Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:56, шпаргалка

Краткое описание

1. Конституционные основы правового государства.
В любом государстве основным законом является конституция, соблюдение ее - это неотъемлемая часть любого человека и гражданина. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.
Основные принципы правового или конституционного государства состоят в том, что государственная власть в нем ограничена.

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 71.63 Кб (Скачать)

Соотношение теории государства и  права с гуманитарными и юридическими науками.С гуманитарнымиа) теория государства и права и философия

Теория государства и права  имеет с Философией самые глубокие и прочные связи. Использование  достижений Философии обуславливает  общенаучный уровень учения о  государстве и праве, который  свою очередь позволяет философии  формулировать общие принципы развития свободы и социального процесса. Использование достижений философии  при изучении проблем государства  и права позволяет избежать ошибок мировоздания, способствовать правильной постановке новых проблем и более осознанному решению вопросов государства и права.

Зависимость между философией и  теорией государства и права  прослеживается на протяжении всей истории. Например, философское мировоззрение  какого-либо мыслителя может быть использовано для прогрессивного влияния  на формирование в обществе взглядов на государство и право.

Например, идеалистическая философская  система Гегеля в условиях Прусской монархии способствовала распространению  антидемократичных взглядов на государство. В то же время диалектика Гегеля стала источником прогрессивных  научных представлений о государстве  и праве.

б) теория государства и права  и экономические науки

Экономические науки изучают способы  производства материальных благ, формы  собственности, хозяйственную жизнь  человека и общества, существующие в нем распределительные отношения, раскрывают влияние эк. базиса на социальные и политические интересы.

Связь с теорией государства  и права выражается в том, что  каждый способ производства функционирует  успешнее, если ему больше простора дают государственно-правовые механизмы.

в) Теория государства и права  и социология.

Социология связана с управлением, осуществляемым посредством государства  и права. Она также изучает  закономерности соц. поведения людей, его мотивацию. Используя достижения социологии, теория государства и  права решает проблемы повышения  социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования  гос. аппарата.

г) Теория государства и права  и политология

Политология изучает политику, политические интересы, систему и процессы.

Государство и право неотделимы от политики и политической жизни  общества. Политическая жизнь в целом  связана с государством и его  деятельностью, государственным властью, с ее содержанием, формами и методами деятельности. Политика (древние греки) - искусство управления государством.

Политическая (гос.) власть - венец  политики, основа порядка в обществе. С политической властью прямо  или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно  взаимодействуют с Г и П.

д) Теория государства и права  и социальная психология

Связь проявляется в изучении формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности  его воздействия на сознание, волю и поведение людей. Социальная психология позволяет Теории государства и  права установить наиболее типичные последствия деятельности государственно-правовых институтов.

Система юридических дисциплин  делится на следующие группы:

  1. историко-теоретические науки (Теория государства и права, История государства и права, История политических и правовых учений) - также изучают государство и право в целом, историю развития политической и правовой мысли. Теория государства и права использует выводы и достижения этих наук, исторический материал как основу.
  2. отраслевые науки (Конституционное право, Гражданское право, Трудовое право, Административное право. Уголовное право, Гражданско-процессуальное право) - по отношению к ним Теория государства и права выступает как обобщенная наука.
  3. прикладные науки - (криминалистика, суд. медицина) - в меньшей степени взаимосвязаны, т.к. эти науки содержат данные естественных наук, технических, и не в полной мере относятся к юр. наукам. Например, криминалистика опирается на достижения технических наук, суд. медицина – использование в судебной деятельности мед. наук.

 

 

22. Государственная служба: понятие и нормативное регулирование.

Государственная служба - это выполнение служащими обязанностей по реализации функций государства  на конкретном участке. Она осуществляется от имени государства и за счет государства, и несут ее государственные служащие, подразделенные на различные чины и звания. Государственные служащие делятся на: политические служащие государства (президент, премьер- министр, министры и т.д.); военнослужащие - военные, находящиеся на постоянной службе; судьи, прокуроры; гражданские служащие государства (все, кто не входит в первые три группы, но получает жалование у государства). Гражданские служащие государства подразделяются на три класса: административный, исполнительный, канцелярский. Каждый класс делится на ранги (ступени), а ранги - на должности (посты).

Государственная служба регулируется различными законами, указами, постановлениями. Например, Законы “О государственной  службе”; “О статусе судей”; “О прокуратуре”; “О статусе военнослужащих” и  т.д.

23. Основные концепции возникновения государства и права и их анализ.

Выделяются следующие теории происхождения  государства: теологическая (Ф. Аквинский); патриархальная (Платон, Аристотель); договорная (Ж.-Ж.Руссо, Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, А.Н.Радищев); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин); теория насилия (Л-Гумплович, К.Каутский); психологическая (Л.Петражицкий, Э.Фромм); органическая (Г.Спенсер).

Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения  и сущности государства: вся власть от бога. В патриархальной теории Платона  и Аристотеля идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами  его семьи. Они считали государство  обручем, скрепляющим своих членов на основе взаимного уважения и отеческой  любви. Согласно договорной теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в “естественном” состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. Теория насилия заключается и завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

Психологическая теория объясняет  причины возникновения государства  свойствами психики человека, его  биопсихическими инстинктами и  т.п. Органическая теория считает государство  результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция.

