Шпаргалка по "Частному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:01, шпаргалка

Краткое описание

1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Римское частное право – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.
Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Файлы: 1 файл

1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА.docx

— 202.88 Кб (Скачать)

Кроме манципации существовала также коэмпция (coemptio), тоже «продажа», но не обязательно для совершения брака, но и для устранения опеки, для эманципации и т. п. Брачной была продажа себя супругу, после чего женщина становилась ему дочерью.

Отличие коэмпции от манципации состояло в том, что женщина, которая совершала коэмпцию, не считалась рабыней, а женщины и мужчины, манципированные родителями и фиктивными мужьями, признавались рабами; даже наследство они могли получить, только если их освобождали по завещанию как рабов.

Причиной прекращения брака могли стать смерть одного из супругов, потеря им свободы или развод. В классическую эпоху развод мог произойти по обоюдному согласию или же по одностороннему изъявлению желания прекратить брачную жизнь. При Юстиниане свободный развод по согласию сторон был запрещен, в одностороннем порядке развод разрешался ввиду следующих обстоятельств – если:

– супруг был неверен;

– он покушался на жизнь заявителя;

– совершил против заявителя другое виновное действие (в последнем случае обиженной стороне разрешалось удержать приданое).

Уважительной причиной также считались невозможность осуществлять половую жизнь, желание уйти в монастырь и т. п. Односторонний развод без объяснения причины или по неуважительной причине проводился с выплатой штрафа, однако брак все-таки расторгался.

37. Конкубинат

 

Конкубинат – это особая форма разрешенного римским законом сожительства мужчины и женщины. Конкубинат существовал наряду с легальным римским браком, но, по сути, браком не являлся, поскольку было нарушено несколько условий брачного союза, возможного в обществе: 1) конкубинат не скреплялся необходимыми формальностями; 2) он мог заключаться между римлянином и женщиной любого положения; 3) существовал параллельно законному браку и одновременно с ним; 4) при конкубинате женщина не попадала под безраздельную власть мужа; 5) женщина не получала социального статуса мужа; 6) дети, родившиеся в конкубинате, не подлежали отцовской власти и, соответственно, не получали никаких прав.

Закон указывал, что римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках или даже латинянках и иностранках, с которыми существовало jus connubii (признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями).

Поскольку connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца. В республиканскую эпоху при моногамном характере римской семьи для мужчины считалось допустимым наряду с matrimonium с одной женщиной состоять в конкубинате с другой, но женщина в двух видах брака состоять не могла, ей было запрещено двойное сожительство.

Конкубинат в Риме был своего рода формой гражданского брака, когда узаконить отношения оказывалось невозможным (например, римлянин уже имел жену, конкубина находилась внизу социальной лестницы или имелись причины, по которым было запрещено заключать брак по закону, как в случае с должностным положением магистрата и гражданкой из его провинции и т. п.).

Иногда конкубинат заключался между римлянином и самостоятельной женщиной, то есть женщиной, совершившей символическую продажу себя в собственность другого мужчины и отпущенная им по соглашению на свободу. Дети от конкубината могли наследовать отцу только в том случае, если он официально признавал их через усыновление, только тогда он получал власть над ними (а они – все вытекающие из этой власти права на наследование его имущества).

 

38. Полнота отцовской власти

 

По римскому праву самостоятельным лицом считался только глава семьи – отец; сыновья и дочери были лицами подвластными. Сын в семье был полностью подчинен отцу независимо от возраста и состояния в браке, хотя он и имел status libertatis (свободу), status civitatis (гражданство) и мог занимать публичные должности (кроме сенаторской). Сын вполне мог иметь собственных детей, но не обладал властью над этими детьми, пока жив его отец, распространяющий на него свою власть. Официально внуки оказывались под властью деда.

Отцовская власть касалась только детей от законного римского брака и не касалась детей, родившихся в конкубинате. Дети от конкубината могли признаваться законными, если были усыновлены своим отцом, как и любые другие посторонние лица. Власть отца над детьми возникала с рождением ребенка от родителей-римлян только в законном браке.

