Шпаргалка по "Частному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:01, шпаргалка

Краткое описание

1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Римское частное право – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.
Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Файлы: 1 файл

1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА.docx

— 202.88 Кб (Скачать)

Кодификация Юстиниана, «Свод нового гражданского (цивильного) права», проводилась с 528 по 534 гг. лучшими юристами империи и включала следующий материал:

– первый свод императорских законов, которому позже пришел на смену Кодекс «50 решений»;

– «Дигесты Юстиниана», собрание трудов юристов за всю прошедшую историю, состоявшие из 50 томов или более чем тысячи законов по всем отраслям права;

– институции – элементарный учебник по праву, состоявший из 12 книг на основе институций Гая, одного из пяти ведущих юристов прошлого;

– «Кодекс 50 решений», явившийся весьма прогрессивным для своего времени для разрешения спорных вопросов; кодекс отменил устаревшие процедуры, привел законодательство к логически обоснованному и соответствующему эпохе виду;

– Новеллы (новые законы), объединенные в сборник уже после смерти Юстиниана.

Кодификация Юстиниана применялась до X в. в Восточной Римской империи (Византии). В Западной Римской империи для этой же цели использовались сборники отдельных королевств и практика юристов. Только в XI в., когда Рим как империя не существовал, тексты Дигестов распространились в юридических кругах европейских королевств.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ПРАВА

Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.

Римское право различало несколько видов источников:

1) обычное право – совокупность  общеобязательных, определенных правил  поведения, которые сложились в  Древнем Риме в связи с их  неоднократным применением. Обычаи  не являются формально определенным  источником права, так как они  не зафиксированы ни в одном  официальном акте. Различают обычаи  предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи  магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи  являлись альтернативой иных  более важных источников права, помогали претворять вжизнь законы  и другие источники права. Обычаи  применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;

2) законы (leges) – основное воплощение  римского писаного права, акты, принятые  специально избранными для этих  целей лицами (магистратами). Виды  законов:

а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);

б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta); в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta); 3) плебисциты – аюы, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.

Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.

Источники римского права:

1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие  надписи были опубликованы в  Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);

2) Законы XII таблиц – свод законов  Древнего Рима, который в виде  медных многогранных досок был  выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашива-нии привилегий;

3) кодификация императора Юстиниана– Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);

4) произведения римских юристов  и ораторов: Тита Ливия, Аммиана  Марцеллина, Цицерона.

КОДИФИКАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.

В IV–V вв. действовали два источника права: старое право (переданное предками) и молодое право, созданное императорским законодательством.

Постепенно было накоплено большое количество императорских конституций, что послужило причиной кодификации.

Появляются кодексы Феодосия, Грегориана, Гермогениана.

Первую официальную кодификацю осуществили в первой половине V в. Она была проведена императором Феодосием II, который издал Феодосиев кодекс. В Феодосиевом кодексе были собраны императорские конституции со времен Константина.

Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана.

Издав специальный указ 13 февраля 528 г., Юстиниан назначил комиссию из 10 членов, во главе которой стоял министр Трибониан. 7 апреля 529 г. было опубликовано собрание конституций под названием «Кодекс Юстиниана».

Но на этом работы по кодификациии правовой системы римского права не завершились, и 15 декабря 530 г. была создана комиссия из 17 членов для кодификации юридической литературы. Председателем комиссии был назначен Трибониан.

16 декабря 533 г. была проведена новая  кодификация, опубликованная под  названием «Дигесты» (от лат. digesta – «приведение в порядок»), или  «Пандекты» (от гр. pandektes – «полное  собрание»). Комиссия не только  занималась извлечением цитат, но  и редактировала текст. Многие  положения классического права  были устаревшими, и кодификаторы  от них избавлялись. Дигесты делились  на семь частей: «Общие вопросы  права»; «Правосудие», «Двусторонние  обязательства», «Середина Пандект», «Завещания», «Часть шестая» и  «Часть седьмая». Все указанные  книги делятся на титулы.

Дигесты служили источником права, которое действовало в некоторых европейских странах до XX в.

Трибониан, Теофил и Дороте в период составления Дигестов составляли новые институции вместо устаревших «Институций» Гая, которые были опубликованы 21 ноября 533 г.

Это был учебник римского права для изучения в юридических школах.

В связи с тем, что были созданы новые Ди-гесты, возникла необходимость в уточнении ранее изданного Кодекса. Вновь изданный кодекс включил в себя императорские конституции от Адриана до Юстиниана.

Кодификация Юстиниана состояла из четырех частей: Институции – 4 книги; Дигесты – 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента; Кодекс – 12 книг; Новеллы.

В XII в. кодификация Юстиниана была названа «Сводом гражданского права».

 

Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции

 

После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские западно-европейские королевства заимствовали лишь отдельные нормы римского публичного права.

Однако по мере развития экономических отношений римское право оказалось вновь востребовано (к XII в.), его начали изучать в североитальянских университетах (школа глоссаторов), применять в Италии, Германии, Южной Франции, даже Молдавии. Глоссаторы занимались комментированием и толкованием норм римского права, зачастую изменяя их в связи с изменившейся обстановкой. Помимо этого, нельзя сказать, что заимствованы были все нормы римского права (в частности, не был воспринят институт рабства).

В целях преодоления раздробленности и разнородности судопроизводства нормы римского права (глоссированные) стали применяться в судах западноевропейских стран.