Существуют следующие концепции  права: нормативизм (Г.Кельзен), марксистская школа права (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), психологическая теория права (Л.Петражицкий), историческая школа права (Ф.Савиньи, Г.Пухта), социологическая школа права (Р.Паунд, С.А.Муромцев). Суть нормативизма состоит в том, что право рассматривается как явление должного упорядочения системы норм. Психологическая теория права понятие и сущность права выводит из правовых эмоций людей, во-первых, позитивного переживания, отражающего установления государственные и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает реальным, “действительным” правом. Социологическая школа права отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится “живое право”, тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений. Историческая школа права, исходит из того, что право есть общее убеждение, общий “национальный” дух, а законодатель выступает главным его представителем. Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов.

24. Общество, общественная власть и социальные нормы при первобытнообщинном строе.

Власть в первобытнообщинном строе  олицетворяла силу и волю рода или  союза родов; источником и носителем  власти был род; она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его  члены. Здесь субъект и объем  власти полностью совпадали, поэтому  она была по своей природе общественной, то есть неотделенной от общества и  политики. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества.

Хотя общественная власть не имела  специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной для эффективного принуждения за нарушения существующих правил поведения. Несложные отношения  первобытнообщинного строя регулировались обычаями - исторически сложившимися правилами поведения, которые вошли  в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних  и тех же действий и поступков. Социальные нормы – это обязательные правила людей общественного  характера в обществе.

Обычаи догосударственного общества имели характер мононорм, были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и обрядовыми правилами.

Особое место занимала такое  средство обеспечения обычаев как  табу (запрет), благодаря которому поддерживалась дисциплина в обществе.

 

25.  Государственно-правовой (политический) режим.

Государственно-правовой (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью  которых органами государства осуществляется власть в обществе. Государственно-правовой (политический) режим бывает двух видов - демократический и авторитарный.

Демократический режим - это режим, основанный на полновластии народа, т.е. на его реальном участии в делах  государства, общества, на признании  прав и свобод человека.

Авторитарный режим - абсолютномонархический, тоталитарный, фашистский и т.д. - проявляется в отрыве государства от народа, подменой его (народа) как источника государственной власти властью императора, вождя, генерального секретаря и пр.

Уясняя понятие государственного режима, нужно иметь в виду, что  демократические и авторитарные режимы не существуют в чистом виде. В реальных государствах демократические  и авторитарные режимы могут на некоторое  время переплетаться (особенно в  государствах переходного типа), дополняться  различными факторами, обусловленными конкретными историческими условиями  жизни того или иного государствообразующего народа.

 

 

 

 

26. Понятие общества. Соотношение общества и государства. 

 

Общество представляет собой определенную исторически сложившуюся форму общности людей.

Любому сообществу людей присущи  различия между ними и определенная степень организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Разделение труда в экономике объективно ведет к формированию различных слоев, каст, классов людей. Отсюда и различия в их сознании, мировоззрении.

Социальный плюрализм лежит  в основе формирования и политических идей, учений.

Политическое устройство общества по логике вещей отражает его социальное разнообразие. Поэтому в любом  обществе одновременно функционируют  силы, стремящиеся к тому, чтобы  превратить его в более или  менее целостный организм. Иначе  сообщество людей не есть общество.

Государствообразующее общество – это такое исторически сложившееся общество, которое для ведения своих повседневных дел учреждает специальную политическую власть, называемую государством.

Государство выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере от общества) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая власть, оно не есть общество, оно до некоторой степени отделяется от него и образует силу, призванную организовать общественную жизнь, управлять ею. Таким образом, с появлением государства общество раскалывается на две части - на государство и остальную, негосударственную часть, которая и является гражданским обществом.

Когда в государствообразующем обществе четко выделяются, с одной стороны, государство, а с другой - гражданское общество, то вопрос о соотношении государства и общества, по существу, превращается в проблему соотношения гражданского общества и его политической власти. Поэтому необходимо более подробно остановиться на понятии и сущности гражданского общества.

 

27. Понятие единоначалия и разделения властей.

Единоначалие - это разделение функций, т.е. разграничение функций различных  органов власти. Носителем единоначалия являлся монарх, император, король и  др. в их руках сосредотачивалась  и законодательная, и судебная и  исполнительная власть. Суть теории разделения властей направлена на критику теории единоначалия, которая ведет к  тоталитаризму и деспотии. В соответствии с ней единая государственная  власть. Должна функционировать в  рамках системы сдержек и противовесов, которая направлена на то, чтобы  она не сосредотачивалась только в одной ветви, у одного лишь главы  государства. Система сдержек и  противовесов также предполагает самостоятельность  в рамках законов и взаимодействие трех частей (ветвей) единой государственной  власти: законодательной, исполнительной, судебной.

В переводе на житейский язык получается, что обществом оперативно (повсеместно, ежечасно) управляет исполнительная власть (президент, кабинет министров). Однако она действует, осуществляя  свои функции в строгом соответствии с законами, принятыми законодательной  властью (парламентом). Независимая  судебная власть существует для того, чтобы привлекать к ответственности  любого, кто нарушает закон. При этом все три ветви власти независимы друг от друга, но четкой тесно повязаны друг с другом законами. Даже законодательная  власть не всесильна.

Она принимает законы в рамках конституции  и не имеет права произвольно  вмешиваться в сферу исполнительной и судебной ветвей власти.

 

28. Понятие государственной власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"