Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 06:41, реферат
Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ. Разделение власти по своей сути призвано обеспечить наибольшую эффективность народовластия. Недаром же в конституциях всех стран, даже тех, в которых и теоретически не признается разделение власти (Великобритания и некоторые страны Британского содружества), оно фактически существует. Разделены и самостоятельно функционируют законодательная, исполнительная и судебная власти.
Оглавление
Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ. Разделение власти по своей сути призвано обеспечить наибольшую эффективность народовластия. Недаром же в конституциях всех стран, даже тех, в которых и теоретически не признается разделение власти (Великобритания и некоторые страны Британского содружества), оно фактически существует. Разделены и самостоятельно функционируют законодательная, исполнительная и судебная власти. В подавляющем большинстве государств предусмотрены также меры, которые позволяют органам одной ветви государственной власти, прежде всего законодательной и исполнительной, сдерживать органы другой власти с тем, чтобы она ограничивалась собственными полномочиями и, в конечном счете, не нарушались бы полномочия каждого органа власти.
Мировой государственно-правовой практике известна разная глубина разделения властей и соответственно разное "дозирование" полномочий высших органов государственной власти. В целом в юридической литературе утвердилось следующее представление о существе этого принципа. Единство и целостность государства не позволяет ставить вопрос о том, какая власть важнее и в силу этого должна обладать большими властными полномочиями. Ни одна из них не может существовать без двух других. В этом смысле бесплодны попытки сосредоточить исполнительные функции на уровне власти законодательной, и наоборот.
На практике иногда приходится встречаться с такими перекосами в разграничении полномочий органов государственной власти, которые приводят в итоге к безвластию некоторых властных структур. Естественно, что такого рода усиление органов одной ветви государственной власти за счет органов, принадлежащих к другой ее ветви, чаще всего наносит серьезный ущерб всей системе демократического правления, противоречит основам народовластия и в результате неизбежно приводит к конфликтам между государственными органами и между ними и избирателями.
Коренная
перестройка российского
В данном реферате рассмотрены теоретические основы принципа разделения властей и его реализация в Российской Федерации в соответствии с Конституцией 1993 года.
Основу учения о разделении властей заложил еще в середине XVIII в. Французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755).
Суть теории Ш.Л. Монтескье состоит в том, что на смену абсолютной монархии, где вся власть безраздельно принадлежит главе государства, приходит новая форма ее организации. В руках монарха (в современных государствах – правительства) сохраняется только исполнительная власть, основной смысл деятельности которой сводится к исполнению законов, принятых парламентом. Некогда абсолютная власть монарха подлежит ограничению волей органов законодательной власти, поскольку она исходит от народа, в той или иной мере участвующего в формировании представительного органа государственной власти – парламента. Если данная конструкция получает конституционное закрепление, то власть парламента оказывается в большинстве случаев выше власти монарха (президента), возглавляющего исполнительную власть, по той причине, что закон юридически всегда выше любого подзаконного акта, направленного на его исполнение, а конституция не дает исполнительной власти выйти за рамки ее полномочий. К тому же закон, принятый парламентом, так или иначе выражает волю народа, сформировавшего парламент.
Тем не менее конфликты между первыми двумя ветвями власти время от времени возникают, и для их разрешения создаются, по образному выражению Ш.Л. Монтескье, коллегии, состоящие из адвокатов и судей. Сам Ш.Л. Монтескье не выделял из этих коллегий самостоятельной ветви государственной власти, однако последующее развитие системы государственной власти привело к формированию этой ветви власти, смысл деятельности которой сводится к трем полномочиям: разрешение конфликтов между органами, образующими первые две ветви государственной власти, установление истины в юридическом смысле этого слова и разрешение споров о праве, наказание виновных лиц и восстановление нарушенного права.
Практический
смысл учения о разделении властей
состоит в специализации
Принцип разделения властей является неотъемлемым признаком демократического, правового, конституционного государства. Его суть сводится к тому, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют функции государства самостоятельно и независимо друг от друга в пределах своей компетенции для обеспечения сбалансированности полномочий и исключения возможности сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти или должностного лица. В то же время органы каждой «ветви» власти взаимно контролируют и уравновешивают друг друга тем, что имеют полномочия, сдерживающие полномочия органов власти, относящихся к другим «ветвям». Система «сдержек и противовесов» – существенная и неотъемлемая часть системы разделения властей.
Следует
заметить, что Ш.Л. Монтескье в
оригинале своей работы «О духе законов»
(1748 г.) писал не о разделении властей,
а об их обособлении. Неудачный перевод
с французского – причина формирования
в российской правовой науке устойчивого
афоризма о разделении властей. На самом
деле, власть едина, поскольку, независимо
от специализации каждого из ее органов,
главная цель их деятельности – максимальное
удовлетворение, обеспечение и защита
прав, свобод и законных интересов граждан
данного государства.
Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые за всю историю Российского государства закрепила и реализовала на практике учение о разделении властей, основу которого заложил еще в середине XVIII в. французский просветитель Шарль Луи Монтескье.
