Принципы разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 06:41, реферат

Краткое описание

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ. Разделение власти по своей сути призвано обеспечить наибольшую эффективность народовластия. Недаром же в конституциях всех стран, даже тех, в которых и теоретически не признается разделение власти (Великобритания и некоторые страны Британского содружества), оно фактически существует. Разделены и самостоятельно функционируют законодательная, исполнительная и судебная власти.

Файлы: 1 файл

Реферат Госвласть.doc

— 169.00 Кб (Скачать)
 
 

Оглавление 
 
 

Введение.

    Разделение  власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ. Разделение власти по своей сути призвано обеспечить наибольшую эффективность народовластия. Недаром же в конституциях всех стран, даже тех, в которых и теоретически не признается разделение власти (Великобритания и некоторые страны Британского содружества), оно фактически существует. Разделены и самостоятельно функционируют законодательная, исполнительная и судебная власти. В подавляющем большинстве государств предусмотрены также меры, которые позволяют органам одной ветви государственной власти, прежде всего законодательной и исполнительной, сдерживать органы другой власти с тем, чтобы она ограничивалась собственными полномочиями и, в конечном счете, не нарушались бы полномочия каждого органа власти.

    Мировой государственно-правовой практике известна разная глубина разделения властей и соответственно разное "дозирование" полномочий высших органов государственной власти. В целом в юридической литературе утвердилось следующее представление о существе этого принципа. Единство и целостность государства не позволяет ставить вопрос о том, какая власть важнее и в силу этого должна обладать большими властными полномочиями. Ни одна из них не может существовать без двух других. В этом смысле бесплодны попытки сосредоточить исполнительные функции на уровне власти законодательной, и наоборот.

    На практике иногда приходится встречаться с такими перекосами в разграничении полномочий органов государственной власти, которые приводят в итоге к безвластию некоторых властных структур. Естественно, что такого рода усиление органов одной ветви государственной власти за счет органов, принадлежащих к другой ее ветви, чаще всего наносит серьезный ущерб всей системе демократического правления, противоречит основам народовластия и в результате неизбежно приводит к конфликтам между государственными органами и между ними и избирателями.

    Коренная  перестройка российского общества на демократических основах нашла  законодательное закрепление в  принятой 12 декабря 1993 года всенародным  голосованием новой российской Конституции. Эта Конституция, по существу, впервые в истории российского государства установила, что система органов государственной власти Российской Федерации, как на федеральном уровне, так и на уровне ее субъектов, должна строиться на основе разделения власти.

    В данном реферате рассмотрены теоретические основы принципа разделения властей и его реализация в Российской Федерации в соответствии с Конституцией 1993 года.

1.Теоретические основы принципа разделения властей.

    Основу  учения о разделении властей заложил  еще в середине XVIII в. Французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755).

    Суть  теории Ш.Л. Монтескье состоит в  том, что на смену абсолютной монархии, где вся власть безраздельно принадлежит  главе государства, приходит новая  форма ее организации. В руках монарха (в современных государствах – правительства) сохраняется только исполнительная власть, основной смысл деятельности которой сводится к исполнению законов, принятых парламентом. Некогда абсолютная власть монарха подлежит ограничению волей органов законодательной власти, поскольку она исходит от народа, в той или иной мере участвующего в формировании представительного органа государственной власти – парламента. Если данная конструкция получает конституционное закрепление, то власть парламента оказывается в большинстве случаев выше власти монарха (президента), возглавляющего исполнительную власть, по той причине, что закон юридически всегда выше любого подзаконного акта, направленного на его исполнение, а конституция не дает исполнительной власти выйти за рамки ее полномочий. К тому же закон, принятый парламентом, так или иначе выражает волю народа, сформировавшего парламент.

    Тем не менее конфликты между первыми  двумя ветвями власти время от времени возникают, и для их разрешения создаются, по образному выражению Ш.Л. Монтескье, коллегии, состоящие из адвокатов и судей. Сам Ш.Л. Монтескье не выделял из этих коллегий самостоятельной ветви государственной власти, однако последующее развитие системы государственной власти привело к формированию этой ветви власти, смысл деятельности которой сводится к трем полномочиям: разрешение конфликтов между органами, образующими первые две ветви государственной власти, установление истины в юридическом смысле этого слова и разрешение споров о праве, наказание виновных лиц и восстановление нарушенного права.

    Практический  смысл учения о разделении властей  состоит в специализации сотрудников  того или иного органа на выполнении привычных для них операций. В  этом отношении разделенная на ветви  государственная власть напоминает конвейер, где каждый рабочий выполняет одну простейшую операцию, доведенную до автоматизма. Очевидно, он менее квалифицирован, чем мастер ремесленной мастерской, но именно применение конвейера в фабричной организации производства позволило существенно повысить производительность труда и вытеснить с рынка продукцию ремесленных мастерских.

    Принцип разделения властей является неотъемлемым признаком демократического, правового, конституционного государства. Его  суть сводится к тому, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют функции государства самостоятельно и независимо друг от друга в пределах своей компетенции для обеспечения сбалансированности полномочий и исключения возможности сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти или должностного лица. В то же время органы каждой «ветви» власти взаимно контролируют и уравновешивают друг друга тем, что имеют полномочия, сдерживающие полномочия органов власти, относящихся к другим «ветвям». Система «сдержек и противовесов» – существенная и неотъемлемая часть системы разделения властей.

