Шпаргалка по дисциплине "Римское частное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 54 вопроса по дисциплине "Римское частное право".

Файлы: 1 файл

Ответы по РЧП.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

 При  браке без власти мужа жена сохраняет права до брака, но получает имя, сословие, место жительства мужа. Супруги имеют права не давать показаний против друг друга, не могут предъявлять штрафные иски, иски влекущие бесчестие ответчика. В браке без власти мужа жена сохраняла свое прежнее семейное состояние: если был жив ее отец, она оставалась в его власти, если она была лицом своего права, то таковой и оставалась. Никакой дисциплинарной власти мужа над ней уже не было; естественно, что у мужа было отнято право распоряжаться женой, как вещью. Правда, за мужем сохранялось решающее слово в таких вопросах, как выбор места жительства, определение способа воспитания детей. Имущественные отношения в этом браке строились на принципе раздельности имущества супругов. Это значит, что имущество мужа и жены составляло две совершенно независимые друг от друга массы. Все, что жена имела до брака, что самостоятельно приобретала в браке, принадлежало только ей; она вправе была самостоятельно пользоваться и распоряжаться своим имуществом, не спрашивая согласия мужа и не давая ему отчета в том.  При споре об имуществе существовала презумпция  о том, что имущество – собственность мужа, жена должна доказать обратное. Жена вносила в дом мужа 2 вида имущества: 1. парафернальное (личное имущество  жены). Им она управляла самостоятельно, могла передать мужу по договору поручительства, в таком случае он должен относиться к имуществу как к своему. При вступлении в брак жена составляет список собственного имущества. 2. Приданое (имущество предоставляемое мужу для несения тягот семейной жизни, те целевое). Способы установления приданого: фактическая передача вещей входящих в приданое – 3 вида по источнику: 1. от отца и др родств по восход линии. 2. от самой жены или другого лица. 3. устанавливали жена или 3 лицо, а в случае расторжения брака приданое возвращалось на родину. Приданое переходило в полную власть собственность мужа и в случае развода не возвращалось.

        В республиканский период количество разводов возросло и в интересах жены увеличился ее объем прав в отношении своего приданого (соотв объем прав мужа уменьшился), пока брак заключен приданое у мужа, его право извлечения плодов и доходов, пользования. Запрещалось распоряжение недвижимостью в пределах Рима,  всем кроме малозначимых вещей муж мог распоряжаться с согласия жены. В случаях прекращения брака приданое возвращалось в следующих случаях:

До Юстиниана  – если в момент передачи приданого  заключен договор, гласящий, что муж  должен вернуть приданое, иначе  - только по требованию отца жены, если развод не по ее вине. По законодательству Юстиниана – у мужа право оставить приданое, только если развод по вине жены, иначе приданое возвращается тому, кто его установил жена, ее домовладыка, если он жив или, если приданое установило 3 лицо вернуть ему.

       При христианских императорах муж должен предоставить предбрачный дар равный по стоимости приданому. Пока брак существовал, муж владел, пользовался им. Жена фактически получала предбрачный дар в случае прекращения брака по вине мужа, в тч смерть мужа. Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Основным условием для признания брачного дара в качестве такового было поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением (дары по поводу обручения имели специальное положение, при незаключении брака или при его прекращении они не возвращались)

   Раздельность имущества супругов  допускала совершение самых разнообразных  сделок между ними: купли-продажи,  займа, поручения и пр. Решительно не допускалось только дарение между супругами.

Муж являлся  покровителем жены, это значило, что  обида жены – обида мужа, он может  предъявлять иск от своего имени  и выступать в суде от ее имени. Если третьи лица удерживают жену, он может вернуть ее по приказу претора. Супруги должны хранить верность, иное – основание для развода, неверность жены - уголовное преступление.

Брак прекращался смертью супруга(ов) равно как утратой свободы, гражданства, чести, прекращение брака возможно по обоюдному согласию или в одностороннем порядке (развод) мог быть без последствий – если есть уважительная причина. С неблагоприятными последствиями, если 1 сторона  виновна, это  влечет потерю приданого и штраф.  

