Шпаргалка по дисциплине "Римское частное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 54 вопроса по дисциплине "Римское частное право".

Файлы: 1 файл

Ответы по РЧП.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

Римское частное право

1. Понятие римского частного права.

     Римское право представляет собой  правопорядок, сложившийся и существовавший  в Древнем Риме с 753 г. до  н.э. по 565 г. н.э. (до смерти последнего  римского императора Юстиниана).

     Римские юристы делили римское право на частное и публичное. Эти две части разграничены по двум критериям:

  1. римское частное право регулировало отношения, складывающиеся между частными лицами (физическими и юридическими). Римское публичное право регулировало отношения, участником которых было государство, либо государственные органы и должностные лица.
  2. По характеру правовых норм, образовывающих право, частное право состояло в основном из диспозитивных норм, которые могли быть изменены соглашением сторон. Публичное же право состояло из императивных норм.  

Частное право противопоставляется публичному и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства является ограниченным. Оно представляет известный  простор автономии отдельных лиц: глав семей, частных собственников, представителей класса рабовладельцев. Сам римский термин jus civile имел ряд значений. В особенности, он означал:

-  древнее  право римских граждан (цивильное); в этом смысле цивильное право  противопоставлялось преторскому.

-  всю  совокупность юридических норм, действующих в данном государстве  и выраженных в законах данного  государства; в этом смысле  jus civile противопоставлялось jus gentium (право народов) и jus naturale (естественное право).

     Кроме того, римские юристы выделяли общее право, сингулярное право и право привилегий.

Общее право – это правила, закреплённые в нормативных актах и иных источниках права, которые относятся ко всем субъектам права.

Сингулярное право – это правила, закреплённые в источниках права, которые применялись лишь к определённой группе субъектов права, названных в источнике.

Право привилегий (или привилегированное право) – первоначально, это правила, которые применялись к конкретным лицам, т.е. привилегии. Эти правила ухудшали положение данных лиц. С императорского периода под привилегиями стали пониматься преимущества, которые предоставлялись любым лицам, оказавшимся в объективных обстоятельствах, указанных в источнике права (например, льгота описи при Юстиниане).

Особенностью  привилегированного права было то, что за получением привилегии нужно было обращаться.

     Ещё одной, третьей, классификацией  римского права было деление  его на квиритское (цивильное)  право, преторское право и право  народов. Это деление было осуществлено  на основе существования трёх исторических систем римского частного права, которые складывались последовательно.

Квиритское (цивильное) право (jus civile) – это древнейшее право, появившееся в период царей. Квириты – истинные римские граждане. Источником формирования права явились акты высших органов законодательной власти. Правила квиритского права распространялись только на римских граждан. Кроме того, во внимание принимается только агнатское родство.

Преторское (гонорарное) право  появилось в республиканский период в связи с появлением системы римских магистратур после изгнания царей. Была введена должность претора, который обладал высшей административной властью в Риме. Претор предварительно рассматривал вопросы о возможности передачи исков в суд, давал предписания судьям. Срок службы претора был равен 1-му году. Он издавал программу своей деятельности. В рамках её он мог дополнять пробелы, изменять цивильное право. Благодаря эдиктам – программам деятельности городских преторов – появилось преторское право. Таким образом, преторское право формируется из актов высшей административной власти. Преторское право действует также в отношении только римских граждан, хотя принимает во внимание и агнатское, и когнатское родство.

Право народов (jus gentium) по источнику формирования схоже с преторским правом. Оно формируется на основании эдиктов преторов перегринов. Право народов действует в отношениях между римскими гражданами и иностранцами, а также регулирует отношения между иностранцами различных национальностей. Это универсальное право в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, не зависимо от их гражданства.

      Противопоставление права народов  цивильному праву дополнялось  в эпоху принципата противопоставлением  справедливого права (jus aequum или aequitas) строгому праву (jus strictum). Закрывая глаза на рабство, римскими юристами был введён в обиход принцип справедливости. В области частного права данный принцип понимался как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям морали и справедливости.

      Понимание права народов было  расширено римлянами и к концу  республики сблизилось с представлениями  о jus naturale. Цицерон определил его как требования морали, он утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям. Естественное право возводится до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством, и более того, всем живым на земле. Это право, данное от природы.    

2.  Источники римского частного права.

Источники римского частного права - это способы (формы) выражения и закрепления правовых норм римского частного права.

Виды  источников римского частного права:

    -обычное  право;

    -закон;

    -эдикты  магистратов;

    -деятельность  юристов.

    По  кругу субъектов, на которых распространялось римское частное право, можно выделить:

    -источники  цивильного права;

    -источники  преторского права.

Цивильное право действовало только в отношении римских граждан. Однако в связи с тем, что со временем римляне все больше стали вступать в деловые контакты с не гражданами Рима, возникла необходимость в правовом регулировании данных отношений. Это достигалось путем издания специального акта особым должностным лицом Древнего Рима - претором. В данном акте излагались правила, которые подлежали применению в отношениях между римлянами и чужестранцами. Совокупность таких правил (актов) и образовывала преторское право. К концу III века н. э. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

Обычное право - это совокупность неписаных правил поведения (обычаев), которые сложились в Древнем Риме в результате их неоднократного традиционного применения и санкционирования государством. В отличие от простого обычая обычное право признается государством и им же защищается. Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права. Обычаи складывались в практике предков, жрецов, магистратов и др. Самым известным и одновременно самым древним памятником обычного права Древнего Рима являются Законы Двенадцати таблиц (V век до н. э.). Развитие Древнего Рима потребовало более определенных и динамичных форм правообразования.