Со временем нормы римского права стали систематизироваться в учебники, сборники и кодексы. Венцом этого процесса стало составление наполеоновского Гражданского кодекса Франции 1804 г. и Германского гражданского уложения 1896 г. (вступил в силу с 1900 г.).

Римское право (система его изложения) лежит в основе современных кодексов (особенно гражданских).

Весь современный понятийный аппарат гражданского права коренится в римском праве, многие институты римского права рецепиированы современным правом практически без изменений (напр., структура права собственности).

Теория государства и права заимствовала методы римского права в построении теоретических конструкций.

Из римского права заимствована современная система изложения права.

3. Состав источников римского  права к началу I века н.э.

 

Среди источников римского права можно выделить следующие:

1. Законы – акты (обычно писаные, хотя народное собрание утверждало  и устные), изданные верховной  законодательной властью. Во время монархии это осуществляли цари, при республике – народное собрание (комиции издавали lex) и определенные магистраты (напр., преторские эдикты), во время принципата – сенат и принцепс, при доминате – император (он издавал конституции, эдикты, мандаты, декреты).

Законы, чтобы вступить в силу, должны были быть опубликованы.

Отдельно выделяются кодексы, которые появились в постклассический период развития римского права (при императорах Феодосии и Юстиниане).

Предусматривалось применение закона по аналогии.

Древнейшим законом были Законы XII таблиц V в. до н.э. – бессистемная казуальная запись древнеримских обычаев, основной источник цивильного (квиритского) права, по сути – первый памятник писаного римского права.

Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов (клерикальных древнеримских юристов предыдущего периода), которые долгое время сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме – центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих законов было обязательным. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов.

2. Обычаи вышли из недр доправового  общества, формировались помимо  воли законодателя посредством  постоянного и длительного повторения  определенных норм поведения, творцом  обычая по сути является народ.

В республиканский период законы и обычаи имели одинаковую юридическую силу, в императорский период правовое значение обычаев значительно снизилось.

3. Взгляды юристов. Деятельность  юристов издавна оказывала значительное  влияние на развитие римского  права, в классический период (в  эпоху принципата) ее правотворческий  характер получил и формальное  признание со стороны верховной  власти.

Император (со времени Тиберия) даровал узкому кругу видных юристов (потом фрагменты из их трудов и изречений были включены в Дигесты), т.е. их разрешения спорных юридических ситуаций стали источниками правовых норм.

В 426 г. эдиктом императора Валентиниана III сочинениям таких юристов, как Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин, вообще была придана сила закона.

4. Судебная практика. Древние римляне  не знали прецедентного права. Важнейшие прецеденты просто  включались в преторский эдикт, который являлся законом. Подчиненную  роль играл правовой обычай  судебного процесса.

 

РИМСКОЕ СУДОУСТРОЙСТВО

В Древнем Риме не существовало системы судебных органов. В различные периоды времени их число, структура и компетенция существенно изменялись.

Все органы и должностные лица, выполнявшие судебные функции, помимо этого, занимались также политической, финансовой деятельностью, административным управлением и т. д.

В Царский период (VIII–VI в. до н. э.) в Римском государстве органами управления являлись:

Народное собрание (куриатная комиция), совет старейшин (Сенат) и царская власть (Rex). И куриатные комиции, и рекс выполняли некоторые судебные функции, о точном содержании которых сведения до наших дней не сохранились.

К VI в. до н. э. общинная форма государственности изжила себя и ей на смену пришла Римская рабовладельческая республика с более четким разграничением компетенции всех органов и должностных лиц. С периодом республики связано появление магистратур. Судебные функции выполнялись следующими магистратами: народными трибунами, преторами, диктаторами и провинциальными магистратами из числа бывших преторов и консулов. Народный трибун имел право по своему усмотрению арестовывать любого человека и производить его публичный допрос. Претор, большую часть компетенции которого занимали судебные полномочия, непосредственно производил процессуальные действия, а в ряде случаев (например, экстраординарный процесс) выступал в роли единственного судьи. Преторам принадлежало право толкования законов, что существенно расширяло их судебные полномочия. На период установления диктатуры вся полнота власти (в том числе и судебной) принадлежала диктатору, который имел право выносить любые решения, не подлежащие обжалованию.

В провинции магистратам принадлежала вся полнота власти, в том числе и судебной.

В период республики народные собрания принимали судебные решения, в отношении которых Сенат не имел права их изменения, сам же Сенат судебным органом не являлся, но мог назначать судебные комиссии и давать указания о производстве по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов и злонамеренном убийстве.

С 82 по 27 г. до н. э. в Древнем Риме существовали военные диктатуры, во время которых судебные правомочия некоторых органов и должностных лиц изменились: при Сулле произошло значительное снижение роли народных собраний, а Сенат приобрел ряд судебных правомочий, при Цезаре диктаторская власть включала в себя власть народных трибунов и т. д.

В период принципата еще сохранялись республиканские органы государственной власти и управления, которые теоретически выполняли ряд судебных функций, но фактически вся судебная власть была сосредоточена в руках императора – прин-цепса (Октавиан обладал правом высшего гражданского и уголовного суда, Август отнял судебные полномочия у народных собраний плюс был организован ряд новых государственных органов, подчинявшихся непосредственно императору, в состав которых входил и юридический отдел канцелярии), а в период домината (с 284 г. н. э.) все республиканские органы были упразднены, а магистраты превратились в муниципальных должностных лиц, что означало переход всех судебных органов и должностных лиц в непосредственное подчинение императора.

Информация о работе Шпаргалка по "Частному праву"