Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:56, шпаргалка

Краткое описание

1. Конституционные основы правового государства.
В любом государстве основным законом является конституция, соблюдение ее - это неотъемлемая часть любого человека и гражданина. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.
Основные принципы правового или конституционного государства состоят в том, что государственная власть в нем ограничена.

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 71.63 Кб (Скачать)

Государственная власть - это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской, власти в рамках различных корпоративных  организаций т.д.), опирается на возможность  публичного принуждения с применением  специальных средств. Государственная  власть реализуется через государственное  управление - целенаправленное воздействие  государства, его органов на общество в целом, на те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач.

29. Формы и методы осуществления функций государства

Формы осуществления  функций государства – это  упорядоченная по своим внешним  свойствам деятельность государственных  органов, через которые реализуются  функции государства.

Функции – то, чем  конкретно занимается государство, в них проявляется социальное назначение и сущность государства.

Различают следующие  формы осуществления функций государства:

  1. Правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

Правовую деятельность подразделяют на:

    • правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;
    • правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;
    • оперативно - исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;
    • правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей;
  1. Организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.

Организационная деятельность включает в себя:

    • организационно - регламентирующую деятельность, которая направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;
    • организационно - хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;
    • организационно - идеологическую деятельность – это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы;

Существует также  иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления  функций государства являются деятельностью  главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных  организаций и обществ.

В соответствии с  этим принято также выделять следующие  основные формы осуществления функций  государства:

  1. Законодательная – деятельность законодательных государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно - правовых документов;
  2. Исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;
  3. Судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;
  4. Контрольно - надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства;

Методами осуществления  функций государства считают  такие средства, с помощью которых  решаются важные задачи государства, в  частности, принуждение, убеждение, планирование.

 

 

30. Принципы разделения властей и его сущность.

1) Конституционное закрепление принципа разделения власти с четким указанием пределов прав каждой власти и определением средств сдержек и противовесов в рамках взаимодействии трех ветвей власти. При этом важно, чтобы конституция в конкретном государстве принималось специально созданной организацией (конституционной ассамблеей, конвентом, учредительным собранием и др.). Это необходимо, чтобы законодательная власть сама не определяла свой объем прав и обязанностей.

2) Юридическое ограничение пределов  властных полномочии ветвей власти. Принцип разделения власти не позволяет ни одной ветви власти обладать неограниченными полномочиями: они ограничиваются конституцией. Каждая ветвь власти наделяется правами воздействия на другую, если та становится на путь нарушения конституции и законодательства.

3) Взаимное участие в кадровом  пополнении органов власти. Этот  рычаг сводится к тому, что  законодательная власть участвует  в формировании высших должностных  лиц исполнительной власти. Так,  в парламентских республиках  правительство формируется парламентом  из числа представителей, той  партии, которая одержала победу  на выборах и имеет большее  количество мест в нем.

4) Вотум доверия или недоверия.  Вотум доверия или недоверия  - это воля, выраженная большинством  голосов в органе законодательной  власти по поводу одобрения  или неодобрения политической  линии, определенной акции или  законопроекта правительства. Вопрос  о вотуме может поставить само  правительство, орган законодательной  власти, группа депутатов. Если  орган законодательной власти  выразил вотум недоверия, то  правительство уходит в отставку  или распускается парламент и  объявляются выборы.

5) Право вето. Вето - это безусловный  или отлагательный запрет, налагаемый  одним органом власти на постановления  другого. Правом вето пользуется  глава государства, а также  верхняя палата при двухпалатной  системе по отношению к постановлениям  нижней палаты. Президенту принадлежит  право отлагательного вето, которое  парламент может преодолеть путем  вторичного рассмотрения и принятия  постановления квалифицированным  большинством.

6) Конституционный надзор. Конституционный  надзор означает наличие в  государстве специального органа, призванного следить за тем,  чтобы ни одна власть не  нарушала требования конституции.

7) Политическая ответственность  высших должностных лиц государства.  Политическая ответственность - это предусмотренная конституцией  ответственность за политическую  деятельность. От уголовной, материальной, административной, дисциплинарной  ответственности она отличается  основанием наступления, процедурой  привлечения к ответственности  и мерой ответственности. Основанием  политической ответственности являются  поступки, характеризующие политическое  лицо виновного, затрагивающие  его политическую деятельность.

8) Судебный контроль. Любые органы  государственной власти, управления, которые непосредственно и неблагоприятным  образом затрагивают личность, имущество  или права индивида, должны подлежать  надзору судов с правом окончательного  решения о конституционности.

Разделение власти и сегодня  во многих странах используется как  foolproof, что в переводе с английского означает “защита от дураков”, т.е. от случайных ошибок какой-либо ветви власти или высокого должностного лица государства. В то же время разделение власти - важный признак сохранения демократического режима в обществе.

 

 

 

31. Методы теории государства и права. 

