публичная (государственная) власть. При первобытнообщинном строе  была общественная власть, которая  исходила от всего рода и  использовалась им для самоуправления. Принципиальная особенность публичной  власти состоит в том, что  она воплощается именно в чиновниках, из которых комплектуются органы  управления и органы принуждения.

3. Государственный суверенитет  - верховенство, самостоятельность  и независимость. Верховенство: 1) универсальность властной силы  государства, которая распространяется  на все население; 2) наличие таких  средств, которыми никакая другая  общественная власть не располагает  (армия, полиция и др.). Самостоятельность  и независимость- исключительное право государства решать все свои дела.

4. Неразрывная связь государства  и права. Право юридически оформляет  государство и государственную  власть и тем самым делает  ее законным. Право вводит функции  государства в рамки законности.

 

15. Понятие функции государства.

Функции государства - это основные направления его политической деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение. Существенными  признаками функций государства  являются: Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни; непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций; направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества; реализация функций осуществляется в определенных формах и особыми методами, присущими государственной власти. Функции государства разделяются по следующим видам:

1. По субъектам:

1. функции законодательных органов  власти;

2. исполнительные функции;

3. функции правосудия;

II. По направлениям:

1. Внешние функции - это направление  деятельности государства по  решению стоящих перед ни внешних задач

1) поддержание мира;

2) сотрудничество с иностранными  государствами. 

 

2. Внутренние функции - это направление  деятельности государства по  решению стоящих перед ним  внутренних задач

1) экономическая функция;

2) политическая функция;

3) социальная функция; 

 

III. По сфере деятельности:

1. правотворческую;

2. правоприменительную;

3. правоохранительную.

 

 

16. Формы правления.

Форма правления - это организация  государственной власти, порядок  образования ее высших органов, их структура, компетенция, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением.

Платон, а за ним и Аристотель выделяли три возможные формы  государственного правления: монархию - власть одного, аристократию -власть лучших; политию - власть народа (в малом государстве-полисе). Вообще все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику.

Деспотия представляет собой государство, в котором вся власть принадлежит  одному лицу, господствует произвол, и  отсутствуют или не действуют  законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или очень мало.

Монархия - государство, главой которого является наследственно приходящий к власти монарх. В историческом плане различаются: раннефеодальная  монархия, сословно-представительная, абсолютная монархия с неограниченной единоличной властью монарха, ограниченная монархия, дуалистическая. Различаются  также парламентская монархия (Великобритания), выборная монархия(Малайзия).

Республика - это представительная форма правления, при которой  органы государственной власти формируются  через избирательную систему. Различаются: аристократическая, парламентская, президентская, народно-демократическая республика и некоторые другие формы.Уясняя вопрос о форме правления в государстве, необходимо остановиться на таких понятиях, как парламент, президент, глава государства, глава правительства, спикер парламента.

Парламент - это орган законодательной  государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в  США - конгрессом, в России - федеральным  собранием, во Франции - национальным собранием  и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата).

Президент - выборный. Глава государства  и высшее должностное лицо в нем, которое представляет государство  в международных отношениях. В  президентских республиках он является и главой исполнительной власти и  верховным главнокомандующим вооруженных  сил страны. Президент избирается на определенный конституционный срок.

Глава государства - это президент, король (королева), император, то есть высшее должностное лицо, которое непосредственно  представляет государство в международных  отношениях, назначает послов и т.д. Глава государства есть и в  монархиях, и в республиках, но в  первых он является наследственным, в  республиках - выборным.

Глава правительства - первый руководитель исполнительной власти, назначаемый  президентом (в президентских республиках) или избираемый парламентом (в парламентских  республиках). Правительство в разных государствах называется по-разному (совет  министров, кабинет министров и  др.).

Спикер парламента - председатель (руководитель) палаты в парламентах.

 

17. Формы демократии.