Условия для появления полной отцовской власти (и имущественных прав детей на наследство) можно выделить:

– она возникала с момента рождения ребенка в законном браке, если не было доказано, что отцом ребенка не является муж данной женщины;

– при усыновлении чужого ребенка, если мужчина был независимым и обладал полной отцовской властью, а усыновляемый был младше усыновителя минимум на 18 лет, либо по императорскому рескрипту с подтверждением магистратом отсутствия ухудшений условий жизни усыновляемого, либо при усыновлении ребенка, уже находящегося под отцовской властью, для чего в судебный протокол вносился текст соглашения с прежним домовладыкой, имевшим права на этого ребенка;

– при признании отцовства и полной отцовской власти над детьми от конкубины, что могло происходить в нескольких формах – в результате превращения конкубината в законный римский брак, по императорскому рескрипту; при вступлении совершеннолетнего сына в члены муниципального сената; при замужестве взрослой дочери за членом муниципального сената.

Причем на протяжении римской истории права и обязанности родителей и детей значительно различались: в древности отец имел над детьми право распоряжаться их жизнью, мог продавать детей, но позже от абсолютной власти осталось право отца на безоговорочное подчинение детей и применение к ним наказаний, а от детей требовалось безоговорочное послушание и уважение. В то же время родители и дети имели взаимные обязательства предоставлять друг другу алименты в случае необходимости.

39. Прекращение отцовской власти

 

Отцовская власть подразумевала полную власть над своими детьми, она распространялась как на личные, так и на имущественные права детей. Наиболее бесправными дети были в древнейший период римской истории, когда отец имел право убить или продать своего ребенка. С течением времени нравы смягчились, но принцип полноты отцовской власти остался. Выйти из-под отцовской власти можно было только в нескольких случаях:

– после смерти домовладыки – сыновья обретали полную власть над своими детьми, до этого полнота власти распространялась и на внуков;

– после смерти домовладыки, если его сыновья достигли соответствующего возраста;

– после утраты свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;

– после лишения домовладыки прав отцовской власти (в порядке судебного разбирательства и признания, что домовладыка оставил подвластного без помощи и т. п.);

– в результате приобретения подвластным некоторых почетных званий;

– в результате эманципации, то есть освобождения из-под власти по воле домовладыки и с согласия подвластного, что оформлялось императорским рескриптом, заявление домовладыки заносилось в судебный протокол, подвластному фактически предоставлялась свобода действий на длительный и обычно оговоренный срок, но в то же время эманципация могла быть отменена при неблагодарности освобожденного (нанесение тяжких обид и т. п.);

– в результате смерти подвластного.

Дочери выходили из-под власти отца в результате заключения законного римского брака. Выйти из-под родительской власти они могли также в результате фиктивного брака, совершив «коэмпцию для фидуции» – особого вида продажу себя в фиктивную собственность другому мужчине с последующим освобождением этим мужчиной (отпущением на волю, что практиковалось для освобождения рабов). После коэмпции права отца на дочь прекращались, после отпущения на волю дочь получала личную свободу и самостоятельность.

Брак самостоятельности не давал: отцовская власть в этом случае заменялась властью мужа, нового домовладыки, или его отца, если муж был тому подвластен.

16. Отцовская власть

 

Отцовская власть (patria potestas), первоначально безграничная, постепенно, с развитием древнеримского общества, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием рабовладельческих хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате, причем еще до достижения пожилого возраста.

Способы установления отцовской власти:

1. Рождение ребенка от данных  родителей, состоящих в законном  браке.

2. Узаконение (отец узаконивает  своего сына, рожденного вне брака): 1) последующим браком родителей  внебрачного ребенка; 2) путем получения  соответствующего императорского  рескрипта; 3) путем зачисления незаконного  сына в члены муниципального  сената, замужества незаконной дочери  за членом муниципального сената.

3. Усыновление. Усыновить можно  было лицо, находящееся под властью  другого домовладыки, либо лицо, не являющееся подвластным.

В сфере имущественных отношений подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок возникали для домовладыки. В случае совершения подвластным деликта потерпевшему давался ноксальныи иск.

В республиканском праве у подвластных не было своего имущества: все принадлежало домовладыке.

В классический период подвластным детям стали, как и рабам, выделять пекулий (peculium). Помимо пекулия, получаемого от отца, появился институт военного пекулия, т.е. имущества, получаемого сыном на военной службе или в связи с таковой (жалованье, военная добыча). Позже правовой статус пекулия был распространен на всякого рода приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной и иной службе. В период абсолютной монархии за подвластным признали также право собственности на имущество, приобретаемое с материнской стороны.

Основания прекращения отцовской власти:

1. Смерть домовладыки или подвластного.

