Шпаргалка по "Частному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:01, шпаргалка

Краткое описание

1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Римское частное право – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.
Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Файлы: 1 файл

1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА.docx

— 202.88 Кб (Скачать)

 

К оглавлению

11. Правовое положение латинов, перегринов

Латины (latini) – исторически и этнически сложившаяся категория населения союзнических территорий, окружающих Рим (Лациума – провинции Италии) + еще две категории латинов: лица, освобожденные из рабства господином-латином; лица, освобожд из рабства при опред условиях римским гражданином. Прав положение латинов приобреталось: – рождением; ребенок, рожденный в браке, следовал состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следовал состоянию матери; – присвоением прав положения латина актом гос власти; – добровольным переходом римского гражданина в число латинов в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний; – освобождением из рабства господином – латином или римлянином. Правовое положение латинов различно в зависимости от того, к каким латинам они принадлежат. В сфере публичного права все латины пользовались правом участвовать и голосовать во время пребывания в Риме в римских нар собр. Латины не имели публичных прав, признанных для римских граждан, но должны были нести воинскую обязанность в составе спец легионов. Статус латина предполагал право на земельный надел в Лациуме. В частноправовой сфере право вступать в римский брак и право быть имущ правоотнош. Остальные две категории только право быть имущ правоотношений, которое ограничивалось для латинов-вольноотпущенников: «Живут, как свободные, умирают, как рабы»; не вправе составлять завещания, в имуществе не допускалось наследование по закону: после смерти все его имущество переходило к господину, освободившему умершего из рабства без обременения господина имущ обязательствами умершего. Имущ споры всех латинов разрешались как у римских граждан. Латины могли приобрести гражданство: – в силу общих постановлений, присваивавших целым категориям латинов при опред обстоятельствах;– в силу спец актов гос-ва, наделявших правами гражданства отдельных латинов или целые группы их (латины, переселившиеся в Рим, занимавшие в своих общинах должности магистратов или сенаторов). Латины-вольноотпущенники наделялись правами гражданства за услуги, оказанные гос-ву в деле охраны безопасности дорог, поставок. Перегрины – все свободнорожденные категории граждан, не принадлежавшие к римскому или латинскому гражданству, но находившиеся в подданстве Римского гос-а. Основания возникновения: – включение в состав римского гос-ва завоеванных Римом территорий, населению кот, не обращаемому в рабство, не сообщалось римское гражданство; – рождение от брака перегринов или от не состоявшей в браке перегринки; – присуждение к высылке в период империи. Полит прав перегрины не имели. В частноправовой сфере подчинены своим нац системам права. Формальным основанием действия этих систем были законы провинций, устанавливающие правовое положение отд провинций. Отношения перегринов с римлянами строились в соответствии с правом народов (ius gentium), специально для разбора судебных дел с ними избирался претор перегринов, который имел право издавать свои эдикты. Брак римских граждан с перегринами создавал особый случай правового регулирования. Перегрины не обладали правоспособностью цивильного права в собственном смысле. Однако в рамках jus gentium они обладали частными правами, т. е. считались субъектами хозяйственного оборота в тех формах и в тех обязательствах, которые не полагались присущими только римским гражданам (могли заключать договоры купли-продажи, товарищества и так далее, но не могли оформлять сделки посредством манципации). Перегрины приобретали права римского гражданства: – в силу законов, присваивавших римское гражданство в награду за различные услуги, оказанные римскому гос-ву; – в силу спец актов гос власти, присваивавших отд группам перегринов римское гражданство или отдельные из прав граждан. Для распространения на все население империи налога с наследства был издан закон Каракаллы 212 г., который объявил все свободное население римских провинций (перегринов) римскими гражданами, распространив права гражданства на все население империи. Категория перегринов в период империи получила значение юр категории и применялась в двух случаях: – за нек преступления римские граждане низводились в положение перегринов; – по lex Aelia Sentia в положение перегринов попадали при отпущении на волю клейменные в наказание рабы.

К оглавлению

12. Правовое положение рабов

Раб (servus) находился вне полит общества и не являлся права, считался вещью. Рабы переходили в собственность граждан 2 способами: по цивильному праву и по праву народа. Цивильные способы перехода в рабство: – пленение на войне «врага Рима», т. е. человека, принадлежавшего враждебному для римского народа гос-ву; – обращение в рабство иностранцев, находившихся на территории Рима; – продажа в рабство в порядке ответственности по обязательствам; – самопродажа ради получения части выкупной цены; – осуждение на смерть или каторжные работы; – уклонение от военной службы; – непрохождение периодического имущ ценза. По праву народов рабами считались плененные или рожденные от рабынь. Рабыней становилась также свободная женщина, уличенная в интимной связи с рабом и продолжавшая ее, несмотря на предупреждение. В имущ сфере-возможность раба совершать юр действия (но только в пользу хозяина) выводилась из правоспособности последнего, т. е. как если бы такие действия совершал сам рабовладелец. но по обязательствам рабов господин ответственности не нес. С I в. в нек случаях за рабами признается возможность действовать от своего имени: заключ договора и исполнять обязательства по ним, также признали ответственности рабовладельцев по обязательствам рабов, возникающим в процессе осуществления ими хоз деят-ти по поручению своих хозяев. На базе пекулия – обособленного имущества, выделенного рабу господином для самост управления, с внесением последнему опр части дохода по обязательствам раба господин отвечал в пределах пекулия. С введением когниционного процесса рабы, не имевшие права предъявлять иски в обычных судах, получили возможность обращаться с жалобой к чиновникам (префекту), кот могли принудить лицо исполнить обязательство. Сущ 3 способа освобождения от рабства (манумиссия): освобождение раба в завещании, внесение раба в цензовые списки с разрешения владельца и фиктивный суд процесс о свободе.

