Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:01, шпаргалка
1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Римское частное право – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.
Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).
1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Римское частное право – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.
Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).
Римское частное право регулировало имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения (порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье); отношения собственности, права на чужие вещи; обязательственные правоотношения; наследование.
Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные.
В Риме существовал рабовладельческий строй. Права были лишь у свободных людей. Зарабовладельцами закреплялась неограниченная возможность эксплуатации рабов.
Изначально в Древнем Риме не все свободные люди были наделены правами. Субъектами частного римского права были только римские граждане, люди же, не входившие в римскую общину, считались бесправными. Точность формулировок, ясность построения, жизненность, конкретность, практичность права, юридические выводы соответствовали интересам господствующего класса – это отличительные признаки римского частного права.
Система римского права – порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.
В составе римского права различают отдельные системы – цивильное право, пре-торское право, право народов, справедливое право и естественное право.
Древнейшее римское право называлось ви-ритским. Данная система права в дальнейшем получила название цивильного права и определила национальный характер права римских граждан, права города-государства.
Право преторское – система права, которая сложилась наряду с цивильным правом; его появление связано с расширением земельной собственности, экономики, ростом рабовладения.
Постепенно система цивильного права и права народов слились воедино. Это было вызвано интересом господствующего класса к развитию торговли.
В эпоху принципата появилось jus aequum (справедливое право). Юристы говорили о равенстве всех в области права и перед законом. Считалось, что принцип справедливости и обман с извлечением из него выгоды несовместимы.
В результате претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести. Этот принцип проник во многие положения эдикта и преторского права. Появилась новая теория – требование морали.
1. Римское право как древнейшая система права
Под термином «римское право» (jus romanum) понимается гражданское право античного Рима. Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и Древнем мире. Оно отличается широким охватом разнообразных жизненных отношений и ситуаций.
Особенно тщательно были разработаны в римском праве способы защиты интересов частных собственников и участников имущественного оборота. Опираясь на предшествующий мировой опыт, римляне впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом совершенного юридического регулирования. На базе римского права сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации.
Предметом изучения римского права являются важнейшие институты имущественного права периода принципата (первые три века нашей эры – период классического римского права) и периода абсолютной монархии (с конца III в. до середины VI в. н. э. включительно).
В судебной практике и юриспруденции Рима в классический период было выработано деление права на публичное и частное. Это деление, отразившее присущее любому цивилизованному обществу противоречие между частным и общественным интересом, оставило глубокий след в последующей истории права.
По характеристике Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, а частное – к пользе отдельных лиц. Современное право, опираясь на наследие римского классического права, также имеет деление на публичное и частное, а благодаря тому, что на протяжении всего периода средневековья научным и юридическим языком служила латынь, современное право широко использует терминологию классического римского права.
Наиболее полно внутреннее строение римского права отражено в структуре современного частного права. На протяжении веков, конечно, изменилось наполнение многих понятий, но сами понятия сохранились и лежат в основе юридической законотворческой и судебной практики.
2. Составные части римского права
Римское частное право (jus privatum) объединяет в себе цивильное право (jus civile), право народов (jus gentium) и преторское право.
Под термином jus civile понимается национальное древнеримское право, которое применялось исключительно для римских граждан, или квиритов, и носило наименование квиритского права. В этом смысле jus civile противопоставляется jus gentium – «праву народов», действие которого распространялось на все римское население (включая так называемых перегринов, то есть иностранцев).
Поскольку jus gentium регулировало имущественные отношения, возникавшие и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло собой разновидность римского гражданского права. Историки считают, что термином jus gentium обозначали и представлявшуюся более широкой философскую категорию – право общее для всех народов; эти общие правила, подсказываемые самой природой человека, имели также собственное название – jus naturale – «естественное право».
В республиканский период римской истории римское частное право развивалось в виде параллельных систем jus civile и jus gentium. С течением времени jus civile и jus gentium стали сближаться. При практическом применении обе системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Более значительным было влияние jus gentium на jus civile потому, что первой системе, впитывавшей в себя нормы более развитых народностей, не был в такой степени свойствен формализм, характерный для исконного цивильного права, и она больше отвечала потребностям хозяйственной жизни страны.
Имело место и обратное влияние: некоторые нормы цивильного права проникали в систему jus gentium (например, по Законам XII таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане (середина VI в. н. э.) jus civile и jus gentium составили единую систему права, в которой преобладало jus gentium как право более развитое.
. Роль римских юристов в
Римская юриспруденция приобретает светский характер, начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 г. до н. э.), правовые консультации которого носили публичный и открытый характер. Юристы давали консультации, редактировали и составляли юридические акты, принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сторон.
Наиболее известны были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций Руф, которые дали обобщение судебной практики, систематически изложили цивильное право (Публий Сцевола) и составили первый комментарий преторского права (Сульпиций).