На место  обычного права пришел закон - "писаное право". В республиканский период (до I века н. э.) все законы принимались только народным собранием и именовались "leges". В эпоху принципата народные собрания потеряли былое значение и законы стали издаваться сенатом ("сенатусконсульты"). По существу же это были распоряжения императора, лишь прикрывавшегося видимостью республиканских форм.

Окончательное укрепление императорской власти и наступление эпохи абсолютной монархии (с III века н. э.) привело к тому, что законом стало считаться только единоличное распоряжение императора ("конституции").

    Различают 4 вида императорских распоряжений ("конституций"):

    • эдикты - носили общий характер и обращались к населению;

    • рескрипты - распоряжения императора по отдельным делам и вопросам;

    • мандаты - инструкции, дававшиеся чиновникам;

    • декреты - решения императора по спорным делам.

В эпоху принципата ряд произведений (толкований) юристов получил обязательную юридическую силу. Таким образом, правотворчество юристов получило официальное признание и стало одним из источников римского частного права. Труды юристов выражались в форме комментариев к законодательству и преторским эдиктам, в виде "Дигест", объединявших как цивильное, так и преторское право, а также в виде "институций", то есть учебников по римскому праву. Видными юристами являлись, например, Марк Манилий, Цицерон (старые республиканские юристы), Павел, Ульпиан, Гай, Помпоний. 

3.  Деятельность римских юристов.

    Деятельность  римских юристов имела три основных направления:

    -консультирование  (respondere);

    -составление  и оформление письменных документов  (cavere);

    -руководство  процессуальными действиями сторон  (agere).

    Римские юристы являлись необходимыми и желанными  помощниками претора. Обеспечивали безупречность формулировки решения, продуманность его по существу, соответствие его интересам господствующего  класса.

    (1) Консерватизм. Претор и юристы относились с подчеркнутым уважением к постановлениям закона, правилам эдикта, мнениям старых авторитетных юристов. Римский юрист любил показать, что его вывод, даже по второстепенному вопросу, соответствует взглядам его предшественников. Это уважение к старому праву неслучайно: оно имеет целью подчеркнуть незыблемость права, неизменность существующего социального строя, недопустимость каких-либо новшеств.

    (2) Прогрессивность. Если обнаруживался пробел в праве, то юрист не боялся сформулировать новое начало. Но не путем отмены старого закона или обычая (на это они не были управомочены). Римский юрист предпринимал обходное движение. Наряду со старых правом и без отмены последнего вырабатывались новые нормы путем вносимых претором дополнений прежнего эдикта или путем формулировки юристами новых взглядов. Таким образом, римское право непрерывно развивалось, соответствовав потребностям современной жизни.

Более того, в  эпоху принципата ряд произведений (толкований) юристов получил обязательную юридическую силу. Таким образом, правотворчество юристов получило официальное признание и стало одним из источников римского частного права. Труды юристов выражались в форме комментариев к законодательству и преторским эдиктам, в виде "Дигест", объединявших как цивильное, так и преторское право, а также в виде "институций", то есть учебников по римскому праву. Видными юристами являлись, например, Марк Манилий, Цицерон (старые республиканские юристы), Павел, Ульпиан, Гай, Помпоний. 

4.  Кодификация Юстиниана: причины проведения, составные части, юридическая сила.

       В юстиниановскую эпоху политика в области законодательства сводилась к цели восстановления единства Римской империи. Задачей ставились из двух потоков памятников прошлого – императорских законов и работ классических юристов – создать свод законов, пригодных для применения в новых экономических и политических условиях.

Кодификация Юстиниана отличается от предыдущих большим размахом, более высокой  творческой силой. В ней обнаруживается более широкая основа источников и более обильное их использование, а также тщательная обработка избранных текстов.

      Обширные кодификационные работы,  которые велись под непосредственным  руководством самого императора,  снискавшего  себе  славу   самого великого законодателя  всех времен и народов,  начались с составления Кодекса Юстиниана.  Подготовка  Кодекса  была  поручена созданной в

феврале 528 года комиссии,  состоявшей из десяти высших должностных лиц и юристов, среди которых особенно выделялись Трибониан и Феофил.  Комиссия была уполномочена, использовав  ранее изданные частные и официальные сборники,  а именно: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Кодекс Феодосия,  собрать воедино императорские конституции,  устранить имеющиеся в них противоречия, исключить устаревшие законодательные положения. Кодекс Юстиниана,

первая  редакция которого не сохранилась,  был составлен с поразительной  быстротой и издан 7 апреля 529 года. Не вошедшие в него законодательные  акты  отныне  подлежали отмене.

Поспешность в составлении Кодекса была причиной многих его недостатков  (противоречий,  устарелых  положений),  которые стали особенно очевидными в связи с составлением других частей  кодификации  Юстиниана.  Целый ряд нововведений,  содержавшихся в законодательстве Юстиниана,  особенно в сборнике "50 решений" (отмена различий между гражданским правом и "правом народов", между квиритской и бонитарной собственностью и т.д.),  делали  необходимой разработку новой редакции Кодекса Юстиниана. Эта работа была поручена в начале 534 года комиссии из 5 юристов под руководством Трибониана.  Переработанный вариант Кодекса (именно в этом  виде  он  и сохранился)  был опубликован 16 ноября 534 года,  а 29 декабря того же года был наделен силой закона.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Римское частное право"