1. Отрешиться от идеологии нищих
и бедных.
2. Перестать рассматривать государство
как благотворитель граждан, который
в своей деятельности не имеет
пределов.
3. Преодолеть идеологию безусловного
примата общественных интересов
над интересами личности.
4. Юридически закрепить и реально
придерживаться примата общечеловеческих
ценностей над национальными, внутригосударственными.
5. Преодолеть негативное отношение
к идее подлинного разделения
власти.
6. Преодолеть исторически сложившееся
негативное отношение к праву,
созреть до уровня, позволяющего
рассматривать его как социальную
ценность, объективно необходимый
регулятор общественных отношений
в цивилизованном обществе.
7. Преодолеть народное стремление
найти высшую справедливость
в верховном правителе, в любой
вышестоящей инстанции, а не
на суде, который функционирует
в каждом районе.
8. Преодолеть субъективное стремление
правящих любого уровня - особенно самого
высокого - объявлять свою волю правом
и законом.
9. Покончить с отсутствием правовых
знаний, правовой культуры у населения,
для которого право, закон зачастую
трактуются как категория, отражающая
деятельность только органов
милиции, суда и прокуратуры.
10. Нельзя не учитывать ее
огромную территорию России, многонациональный
состав населения и исторически
сложившееся сознание, как управляющих,
так и управляемых.
Нам необходима Россия демократическая,
признающая власть права.
35. Понятие политической
системы общества, ее элементы.
Политическая система
в демократическом государстве-
это аккумулятор экономического
и политического плюрализма, механизм
реализации власти права в интересах
государствообразующего общества.Оптимальное функционирование политической
системы может обеспечиваться лишь в условиях
правового государства, поскольку именно
оно создает подлинно демократические
механизм формирования различных политических
сил в обществе. Политическая система
и организация политической власти общества,
то есть государство, различаются, и последнее
входит в состав политической системы
как ее элемент. К элементам политической
системы общества относятся: политические
партии, политические институты, общественные
объединения.
36. Государство и экономика.
Главная задача государства в сфере
экономики - это защита прав и интересов
предприятий и предпринимателей,
характеризуемая многоаспектностью
и сложностью. Она предполагает законодательное
закрепление гарантий прав и интересов
предприятий и предпринимателей.
Без определения правовых гарантий
деятельности предприятий и предпринимателей
нельзя говорить и об их нарушениях.
В частности, государством должны гарантироваться:
право свободно заниматься предпринимательской
деятельностью и право приобретать необходимое
для этой деятельности имущество; защита
имущества предпринимателей от незаконного
изъятия; свободный выбор сферы деятельности
в пределах, установленных законодательством;
право распоряжаться имуществом, производственной
продукцией и прибылью; защита от влияния
монополистической деятельности отдельных
предприятий и объединений предприятий;
право деятельности отдельных предприятий
и объединений предприятий; право решать
вопросы ценообразования, форм и способов
реализации продуктов; самостоятельно
определять структуру и штат работников
и т.д. Вмешательство государства в предпринимательскую
деятельность предприятий и частных лиц
допускается только на основе законодательства
и ограничивается, как правило, следующими
вопросами, относящимися к исключительной
компетенции государства; соблюдение
законности; оборона и безопасность общества;
безопасность и здоровье граждан; налоговое,
ценовое и антимонопольное регулирование;
предоставление социальных гарантий;
соблюдение экологических, санитарных
и противопожарных норм.
37. Понятие государства.
Государство - это исторически сложившаяся
организация политической власти определенного
общества. В данном определении следует
выделить следующие ключевые моменты:
- Государство - это организация политической власти. Организация общества может быть экономической, религиозной или любой иной;
- Политика есть взаимоотношения между определенными социальными группами. Поэтому важнейшее социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов;
- Власть - это сила, способная оказывать воздействие на поведение людей. С помощью власти государство, при необходимости, вмешивается в общественные процессы, воздействует на поведение участников общественных отношений. Государственная власть – это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской, власти в рамках различных корпоративных организаций и т.д.), опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных средств;
- Государство есть, организация политической власти определенного общества. “Государство вообще”, как известно, бывает лишь в теории, в обобщениях. На практике же функционируют конкретные государства конкретных обществ.
38. Гражданское общество.
Гражданское общество - это
дееспособная система социальных, экономических,
политических, правовых и иных отношений,
складывающихся в обществе в интересах
его членов и их объединений. Для оптимального управления и защиты
этих отношений гражданское общество
учреждает государство - политическую
власть этого общества.
- Гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами; гражданское же общество - часть общества за исключением государства как организации его политической власти. Гражданское общество- это государствообразуещее общество.
- Гражданское общество, на наш взгляд, появляется и оформляется позже общества как такового, но оно появляется непременно с появлением государства, функционирует во взаимодействии с ним. Нет государства - нет и гражданского общества. Понятие гражданское общество соотносится с понятием государство, гражданское общество остается естественным продолжением общества, условием его жизнедеятельности, включая
государство.
- Гражданское общество и государство объективно “обречены” на постоянное взаимодействие. Гражданское общество формирует государство для реализации своих интересов, определяет направления его деятельности; ему принадлежит примат во взаимоотношениях с государством.
- Гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государственной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом месте. Если государство отрывается от интересов гражданского общества, то оно деградирует и распадается. 5. Гражданское общество надо рассматривать как множество групповых интересов, а не как простую совокупность граждан. Это- общество граждан, имеющих различные групповые интересы.
39. Понятие, сущность
и принципы правового государства.
Правовое государство -
это правовая (справедливая) организация
государственной власти в высококвалифицированном,
культурном обществе, нацеленном на идеальное
использование государственно-правовых
институтов для организации общественной
жизни в подлинно народных интересах.
Признаками правового государства
являются:
верховенство в обществе легитимного
закона;
разделение власти;
взаимопроникновение прав человека 'и
гражданина;
взаимоответственность государства
и гражданина;
справедливая и эффективная
правозащитная деятельность и др.
Сущность правового государства
сводится к его подлинной демократичности.
К принципам правового государства
относятся:
- принцип приоритета права (это рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; необходимость идеологически правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур, т.е. конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.);
- принцип правовой защищенности человека и гражданина (это равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина, особые тип правового регулирования и форма соотношений, стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления)
3 принцип единства права и
закона (это означает, что нормативно-правовой
акт
должен отражать естественно-правовые
начала, соответствовать международно-правовым
нормам о правах человека и гражданина,
быть принятым легитимным органом государственной
власти, законно избранным или
назначенным);
4 принцип правового разграничения
деятельности различных ветвей
государственной власти (власть
в государстве обязательно должна
делиться на законодательную, исполнительную
и судебную);
5. принцип верховенства закона.
40. Понятие формы государства.
Форма государства - это
внешняя, видимая организация государственной
власти. Она характеризуется: порядком
образования и организации высших
органов власти в обществе, способом
территориального устройства государства,
отношением между центральной и
местной властью, приемами и методами
осуществления государственной
власти.
Поэтому, раскрывая вопрос о форме
государства, нужно выделить три
его составные части: форму правления,
форму государственного устройства,
государственный режим. По форме
правления государства подразделяются
на деспотию, монархию и республику.
По форме государственного устройства
государства подразделяются на простые
(унитарные) и сложные (империя, конфедерация,
федерация). Выделяется два вида государственного
режима: демократический и авторитарный.
41. Исторические судьбы
государства и права.
Существуют различные точки
зрения относительно судьбы государства
и права.
Например, представители марксистско-ленинского
учения проповедовали, что в будущем
обществу будет не нужно государство
и право. По этому учению считается,
что государство и право существуют
не вечно, было время, когда их не было
и придет время, когда их не будет.
Эти понятия рассматривались
с классовой позиции. Некоторые
ученые полагают и сейчас, что государство
и право будут отмирать. В частности,
люди перестанут совершать преступления
и право будет не нужно. На мой взгляд это
неправильная точка зрения, я придерживаюсь
другой. Другие ученые считают, что государство
и право будет эволюционировать в сторону
построения правового государства.
Основное направление деятельности
государства - защита прав и свобод
человека и гражданина.
- формирование правового сознания
человека
- построение такого государственно-правового
механизма, который был бы действительно
направлен на реальное обеспечение
провозглашения Конституцией РФ
положения о правах человека
как высшей ценности
- развитие правовой деятельности,
складывающейся из правотворческой
деятельности органе государственной
власти, на правоприменительной
деятельности правоохранительных
органов и иных органов государства;
отсюда формирование новой системы
законодательства, которая бы отражала
происходящие в обществе изменения
основ жизнедеятельности, и проведение
в жизнь правовых норм учетом
индивидуальных особенностей ситуации.
- развитие частного нрава.