Методы теории государства  и права - это приемы, способы, подходы, которые используются теорией государства  и права для познания своего предмета и получения научных результатов.

Выделяются следующие методы:общенаучные - общие методы, выработанные общественными и естественными науками: 

- материалистический подход - позволяет  проследить связь государства  и права с реальными процессами, выявить и исследовать их возможности  для упрочнения материальных  основ и увеличения экономического  потенциала общества;

- диалектический метод - учение  об общих закономерных связях  развития бытия и сознания;

- метод перехода от абстрактного  к конкретному и от конкретного  к абстрактному - например, процесс  познания формы государства переходит  от абстрактной формы государства  к его видам - форма правления  и форма государственного устройства, затем к их видам;

- исторический метод - изучение  исторических традиций, социально-культурных  корней государства и права;

  • системный метод - исследование объекта как системы - упорядочивание множества элементов.

Основные элементы государства - органы государства, основные элементы права - нормы права;

К общенаучным методам относятся  и логические приемы:• анализ - выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи  между ними

• синтез - используется для обобщения  данных, которые получены в результате анализа свойств и принципов  изучаемых явлений.

• индукция - познание отдельных сторон или свойств государства и  права, на основе которых затем даются обобщения различного уровня;

• дедукция - обратный прием - познание от общего к частному: сначала познаются  общие закономерности и свойства государства и права, затем, разделяя их на определенные группы, им дается определение.

гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для какого-либо явления, требующее проверки на опыте и  теоретического обоснования для  того, чтобы стать научной теорией.

2. частно-научные

• формально-юридический метод - исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, методы систематизации нормативного материала, правила юридической  техники, анализ форм государства, определение  и юр. оформление компетентности органов  государства. Т.е. он помогает описать, классифицировать, систематизировать  государственно-правовые явления, исследовать  их формы

• метод государственного и правового  регулирования - суть - между различными государственно-правовыми явлениями  имеется определенное сходство, поэтому, зная свойство одного из них (модель) можно  судить о других.

• конкретно-социологический метод - помогает выявить степень эффективности  функционирования всех ветвей государственной  власти, правового регулирования, состояний  законности и правопорядка в государстве. Используется такие приемы: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

 

32. Современное отношение к марксистско-ленинской теории государства и права.

В российской науке теории государства  и права многие десятилетия господствовал  марксистско-ленинский подход к  изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государств и права признавалась единственно  правильной, все другие теории считались  ложными и подвергались критике.

Это обедняло нашу науку, не позволяло  использовать в полной мере мировые  достижения политической и правовой культуры, что тормозило развитие науки теории государства и права. В последнее время марксистско-ленинская  доктрина подверглась жесткой критике. Отрицательное отношение к ней  как к учению было обусловлено  затяжными кризисами во многих социалистических странах.

Действительно, в этой доктрине немало утопий и устаревшего, но есть и положения  и выводы, идеи о коллективизме, социальной справедливости.

 

33. Взаимоотношения государства и личности

Отношение государства к правам человека и гражданина служит главным  показателем демократичности государства  в современном мире. Проблема взаимоотношений  между государством и человеком - одна из важнейших проблем правового  государства. Неограниченная свобода  людей в обществе может привести к хаосу, произволу, поэтому в  демократических государствах границы  свободы личности определяются легитимными  законами. В юридическом смысле она  представляет собой закрепленную нормативную  возможность совершать действия, поступки, по своему усмотрению, не нарушая  свободы других. Юридическое ограничение  свободы поступков людей в  обществе - объективная необходимость. Государство должно определить границы  своего вмешательства в сферу  бытия личности. Причем они определяются в интересах самих же людей, с  тем, чтобы человек не пострадал  от свободы другого человека. В  проблеме государство и личность очень важно уяснить их взаимную ответственность. Если личность отвечает за свои поступки, то государство - за то, что не может обеспечить безопасность личности, сохранность ее имущества. Охрана жизни, безопасности, имущества  людей, их свободы - важнейшая, верховная  функция государства. Государство  для человека, а не наоборот. Противоречия между государством и его гражданами должны разрешаться беспристрастными судебными органами на основе легитимного закона.

 

34. Пути формировании правового государства в России.

В историческом аспекте можно выделить несколько этапов движения к формированию правового государства.

Первый этап - теоретическое осмысление философии правового государства.

Второй этап начинается, когда основные теоретические выводы о правовом государстве реализуются в различных, документах (декларациях, конституциях, отдельных законах).

Третий этап характеризуется тем, что само общество созрело для  восприятия этих принципов и готово создать необходимые условия  для дальнейшего продвижения  идеи правого государства в реальной жизни.

Четвертый этап: когда государство  образующее общество становится правовым, наступает время для реального - функционирования правового государства.

Исходя из этого, каждое общество может  определить свое место на пути формирования правового государства. В масштабе всей России мы сегодня находимся  на уровне осмысления его идей и  формально-юридической реализации их в соответствующих законах. Нам  еще очень далеко до реального  правового государства. Нам необходимо:

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"