Форма демократии представляет собой  внешнее проявление участия народа в формировании государственной  власти и контроле за ее деятельностью. По этому признаку она бывает непосредственной и представительной. В первом случае граждане непосредственно вырабатывают решения (референдум, выборы депутатов, сходы граждан и т.д.), во втором - выражают их через своих представителей. Гражданское общество должно активно использовать все формы демократии, постоянно сверять деятельность государства с интересами общества.

 

18. Форма государственного устройства.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальное  устройство государства: характер взаимоотношений  между государством и его частями, между центральными и местными органами власти.

Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на простые и сложные. Простое или унитарное государство не имеет внутри себя обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Оно подразделяется лишь на административно-территориальные единицы (провинции, губернии, уезды, земли, области т.д.) и имеет единые, общие для всей страны высшие органы власти управления.

Сложное государство состоит из обособленных государственных образований, пользующихся той или иной самостоятельностью; К сложным государствам относятся  империи, конфедерации и федерации.

Империя - насильственно созданное  сложное государство, степень зависимости  составных частей которого от верховной  власти весьма различна.

Конфедерация -. государство, создаваемое на добровольной (договорной) основе. Члены конфедерации сохраняют самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении общих целей. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее государств.

Конфедеративные органы непосредственно  не могут принуждать членов союза  к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Как показывает история, конфедерации существуют недолго  и либо распадаются, либо преобразуются  федеративные государства (например, США).

Федерация - суверенное сложное государство, имеющее в своем составе государственные  образования, называемые субъектами федерации. Государственные образования в  федеративном государстве отличаются от административных единиц в унитарном  государстве тем, что обычно имеют  конституцию, высшие органы власти, а, следовательно, и собственное законодательство.

Однако государственное образование - это часть суверенного государства  и поэтому государственным суверенитетом  в классическом его понимании  не обладает. Для федерации характерно такое государственное единство, какого не знает конфедерация, от которой  она отличается рядом существенных признаков.

По правовым нормам закрепления  государственных связей. В федерации  эти связи закрепляются конституцией, а в конфедерации, как правило - договором.

По правовому статусу территории. В федерации есть единая территория, образованная в результате объединения  ее субъектов с принадлежащей  им территорией в одно государство. У конфедерации есть территория государств, вступающих в союз, но нет единой территории. Федерация отличаемся от конфедерации решением вопроса о  гражданстве. В ней имеется единое гражданство и одновременно гражданство  ее субъектов. В конфедерации не существует единого гражданства, есть гражданство  в каждом государстве, вступившем в  союз.

В федерации существуют общие для  всего государства высшие органы государственной власти и управления (федеральные органы). В конфедерации таких органов нет, создаются  лишь органы, решающие общие для  нее вопросы.

Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации, то есть отмены акта. принятого органом конфедерации. В конфедерации принята практика ратификации акта органа конфедерации, тогда как акты федеральных органов власти и управления, принятые по их предметам ведения, действуют на всей территории федерации без ратификации. Федерация отличается от конфедерации наличием единых вооруженных сил и единой денежной системы.

19. Основное назначение теории государства и права.

Теория государства и права  является фундаментальной наукой, поскольку  изучает проблемы возникновения, природы, сущности государства и права; их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденции ее развития, политико-правовых процессов  и их отражение в сознании людей.

Теория государства и права  развивается в сторону развития теории правового государства, права  человека становятся на первый план. Сегодня  Теория государства и права более  демократична, уделяет больше внимания материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому  и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина.

Теория государства и права  изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она выделяет государство и право из всей системы  общественных явлений и исследует  их внутренние закономерности и также  рассматривает их в связи с  экономикой, политикой, моралью, культурой  др.

Предметом Теории государства и  права выступают такие явления  общественной жизни, как государство  и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в  обществе, а также особенности  политического и правового сознания и правового регулирования.

Государство и право связаны  друг с другом, поэтому Теория государства  и права - единая наука, которая подразделяется на 2 структурные части: теорию государства  и теорию права.

 

 

20. Предмет теории государства и права. Соотношение теории государства и права с гуманитарными и юридическими науками.

Предметом теории государства и  права выступают такие явления  общественной жизни, как государство  и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение, функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"