2. Утрата свободы или гражданства (capitis deminutio maxima или capitis deminutio media) домовладыкой  или подвластным.

3. Лишение домовладыки прав отцовской  власти (напр., в случае оставления  им подвластного без помощи).

4. Приобретение подвластным почетного звания (напр., консула, епископа).

5. Emancipate, т.е. освобождение подвластного  из-под власти домовладыки (в форме  манципации по цивильному праву  или с использованием судебных  полномочий претора). Эманципация  могла быть отменена в случае неблагодарности бывшего подвластного. В Юстиниановом праве эманципация совершалась: 1) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; 2) заявлением домовладыки, заносившимся в протокол суда; 3) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

 

ОТЦОВСКАЯ ВЛАСТЬ. ЛИЧНОЕ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОДВЛАСТНЫХ

Власть главы семьи в отношении своих подвластных – особый институт римского семейного права.

Все члены семьи подчинялись главе семьи. Сын мог занимать высокие государственные должности, иметь в своем подчинении армию, но в семье он был подчинен только отцу и действовал с его непосредственного согласия. Данное правило действует, даже если сын сам имеет семью.

Имущественная правоспособность наступала гораздо позднее политической – после смерти отца. Отцовская власть распространялась только на тех детей, которые были рождены в законном браке. Отцовская власть над внебрачными детьми принадлежала тому лицу, которое публично демонстрировало брачные отношения.

Выделялось несколько оснований возникновения отцовской власти:

1) рождение детей в браке лиц, являющихся гражданами Рима. Законными признаются дети, которые рождены не ранее 182 дней после свадьбы и не позднее 300 дней после свадьбы. Дети, рожденные до 182 дней после свадьбы, признавались законными, если муж признавал свое отцовство;

2) признание законными детей, рожденных  вне брака;

3) усыновление.

Отец в отношении своего ребенка обладал многими правами. Отец мог распоряжаться жизнью ребенка вплоть до достижения им совершеннолетнего возраста. Однако это право ограничивалось нравами и обычаями. Домовладыка был вправе оставить ребенка безнадзорным. Отец нес ответственность за правонарушения, совершенные его ребенком. Он мог отвечать лично либо выдать ребенка лицу, которое является потерпевшим. Кроме этого, отец мог продать в рабство своего ребенка исходя из имущественных интересов семьи или в наказание. Домовладыка имел право винди-кационного иска к лицу, удерживающему его детей.

Дети, находясь под властью отца, не обладали никаким самостоятельным имуществом за исключением: имущества, приобретенного сыном на войне, которое признавалось его собственностью; имущество, полученное по наследству от матери или из ее семьи, также признавалось собственностью ребенка.

Отцовская власть над детьми прекращалась по таким основаниям, как: смерть отца; утрата им статуса свободы или римского гражданства; высвобождение (это добровольный акт отца, который по своей форме и содержанию приравнивался к освобождению раба на свободу). Принудительно-правовые основания применялись за нарушения родителями своих обязанностей в отношении детей. Согласно частному праву сын был вправе выкупиться из-под власти отца, если последний отказывал в добровольном высвобождении.

Дочери не обладали никакой самостоятельностью (ни личной, ни имущественной) и переходили из-под власти одного домовладыки к другому (брату, племяннику и т. д.).

 

Правовые отношения родителей и детей

Отнош м/у матерью и детьми зависит от формы брака: в браке cum manu жена вместе с детьми подчинена власти мужа или домовладыки, на равных с детьми началах наследует после мужа. В качестве агнетов ее сыновья осущ опеку над ней после смерти мужа. В браке sine manu мать юридич не связана с детьми, она агнатка своей прежней семьи, где она наследует и члены семьи наследуют после нее. Но со временем взаимные права наследования детей и матери в таком браке расширяются. Власть главы семьи в отношении своих подвластных — особый институт римского семейного права.Все члены семьи подчинялись главе семьи. Сын мог занимать высокие государственные должности, иметь в своем подчинении армию, но в семье он был подчинен только отцу и действовал с его непосредственного согласия. Данное правило действует, даже если сын сам имеет семью. Имущественная правоспособность наступала гораздо позднее политической — после смерти отца. Отцовская власть распространялась только на тех детей, которые были рождены в законном браке. Отцовская власть над внебрачными детьми принадлежала тому лицу, которое публично демонстрировало брачные отношения.

Информация о работе Шпаргалка по "Частному праву"