15. Отцовская власть. Способы установления отцовской власти

Ульпиан дает определение "отца семейства" «отцом семейства... называется тот, кто в доме располагает  доминием». Понятие "отец семейства", поясняет он, указывает "не только на его личность, но и на право", так что он может и "не иметь сына". Иными словами, "отцами семейств" считались все лица  "собственного права"- или подвластные лишь себе, "совершеннолетние или несовершеннолетние. Действительно, pupillus, т.е. несовершеннолетний, вышедший из-под власти, со смертью отца или вследствие эманципации, и находящийся под опекой, тоже "назывался отцом семейства. Более того, даже раб, который отпущен господином на волю по завещанию, но еще не узнал об этом, юридически - "уже отец семейства" и человек "собственного права", хотя и "не знающий о своем статусе" (D., 28, 1, 14).  При всем том термин "pater familias" немногозначен. Речь может идти лишь о различных его аспектах. "Отец семейства" сам по себе - лицо, никому не подвластное; по отношению к подвластным лицам он - глава (princeps) фамилии (Uf, 4, 1); по отношению к дому как к целому и к имуществу он - хозяин, и это значение выражено в распространенном словосочетании "рачительный хозяин". Дождев: «центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти», т.е. подвластных можно было лишать жизни весь классический период, но основой должны были быть дисциплинарные, а не личные мотивы. Ограничение этого права наступает при Константине, вводится запрет на применение суровых мер. А кодекс Юстиниана говорит об этом праве уже как о пережитке. Помимо этого права домовладыка имел еще ряд прав над личностью подвластного: право отказа от новорожденного, право продажи ребенка. До императорского периода можно было продавать детей за бугор, разрешалась продажа только новорожденных и только  в случае крайней нужды. Право давать согласие на брак, право отдавать в усыновление, право назначать опекуна, если подвластный совершил правонарушение, отец имел право либо возместить ущерб, либо отдать подвластного в отработку – ноксальная ответственность, которая отменена Юстинианом. 3 способа установления отцовской власти: рождение ребенка в законном римском браке, лигитимация (узаконение) только для детей, рожденных в конкубинате. Однако legitimatio возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении liberi naturales,  т. е. детей, рожденных от конкубината – законного (разрешенного) сожительства.  Постепенно сложились три способа legitimatio:  a) путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; б) путем последующего брака родителей; в) путем издания специального императорского указа, если брак невозможен либо нецелесообразен.   Усыновление  Установление отцовской власти над чужими детьми производилось посредством усыновления. Различалось 2 формы усыновления: адрогация (adrogatio), адопция (adoptio). Адрогация - это такая форма усыновления, которая применялась в отношении лиц своего права. При этом вопрос об усыновлении решало народное собрание, которое расследовало причины и обстоятельства соответствующей просьбы усыновителя и усыновляемого. В период принципата, с прекращением деятельности народных собраний, акт адрогации совершался посредством соответствующего рескрипта принцепса. Arrogatio  в древнейшие времена производилась в народном собрании при участии pontifex maximus и  в  присутствии  как усыновителя,  так и усыновляемого.  После расследования обстоятельств дела pontifex maximus предлагал народному собранию rogatio об усыновлении. Таким образом каждая arrogatio была законом.  Ввиду  этого  усыновлять и быть усыновляемыми в этой форме  могли  только  лица,  которые  имели  право участвовать в народных собраниях.  К числу таких лиц не принадлежали ни женщины, ни несовершеннолетние. С падением  значения  народных  собраний отпадает и законодательный характер arrogatio;  она превращается в публичное оформление соглашения усыновители с усыновляемым. С окончательным прекращением созыва народных собраний arrogatio производится рескриптом принципса. Условия: нельзя усыновлять бедным богатого и опекунам опекаемых, усыновитель >60 лет, не должен иметь детей, по общему правилу женщинам нельзя усыновлять, но император мог разрешить неполное усыновление (родственники ее не имели отношения к усыновленному). Адопция - форма усыновления лиц чужого права, то есть подвластных детей. Первоначально она совершалась в форме частной сделки - троекратной фиктивной продажи ребенка его натуральным отцом усыновителю. И только при Юстиниане эта архаичная форма усыновления была заменена рассмотрением просьбы об усыновлении в суде и вынесением соответствующего решения. Условия: согласие усыновителя и действующего домовладыки, разница в возрасте 18 лет между усыновляемым и усыновителем, в пользу усыновителя. Adoptio совершалась так же, как emancipatio, путем  использования  правила законов XII таблиц о троекратной mancipatio.  Paterfamilias  трижды  манципировал подвластного  доверенному  лицу,  которое  после первых двух манципаций освобождало подвластного от  mancipium, после  чего подвластный возвращался под власть paterfamilias.