В эпоху принципата стала значимой преподавательская деятельность юристов. В I – начале II в. н. э. возникли две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (основатель Лабеон), которые преподавали право (Сабин и Юлиан) и давали трактовку некоторых правовых институтов (Прокул и Цельз).
Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие – для практического использования.
Были распространены комментарии цивильного права и преторского права; дигесты (произведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права); институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 г. н. э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов – дача правовых консультаций.
В период домината стирание граней между цивильным и преторским правом создало благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Работы по систематизации права велись и в восточной части Римской империи (Византии).
В конце III в. н. э. были составлены частные сборники римского права – Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, а в 438 г. осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия). Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528–534 гг. по указанию византийского императора Юстиниана.
7. Характеристика источников
Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире и отличается широким охватом разнообразных жизненных отношений и ситуаций. В нем были тщательно разработаны способы защиты интересов частных собственников и участников имущественного оборота. Римляне первыми в мире сделали индивидуальную частную собственность и другие имущественные права и интересы предметом юридического регулирования. На базе римского права сложилась правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации.
Источниками древнейшего римского права были правовые обычаи. Право в архаический период носило сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения, клятвы и т. д. Первым писаным источником римского права являются Законы Двенадцати таблиц (Законы XII таблиц). Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан.
Писаными законами были также законы, принятые комициями, – они носили имена авторов. Источником права являются постановления сената и преторские эдикты. Поскольку римское право создавалось столетиями, оно вынуждено было изменяться, приспосабливаться к новым условиям и конкретным ситуациям. Комиции, сенат, магистраты и императоры дополняли и изменяли правовые нормы в соответствии с изменениями в мире.
В период республики должностные лица (преторы, эдилы, квесторы) при вступлении в должность издавали эдикты, которые действовали, пока они находились у власти, с уходом в отставку вместе с должностным лицом уходил и эдикт. Некоторые эдикты имели значение для развития права: преторы своими эдиктами дополняли цивильное (гражданское) право, постепенно различия между цивильным и преторианским правом стерлись.
В период принципата и домината основным источником права стали акты императорской власти: эдикты (акты общего характера), мандаты (инструкции чиновникам), декреты (решения судов) и рескрипты (ответы на юридические вопросы граждан).
8. Законотворческая деятельность Юстиниана
В III в. н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия, получившая также наименование доминат (от dominus – господин). Исчезают старые республиканские учреждения, а управление империей сосредотачивается в руках нескольких основных ведомств, во главе которых стоят сановники, назначенные императором.
В интересах управления Римская империя была разделена на две части – Западную со столицей в Риме и Восточную с центром в Константинополе (Стамбуле); империя считается единой, но имеет двух правителей. Развитие римской юриспруденции в период домината утрачивает творческий характер: начиная с IV в. юристов используют уже не в качестве творцов права, а на должностях императорских чиновников, их деятельность направлена на систематизацию существующих законов и приспособление старых законов к новым обстоятельствам.
В императорский период объединение и систематизация накопившегося материала стали необходимы. Попытки кодификации предпринимались с начала II в. н. э., но наибольшее значение имеет кодификационная работа первой половины VI в. при императоре Юстиниане.
Юстиниан ставил задачу собрать как императорские законы (leges), так и сочинения классиков (jus), изъять архаичные нормы и систематизировать используемые. Первый Кодекс Юстиниана (529 г.) до нас не дошел. В 533 г. был создан учебник римского права – Институции, сразу получивший силу закона. Институции состояли из четырех книг, разделенных на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая.
Параллельно Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права («50 решений»).
В том же 533 г. был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов из 50 книг под названием Digesta («Собранное»), или Pandectae («Все вмещающее»), получивший обязательную силу.
После окончания кодификации Юстинианом был издан ряд законов, известных как Новеллы (то есть новые законы), которые были объединены в сборник уже после смерти Юстиниана. В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы в совокупности получили название Свод гражданского права.
9. Основные кодификации в
В хронологическом порядке известные римские кодификации (объединение и систематизация норм права) можно распределить следующим образом:
– с V в. до н. э. действовали Законы XII таблиц, отличающиеся простотой, логичностью и обязательностью для изучения; их требования римские дети заучивали с 6 лет;
– в III–IV вв. н. э. появляются конституции – первые попытки частных лиц обобщить правовые нормы, вычлененные из указов императоров;
– в V в. создан Феодосиев кодекс, состоящий из 16 книг, – попытка первой официальной императорской кодификации, оказавшаяся неудачной;
– в VI в. создается масштабный труд – кодификация Юстиниана, являющаяся обобщением не только императорских указов, но и сочинений классиков для создания единой законодательной базы. Основной задачей кодификации Юстиниана было максимальное укрепление власти императора.