 

К оглавлению

13. Колонат

Колонат — особая форма производств взаимоотношений между непосредственным производителем и крупным землевладельцем, наиболее распространённая система земельного держания в поздней Римской империи, при кот землевладелец передавал в держание арендатору зем участок, иногда с инвентарём и посевным материалом. Превращению эк зависимости колонов от землевладельцев в зависимость юр способствовала осуществленная императорами реорганизация налогового обложения земли. В основе этого обложения лежало определение количества и доходности принадлежащей каждому землевладельцу земли. При периодическом составлении кадастра, в котором указывалось количество земли, принадлежащей отдельным плательщикам поземельной подати, к числу доходных статей земли стали относить и живших не ней колонов. С этих пор оставление зем участка колонам означало уменьшение ценности участка. Это являлось предпосылкой для прямого прикрепления колонов к земле. Актом, устанавливающим такое прикрепление, была конституция 322 г., кот предписывала принудительно возвращать колонов на самовольно оставленные ими земли. 357 г. закон, запрещающий продажу земли без живущих на ней колонов. Оставление колоном возделываемого им участка давало землевладельцу право осуществить иск по образцу виндикации раба. Но землевладелец был не вправе изгнать колона со своей земли, не вправе продать земли без колонов либо колонов без земли. Основания возникновения юр положения колона: – рождение от родителей, из которых хотя бы один являлся колоном; – соглашение, в силу кот свободный человек поселялся в качестве колона на чужой земле; - проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях, на каких обычно живут колоны. Также превращались в колонов трудоспособные лица, изобличенные земледельцем в занятии нищенством. В колонат перерастало иногда и пользование пекулием со стороны рабов, которые прикреплялись в этих случаях к земельным участкам. Колоны наделены опр правоспособностью, в соответствии с кот они имели право заключать сделки, вступать в иные договорные правоотношения, наследовать и завещать, вступать в брак, а также выступать в суде, за исключ предъявления исков к хозяину. Основания прекращения состояния колона:– приобретение колоном обрабатываемого им зем участка; возведение колона в епископский сан; освобождение колона арендодателем в отд случаях.

 

24. Правовое положение латинов, перегринов, вольноотпущенников

 

Латинами до I в. до н. э. назывались жители римских колоний, до II в. н. э. они автоматически получали статус граждан при переезде в Рим, а со II в. н. э. статус предоставлялся, если они оставляли в колонии мужское потомство. Для латинов существовал и другой способ получения гражданства – участие в работе муниципального сената. Латинам не предоставлялись право на законный брак и право на завещания, но они имели право на сделки и право участия в процессе.

Перегринами, то есть чужеземцами, назывались все лица, находящиеся вне римского подданства, а также «прочие» римские подданные (не граждане и не латины). В III в. до н. э. император Каракалла предоставил всем подданным Рима статус гражданина.

Вольноотпущенниками назывались рабы, отпущенные на свободу. До правления Юстиниана они становились гражданами, если владелец имел право владеть рабом по цивильному праву, или латинами, если владелец имел право владеть рабом по преторскому эдикту, то есть приобрел раба без манципации.

По законам Юстиниана вольноотпущенники становились римскими гражданами. Но их права были ограниченными, они сохраняли зависимость от отпустившего на волю «патрона». Вольноотпущенник не имел права вызвать в суд, обязан был оказывать услуги патрону, чем тот пользовался и ужесточал эксплуатацию; бывший хозяин имел право на наследование имущества и алименты вольноотпущенника. Существовали и ограничения по вступлению в брак: в первое время были запрещены браки с любым свободнорожденным, позже – с сенаторами.

Ограничены в правах были колоны – арендаторы земли, мелкие фермеры, формально свободные (имели права на брак и имущество), но экономически зависимые от землевладельца в результате постоянных займов. Колоны попадали в имущественную зависимость, арендуя землю за: 1) плату; 2) долю урожая; 3) обработку части земли хозяина.