   До Юстиниана adoptio так же, как  и arrogatio, вводила  усыновленного  в агнатическую семью усыновителя,  но Юстиниан ослабил ее значение:  она не уничтожала patria potestas кровного  отца,  лишь устанавливая право  наследования усыновленного после усыновителя.    2 вида    adoptio: полная – с отцовской стороны (plena),  неполная – с материнской стороны (minus plena)

   Некоторые указания дошедших  до нас памятников позволяют  думать,  что существовал еще  и третий вид  усыновления:  усыновление в завещании усыновителя (adoptio testamentaria),  но отчетливых  сведений  о нем нет.  

16. Личное и имущественное  положение подвластных  детей.

Подвластные дети не могли иметь своего имущества. Все их сделки, приобретения – собственность  отца. При этом обязательства отца по их сделкам не возникает. Ответственнось ЗА подвластного по преторскому праву: 1. если по приказу или поручению домовладыки заключена сделка. 2. если подвластный назначается на руководство торговым предприятием, кораблем по воле своего домовладыки. 3. подвластный заключает сделку по своей инициативе, но домовладыка обогащается от сделки. С периода принципата домовладыка мог выделить пекулий (имущество) своему подвластному. Отец мог наделить сына пекулием, но это только устанавливало ответственность отца за действия сына в размере пекулия, но не сообщало сыну каких-либо прав на то имущество, которым он управлял. Собственником пекулия остается домовладыка, но подвластный имеет право заключать сделки по поводу этого имущества, пользоваться им. Пекулий на основании договора дарения. Причины прекращения пекулия: воля отца (он изымает его обратно), прекращение отцовской власти, конфискация имущества отца.  Виды собственности: военный или лагерный пекулий (имущество полученное подвластным на военной службе), квази-военный или квази-лагерный пекулий (имущество полученное на гражданской службе), обычное имущество полученное из вне имукщество полученное подвластным по договору дарения от третьих лиц(не отец и не его родственники) имущество полученное по наследству от родственников по материнской линии, по наследству от 3 лиц с согласия отца. Этим имуществом управляет отец, он же имеет ограниченное вещное право на него. Ограниченное вещное право – узуфрукт (право пользования чужой вещью и извлечения из него плодов и доходов). Узуфрукт прекращается с прекращением отцовской власти кроме случаев добровольного освобождения сына из-под отцовской власти – манципации. Отец имеет право пожизненно пользоваться 0,5 имуществом сына до своей смерти. Кроме случаев прекращения отцовской власти ввиду смерти сына, отец имеет право бытиь наследником 2 очереди, если не попадает в наследники может пользоваться имуществом сына. чрезвычайное имущество поученное из вне. Приобретение имущества от 3 лиц без согласия отца или наследство по материнской линии. Если имущество дарится посторонними лицами в договоре дарения отец не имеет право на такое имущество,  имеет право, кроме права завещания.При императоре Юстиниане был выработан такой принцип: отцу семейства принадлежит только то, что сын приобретает, используя имущество отца; все прочее имущество, каким бы способом оно не приобреталось сыном, составляло его собственность; за отцом, однако, признавалось право пожизненного пользования имуществом сына.

Отцовская власть над детьми прекращалась, с потерей гражданства 1 из сторон, со смертью домовладыки или подвластного, если подвластный занимает определенную государственную или духовную должность несовместимую со статусом подвластного, посредством особого высвобождения из-под власти.

