Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные понятия, институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов организации и деятельности механизма государства. Затем будут рассмотрены вопросы о государственном органе, как о главном звене механизма государства, и его видах.
В заключение будет раскрыта тема, касающаяся теории разделения властей, ее истоках и назначении, разнообразие взглядов на теорию разделения на Западе и проблемы разделения властей в России.
Введение
Глава I. Понятие, принципы организации и деятельности механизма государства
1.1 Понятие механизма государства
1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства
Глава II. Структура механизма государства
2.1 Понятие, компетенция и виды государственных органов
2.2 Президент Российской Федерации
2.3 Органы законодательной (представительной) власти
2.4 Органы исполнительной власти
2.5 Судебная власть и прокуратура Российской Федерации
2.6 Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы
Глава III. Роль принципа разделения властей в государственном механизме
3.1 Истоки, роль и назначение теории разделения властей
3.2 Разделение властей на Западе
3.3 Проблемы разделения властей в России
Заключение
Список использованной литературы
Долгое время теория разделения
властей рассматривалась
С 1985 г. о теории разделения
властей "говорят и пишут довольно
много. Но среди массы публикаций
- статей и пр. превалируют упрощенные,
не аналитического и критического планов
издания. Традиционно проводится мысль
о том, что наличие в государственном
механизме России принципа разделения
властей - это, безусловно, хорошо, а
отсутствие - это очень плохо. "Из-за
отсутствия в нашей политической
системе постоянно действующей,
профессиональной сферы законодательной
власти, разделения властей и механизма
сдержек и противовесов, - пишет
в связи с этим один из авторов,
- сосредоточения власти в едином центре,
в партийных органах на различных
уровнях и при бюрократической
иерархической структуре
Данный тезис, несомненно, заслуживал бы полной поддержки и внимания, если бы он не грешил категоричностью и идеалистичностью. Принцип разделения властей представляется в данном и аналогичных трудах нередко чуть ли не в виде некой панацеи от всех бед.
Полное и категоричное
непризнание теории разделения властей
в ее классическом понимании очень
быстро сменилось столь же безусловным
и категорическим ее признанием. В
результате этого невольно создавалось
впечатление, что в государственно-правовом
механизме России установятся подлинно
демократические порядок и
Конечно же, это не так. Чтобы
полностью установилось правовое государство
с подлинным разделением
"Наиболее остро для
процесса формирования
Ход политической реформы в Российской Федерации как раз и подтверждает очень большое влияние нерешенности проблемы разделения государственной власти по ее традиционным структурам - законодательной, исполнительной, судебной - на проведение экономических и социальных реформ. Слишком большой потенциал энергии уходит на конфронтацию исполнительной и законодательной ветвей власти, внутриорганизационные отношения. Конфронтация указанных ветвей власти по горизонтали усиливается за счет нерешенности проблем ее разделения по вертикали.
Представляется, что феномен
"государственность" может выступать
в инфраструктуре социальной организации
как единый политико-правовой механизм.
Государство и свойства государственности
могут быть реализованы в полной
мере при условии, что это единый
и целостный механизм организации
решения своих собственных дел
(внутриорганизационных) и дел общества,
которое и формирует
Единство и целостность
государственности не позволяют
ставить вопрос о том, какая ветвь
власти важнее и более "властная".
Ни одна из них не может существовать
без двух иных. В этом смысле бесплодны
попытки сосредоточить
Представляется, что конституционное
закрепление единства и целостности
государственности в Российской
Федерации в определенности сфер
ее реализации для структур законодательной,
исполнительной, судебной ветвей власти
при понимании их специфических
методов деятельности и взаимной
связанности поможет
Необходимо отметить, что
неупорядоченность системы
Противоборство властей
по принципу "кто сильнее", "кто
важнее" приводит к усилению коррупции.
Борьба за экономическое господство
в многоукладной системе
Ярким примером является то,
что в 1993г. до принятия новой Конституции
была ликвидирована деятельность "всей
системы органов
Указом "О поэтапной конституционной реформе в РФ" от 21 сентября 1993г. в целях сохранения единства и целостности РФ, вывода страны из политического и экономического кризиса, обеспечения государственной и общественной безопасности РФ, восстановления авторитета государственной власти было прервано осуществление законодательной, распорядительной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом страны 2.
Этим же актом было предложено Конституционному суду РФ "не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания"3. Считать фактически настоящий Указ по юридической силе превосходящим действовавшую тогда Конституцию, ибо она продолжала функционировать лишь в той части, "в которой не противоречило настоящему Указу"4.
Издавая данный Указ, справедливо подчеркивал И.Г. Шаблинский, "президент открыто вышел за рамки Конституции и, более того, объявил некоторые ее важнейшие главы не имеющими юридической силы. Такие решения не могли иметь шокирующего эффекта, особенно если учесть, что примерно с 1988г. российское общество переживало возрождение интереса к либеральным, классическим представлениям о праве и правовом государстве.
Наряду с названным в этот период были приняты и другие акты-указы, ставящие своей целью полный демонтаж существовавшего до 21 сентября 1993г. механизма государственной власти и управления, а вместе с ним и окончательного выхолащивания принципа разделения властей"2.
В этой главе было рассказано о становлении, роли, назначении теории разделения властей; как воплощалась в жизнь эта теория на Западе и о российских проблемах в этой области.
Государственная власть делится
на исполнительную, законодательную
и судебную, но какие же государственные
органы осуществляют правотворческую,
правоисполнительную и
Заключение
Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделять его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.
Механизм государства — это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Государственный механизм состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.
Орган государства
— это составная часть
При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции.
Таким образом, весь огромный механизм властвования должен работать согласовано, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества, а в противном случае это приведет к невыполнению целого комплекса задач государства.
Этот вопрос актуален и в наше время, поскольку идет постоянный процесс развития и улучшения качества работы и функционирования государственного аппарата.
В работе были рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов организации и деятельности механизма государства; вопросы, касающиеся органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также прокуратуры и вооруженных сил. И, конечно же, роль и назначение теории разделения властей, разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе и проблемы разделения властей в России, когда она вступила в полосу демократических преобразований.
И в качестве вывода ко всему выше написанному, хочется закончить работу бессмертными словами из "Законов" Платона:
"…я вижу близкую
гибель того государства, где
закон не имеет силы и
Список использованной литературы
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. – М.: “Айрис – пресс”; 2003г.
2. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 04.12.2006)
"ОБ ОБОРОНЕ" (принят
ГД ФС РФ 24.04.1996), (с изм. и
доп., вступающими в силу с 01.01.
3. Федеральный конституционный
закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005)
"О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 04.11.2005)
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Книги
1. Баглай М.В. Конституционное
право Российской Федерации:
2. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955г.
3. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. Лазарева В.В. – М., Юрист, 2000г.
4. Мишин А.А. Принцип
разделения властей в
5. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие/ Под ред. М.Н.Марченко.- М.: Юристъ, 2005.- 656 с.
6. Обществознание: учеб. пособие для школьников ср. кл. и поступающих в вузы/А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 5-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2005. – 507 с.
7. Теория государства
и права. Курс лекций / Под. ред.
Н.И. Матузова и А.В.Малько.-М.
8. Общая теория государства
и права в схемах и
9. Шаблинский И.Г. Пределы
власти. Борьба за российскую
конституционную реформу (1989-
Статьи и сайты
1. Мигранян А.А. Механизм
торможения в политической
2. Бачило И.Л. Факторы влияющие на государственность // Государство и право. – 1993г. - №7.
Информация о работе Роль принципа разделения властей в государственном механизме