В колонов превращались должники, завоеванные народы, рабы, наделенные пекулием в виде земли. Дети колона считались колонами. Бесправие колонов было выгодно и землевладельцу, и государству, так как с выплат колонов платились налоги государству. К IV в. н. э. колонам было запрещено покидать свои участки, а землевладельцам – продавать участки без колонов; формально свободные колоны превратились в крепостных крестьян.

25. Правовое положение рабов

 

Рим строился на основе существования двух больших групп населения – рабовладельцев и рабов. Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Рабы были государственные и частновладельческие. Государственными рабами становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских.

Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в период патриархального рабства они входили в состав семей римских граждан, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Только мелкие производители считались гражданами и имели права, а рабы не считались гражданами и прав не имели.

Рабы носили в римском праве такое же наименование, как орудия труда и скот, – res mancipi, то есть за ними отрицались все три статуса, положенные римскому гражданину:

– status libertatis – состояние свободы;

– status civitatis – состояние гражданства;

– status familiae – семейное состояние.

Человек признавался рабом, если:

– родился от матери-рабыни (статус отца значения не имел);

– был взят в плен или захвачен из страны, не имеющей договора с Римом;

– был продан в рабство (характерно для древнейшей эпохи, позднее продажа соотечественника в рабство законами была запрещена);

– совершил преступление, за которое был приговорен к смертной казни или к работе на рудниках (своего рода помилование пожизненным рабством).

Правовое положение рабов определялось тем, что раб – не субъект права; он – одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей. Власть рабовладельца над рабом беспредельна; господин может раба продать, женить, изувечить и даже убить. Раб не может вступать в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни – отношение чисто фактическое. Раб являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. Прекращение рабства было возможно только через отпущение на свободу.

26. Отличия в правовом положении  колона и раба

 

Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Подобной формой стал пекулий – часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для ведения хозяйства и получения части дохода. Пекулий позволял хозяевам эффективно использовать имущество и заинтересовывал раба в результатах своего труда.

Юридически признание пекулия означало признание ограниченной правоспособности раба, за сделками такого раба признавалась юридическая сила. Появление пекулия связано с более выгодным и удобным способом эксплуатации раба в хозяйстве.

Еще одной формой эксплуатации был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Их права были ограниченными, но рабы не имели и таковых.

Рабы, имеющие пекулий, приобрести права для себя не могли; все их приобретения автоматически поступали в имущество господина. Раб мог приобрести право требования, но без права на иск. Реализация права на иск была возможна только в случае отпущения раба на свободу. Ряд требований по сделкам, заключенным рабом, автоматически переходил на господина в пределах стоимости имущества, выделенного рабу в управление (пекулия) плюс стоимость увеличения этого имущества рабом.

В то же время, если раб назначался выполнять определенные функции, то ограничение суммой пекулия не действовало в пределах назначенных хозяином функций (в таком случае наступала полная ответственность хозяина). Иск по возмещению вреда, нанесенный рабом не-хозяину, предъявлялся к хозяину раба либо с выплатой компенсации потерпевшему, либо с выдачей раба для отработки компенсации.

Претором был также введен ряд исков, которые давались как дополнительные (к не снабженному иском обязательству самого раба) против рабовладельца. Факты выделения имущества в самостоятельное управление раба с развитием хозяйственной жизни стали расценивать как согласие домовладыки нести в пределах пекулия ответственность по обязательствам, которые принимались рабом в связи с пекулием.

27. Изменение правового положения  раба

 

Часть римских законов касается освобождения рабов. Это было возможно только по воле их господина. Раб мог стать латином и приобрести квиритское право. Но не каждый, кто хотел, имел право отпустить раба на волю.

Запрещалось отпущение раба на волю во вред кредиторам или патрону, не имел права отпускать раба также господин, которому менее 20 лет, ему разрешалось отпускать раба на волю только в том случае, когда отпущение совершалось посредством суда и когда законное основание отпущения доказано перед советом.

Законным основанием отпущения на волю было такое, когда господин отпускал на волю отца, или мать, или воспитателя, или молочного брата. Признается римским гражданином раб старше 30 лет, бывший собственностью господина по квиритскому праву и получивший свободу вследствие законного отпущения на волю, то есть или посредством vindicta (на основании юридического акта), или вследствие занесения в цензорский список, или в силу завещания. В случае если одного из этих условий недостает, он признается латином. Раб моложе 30 лет, если он в завещании объявляется свободным, становится латином.

В то же время рабы, отпущенные на волю в возрасте до 30 лет и сделавшиеся латинскими гражданами, приобретают римское гражданство после того как женятся или на римских гражданках, или на латинянках, поселившихся в колониях, или на женщине того же состояния, какого они сами, и засвидетельствуют брак в присутствии совершеннолетних римских граждан, в числе не меньше семи, и после того как сыну, которого они приживут, будет год. Такой латин имеет право обращаться к претору, а в провинциях к наместнику, и доказать, что он латин, и если претор или наместник заявят, что дело доказано, то он и его семья признаются согласно приказу римскими гражданами.

Информация о работе Шпаргалка по "Частному праву"