Вместе с тем, управление современным государством по сравнению с XVIII в. усложнилось в десятки раз и не может осуществляться без учета принципа разделения властей. Однако основная цель его реализации осталась прежней: независимость каждой из ветвей государственной власти и невмешательство одной ветви власти в дела и решения, принимаемые другой. Что и восприняла действующая российская Конституция в виде нормы о самостоятельности каждой из ветвей государственной власти.
Так, согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Закрепленная ст. 10 конструкция делит власть "по горизонтали" на три самостоятельные, равноправные ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Не абсолютизируя роли законодательной власти, следует признать, что она определяет функционирование как исполнительной, так и судебной властей, формируя для них соответствующую законодательную, нормативно - правовую базу, без которой органы исполнительной власти не смогут успешно выполнять свои задачи и функции.
Если ст. 10 Конституции устанавливает разделение властей "по горизонтали", то ст. 11 Конституции делит ее "по вертикали" с учетом федеративного устройства государства.
В соответствии с логикой этого устройства в ч. 1 ст. 11 Конституции перечисляются федеральные органы, осуществляющие государственную власть в соответствии с установленным ст. 10 Конституции разделением властей.
Особенностью содержания этой нормы является то обстоятельство, что государственная власть в России делится на три ветви, а в ч. 1 ст. 11 перечислены четыре группы федеральных органов.
В такое, по существу бесспорное, "триадное" деление государственной власти "вкрапливается" еще четвертая власть - "президентская"1.
В
данный перечень наряду с органами
законодательной, исполнительной и
судебной власти включен Президент
РФ, занимающий особое место в системе
разделения властей и обеспечивающий
как глава государства
Президент Российской Федерации (от лат. praesidens - букв. сидящий впереди).
В соответствии со сложившейся общемировой практикой все республики делятся на три типа: президентские, парламентские и республики смешанного типа, или полупрезидентские.
К президентским относятся такие республики, в которых президент одновременно является главой государства и возглавляет исполнительную власть. Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки, в Конституции которых прямо сказано: исполнительную власть в США осуществляет президент. В государствах такого типа президент избирается населением страны и обладает весьма значительным объемом полномочий и огромной властью, противовесом которой выступает сильный независимый парламент, обладающий правом импичмента (от англ. impeachment) - отрешения от должности президента.
К парламентским относятся такие республики, в которых президент избирается парламентом, выполняет функции главы государства, которые в основном сводятся к исполнению представительных функций во внешнеполитических отношениях. Полномочия президента во внутриполитических отношениях весьма ограничены и реализуются в основном в номинальных действиях (утверждение состава правительства, сформированного парламентом, решение вопросов гражданства и др.) или в условиях парламентского кризиса. При этом президент в любой момент может быть смещен со своего поста решением парламента. Парламентскими республиками в мире являются ФРГ, Чехия, Израиль и др.
Следует отметить, что парламентских и президентских республик в мире в целом сравнительно немного. Как и любые крайние в своей противоположности институты, они стремятся к сближению, поэтому большинство государств мира - это республики смешанного типа. Они еще называются полупрезидентскими, поскольку в них представлена лишь часть черт классических президентских республик. В частности, президент в них избирается населением страны, но не возглавляет исполнительную власть. Правительство в таких государствах несет двойную ответственность перед президентом и парламентом. Парламент обладает правом импичмента президента, но он весьма затруднен. Есть и еще ряд более мелких отличий от республик "классического" типа.
В соответствии со сложившимися в мире принципами демократического устройства и в соответствии с действующей Конституцией Президент России является главой государства (ст. 80). Каких-то указаний на то, что Президент входит в какую-либо ветвь государственной власти, статьи гл. 4 Конституции "Президент Российской Федерации" не содержат.
Это означает, что Президент РФ выполняет функции органа, координирующего действия всех ветвей государственной власти, а сама Россия относится к числу республик смешанного типа.
Федеральное Собрание Российской Федерации. В подавляющем большинстве государств мира, за исключением нескольких абсолютных монархий и диктаторских режимов восточно-азиатского типа, имеется всенародно избираемый парламент (от фр. parler - говорить) - представительный орган государственной власти.
Основной функцией парламента является принятие законов - нормативно-правовых актов высшей (помимо конституции) юридической силы. В некоторых государствах саму конституцию принимает и изменяет тоже парламент. Особое положение парламента в государственном устройстве определяется тем, что это практически единственный орган государственной власти, который имеет юридическое право выступать от имени народа, делегированное ему избирателями через входящих в его состав депутатов. Большинство парламентов демократических государств состоят из двух палат (верхней и нижней). Эти палаты, как правило, формируются различными способами и выполняют в государственном устройстве страны различные функции. Двухпалатное устройство парламента определено двумя обстоятельствами: федеративным устройством государства (там, где оно имеется) и необходимостью принятия взвешенных решений. В последнем случае верхняя палата выполняет функцию сдерживания при принятии популистских (от лат. populus - народ), в данном контексте - поспешных, решений, принимаемых нижней палатой. В исключительных случаях верхняя палата обладает правом вето (от лат. veto) - запрета решений нижней палаты.