Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:56, шпаргалка
1. Конституционные основы правового государства.
В любом государстве основным законом является конституция, соблюдение ее - это неотъемлемая часть любого человека и гражданина. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.
Основные принципы правового или конституционного государства состоят в том, что государственная власть в нем ограничена.
Государственная власть - это особая
разновидность социальной власти, которая,
в отличие от других ее видов (отцовской,
власти в рамках различных корпоративных
организаций т.д.), опирается на возможность
публичного принуждения с применением
специальных средств. Государственная
власть реализуется через
Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.
Функции – то, чем конкретно занимается государство, в них проявляется социальное назначение и сущность государства.
Различают следующие формы осуществления функций государства:
Правовую деятельность подразделяют на:
Организационная деятельность включает в себя:
Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ.
В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:
Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства, в частности, принуждение, убеждение, планирование.
30. Принципы разделения властей и его сущность.
1) Конституционное закрепление принципа разделения власти с четким указанием пределов прав каждой власти и определением средств сдержек и противовесов в рамках взаимодействии трех ветвей власти. При этом важно, чтобы конституция в конкретном государстве принималось специально созданной организацией (конституционной ассамблеей, конвентом, учредительным собранием и др.). Это необходимо, чтобы законодательная власть сама не определяла свой объем прав и обязанностей.
2) Юридическое ограничение
3) Взаимное участие в кадровом
пополнении органов власти. Этот
рычаг сводится к тому, что
законодательная власть
4) Вотум доверия или недоверия.
Вотум доверия или недоверия
- это воля, выраженная большинством
голосов в органе
5) Право вето. Вето - это безусловный
или отлагательный запрет, налагаемый
одним органом власти на
6) Конституционный надзор. Конституционный
надзор означает наличие в
государстве специального
7) Политическая ответственность
высших должностных лиц
8) Судебный контроль. Любые органы
государственной власти, управления,
которые непосредственно и
Разделение власти и сегодня во многих странах используется как foolproof, что в переводе с английского означает “защита от дураков”, т.е. от случайных ошибок какой-либо ветви власти или высокого должностного лица государства. В то же время разделение власти - важный признак сохранения демократического режима в обществе.
31. Методы теории государства и права.
Методы теории государства
и права - это приемы, способы, подходы,
которые используются теорией государства
и права для познания своего предмета
и получения научных
Выделяются следующие методы:
- материалистический подход - позволяет
проследить связь государства
и права с реальными
- диалектический метод - учение об общих закономерных связях развития бытия и сознания;
- метод перехода от
- исторический метод - изучение исторических традиций, социально-культурных корней государства и права;
Основные элементы государства - органы государства, основные элементы права - нормы права;
К общенаучным методам относятся и логические приемы:• анализ - выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними
• синтез - используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа свойств и принципов изучаемых явлений.
• индукция - познание отдельных сторон или свойств государства и права, на основе которых затем даются обобщения различного уровня;
• дедукция - обратный прием - познание от общего к частному: сначала познаются общие закономерности и свойства государства и права, затем, разделяя их на определенные группы, им дается определение.
гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией.
2. частно-научные
• формально-юридический метод - исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники, анализ форм государства, определение и юр. оформление компетентности органов государства. Т.е. он помогает описать, классифицировать, систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их формы
• метод государственного и правового
регулирования - суть - между различными
государственно-правовыми
• конкретно-социологический
32. Современное отношение к марксистско-ленинской теории государства и права.
В российской науке теории государства и права многие десятилетия господствовал марксистско-ленинский подход к изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государств и права признавалась единственно правильной, все другие теории считались ложными и подвергались критике.
Это обедняло нашу науку, не позволяло
использовать в полной мере мировые
достижения политической и правовой
культуры, что тормозило развитие
науки теории государства и права.
В последнее время марксистско-
Действительно, в этой доктрине немало утопий и устаревшего, но есть и положения и выводы, идеи о коллективизме, социальной справедливости.
33. Взаимоотношения государства и личности
Отношение государства к правам
человека и гражданина служит главным
показателем демократичности
34. Пути формировании правового государства в России.
В историческом аспекте можно выделить несколько этапов движения к формированию правового государства.
Первый этап - теоретическое осмысление
философии правового
Второй этап начинается, когда основные
теоретические выводы о правовом
государстве реализуются в
Третий этап характеризуется тем, что само общество созрело для восприятия этих принципов и готово создать необходимые условия для дальнейшего продвижения идеи правого государства в реальной жизни.
Четвертый этап: когда государство образующее общество становится правовым, наступает время для реального - функционирования правового государства.
Исходя из этого, каждое общество может
определить свое место на пути формирования
правового государства. В масштабе
всей России мы сегодня находимся
на уровне осмысления его идей и
формально-юридической
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"