Высвобождение было или добровольным актом домовладыки (mamimissio), который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу; или принудительно-правовым (за нарушения обязанностей родителя в отношении детей, троекратную продажу в рабство, при утрате родителем своего статуса); или по силе частного права (сын имел право выкупиться из-под власти - или реально, или путем

символического  судебного процесса, если отец отказывал  в добровольной manumissio). Классическое РП дало возможность освобождаться  из под власти домовладыки в суде или рескриптом императора. Дочери ни в коем случае не приобретали личной и имущественной самостоятельности:они могли только перейти под власть другого домовладыки - их брата, племянника, не говоря уже о старших родственниках. 

17. Классификация вещей в римском частном праве.

Общее определение вещи таково: "Вещь - это отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной  независимостью и устойчивостью  существования" Этим широким понятием  охватывались не только вещи в обычном смысле материальных предметов внешнего мира,  но также юридические отношения и права. Главное деление вещей обнимает собою две части, именно одни вещи суть божественного права, другие - человеческого. К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству и вещи со священным значением. Священною делается вещь только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа, например на основании закона... Религиозною делаем мы вещь по нашему собственному желанию, хороня умершего в место, нам принадлежащее... Предметы божественного права не состоят ни в чьем владении. Те же вещи, которые принадлежат к категории вещей человеческого права, составляют собственность или государства, или частных лиц.  Кроме того, некоторые вещи суть телесные, физические материальные вещи, другие бестелесные, идеальные – права, обязанности ипр. В Институциях Юстиниана данному разграничению посвящен Титул II Книги второй: "...Одни вещи - телесные, другие бестелесные.

1. Телесные - это те, которых по их природе можно коснуться, например, земля, человек, одежда, золото, серебро и, одним словом, бесчисленное множество других вещей.

2. Бестелесные  - это те, которых нельзя коснуться.  К таковым относятся те, которые  заключаются в праве, например: право наследования, узуфрукт, обязательства, каким бы то ни было образом заключенные. И не важно то обстоятельство, что наследство состоит из вещей телесных... и то, что нам следует по какому-либо обязательству, в большинстве случаев - нечто телесное...; но самое право наследования и самое право пользования и собирания плодов, и самое право обязательства - представляется бестелесным.

3. Сюда  же относятся права в городских  и сельских поместьях, каковые  права называются также сервитутами".

Из приведенного фрагмента становится очевидным, что бестелесными вещами признавались права требования, которые возникали из самых разнообразных оснований.

 Кроме  того, существует деление вещей  на два разряда: на res mancipi (манципируемые) и res nec mancipi (неманципируемые)". По Ульпиану манципируемые вещи – наиболее ценные  хозве вещи, он дает исчерпывающий их список: имения на италийской земле сельские ( пример - поле) и городские (пример  - дом), права сельских имений, как право проезда, прохода, прогона скота, рабы и четвероногие которые приручаются шеей или спиной: лошади, ослы, мулы, буки и тд. Дикие животные как слоны или верблюды, хотя фактически могут приручаться и использоваться в хозве, юридически не считаются манципируемыми. Все вещи не попадающие ни под одну из этих категорий являются неманципируемыми. Суть – процедура и способ отчуждения прав на эти вещи.

Вещи  простые (unitum), сложные (connexum) и составные (совокупности) (universitas).

Простые вещи - это те, которые представляют органическое единство, целостность, разделение которой ведет к юридическому исчезновения самой вещи; таковы: алмаз, дерево, животное и пр. Естественнно, что недопустима сделка относительно части простой вещи; в этом смысле простая вещь приобретает характеристики вещи неделимой.

Сложные вещи те, которые представляют из себя механическое (физическое) соединение как простых, так и сложных вещей, например, мебель, здание, корабль. Сложная вещь есть самостоятельный объект права, следовательно, объект каких угодно распоряжений. Возможна проблема: нарушают ли единство и самостоятельность такого объекта возможные внутренние изменения его (замена частей корабля, ремонт здания и пр.)? Выработано было правило: перемены в отдельных частях вещи не разрушают ее внутреннее тождество.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Римское частное право"