    Следует заметить, что Ш.Л. Монтескье в  оригинале своей работы «О духе законов» (1748 г.) писал не о разделении властей, а об их обособлении. Неудачный перевод с французского – причина формирования в российской правовой науке устойчивого афоризма о разделении властей. На самом деле, власть едина, поскольку, независимо от специализации каждого из ее органов, главная цель их деятельности – максимальное удовлетворение, обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов граждан данного государства. 

2.Государственная власть в Российской Федерации.

2.1.Деление власти «по горизонтали».

 

    Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые за всю историю Российского государства закрепила и реализовала на практике учение о разделении властей, основу которого заложил еще в середине XVIII в. французский просветитель Шарль Луи Монтескье.

    Вместе  с тем, управление современным государством по сравнению с XVIII в. усложнилось в десятки раз и не может осуществляться без учета принципа разделения властей. Однако основная цель его реализации осталась прежней: независимость каждой из ветвей государственной власти и невмешательство одной ветви власти в дела и решения, принимаемые другой. Что и восприняла действующая российская Конституция в виде нормы о самостоятельности каждой из ветвей государственной власти.

    Так, согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    Закрепленная  ст. 10 конструкция делит власть "по горизонтали" на три самостоятельные, равноправные ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную.

      Не абсолютизируя роли законодательной власти, следует признать, что она определяет функционирование как исполнительной, так и судебной властей, формируя для них соответствующую законодательную, нормативно - правовую базу, без которой органы исполнительной власти не смогут успешно выполнять свои задачи и функции.

2.2.Деление власти «по вертикали».

 

    Если  ст. 10 Конституции устанавливает разделение властей "по горизонтали", то ст. 11 Конституции делит ее "по вертикали" с учетом федеративного устройства государства.

    В соответствии с логикой этого  устройства в ч. 1 ст. 11 Конституции перечисляются федеральные органы, осуществляющие государственную власть в соответствии с установленным ст. 10 Конституции разделением властей.

    Особенностью  содержания этой нормы является то обстоятельство, что государственная власть в России делится на три ветви, а в ч. 1 ст. 11 перечислены четыре группы федеральных органов.

    В такое, по существу бесспорное, "триадное" деление государственной власти "вкрапливается" еще четвертая  власть - "президентская"1.

    В данный перечень наряду с органами законодательной, исполнительной и  судебной власти включен Президент  РФ, занимающий особое место в системе  разделения властей и обеспечивающий как глава государства согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

2.2.1.Президент Российской Федерации

    Президент Российской Федерации (от лат. praesidens - букв. сидящий впереди).

    В соответствии со сложившейся общемировой  практикой все республики делятся  на три типа: президентские, парламентские и республики смешанного типа, или полупрезидентские.

    К президентским относятся такие республики, в которых президент одновременно является главой государства и возглавляет исполнительную власть. Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки, в Конституции которых прямо сказано: исполнительную власть в США осуществляет президент. В государствах такого типа президент избирается населением страны и обладает весьма значительным объемом полномочий и огромной властью, противовесом которой выступает сильный независимый парламент, обладающий правом импичмента (от англ. impeachment) - отрешения от должности президента.

    К парламентским относятся такие республики, в которых президент избирается парламентом, выполняет функции главы государства, которые в основном сводятся к исполнению представительных функций во внешнеполитических отношениях. Полномочия президента во внутриполитических отношениях весьма ограничены и реализуются в основном в номинальных действиях (утверждение состава правительства, сформированного парламентом, решение вопросов гражданства и др.) или в условиях парламентского кризиса. При этом президент в любой момент может быть смещен со своего поста решением парламента. Парламентскими республиками в мире являются ФРГ, Чехия, Израиль и др.

    Следует отметить, что парламентских и  президентских республик в мире в целом сравнительно немного. Как  и любые крайние в своей  противоположности институты, они  стремятся к сближению, поэтому  большинство государств мира - это республики смешанного типа. Они еще называются полупрезидентскими, поскольку в них представлена лишь часть черт классических президентских республик. В частности, президент в них избирается населением страны, но не возглавляет исполнительную власть. Правительство в таких государствах несет двойную ответственность перед президентом и парламентом. Парламент обладает правом импичмента президента, но он весьма затруднен. Есть и еще ряд более мелких отличий от республик "классического" типа.

    В соответствии со сложившимися в мире принципами демократического устройства и в соответствии с действующей Конституцией Президент России является главой государства (ст. 80). Каких-то указаний на то, что Президент входит в какую-либо ветвь государственной власти, статьи гл. 4 Конституции "Президент Российской Федерации" не содержат.

    Это означает, что Президент РФ выполняет  функции органа, координирующего  действия всех ветвей государственной  власти, а сама Россия относится к числу республик смешанного типа.

2.2.2.Федеральное Собрание Российской Федерации.

 

    Федеральное Собрание Российской Федерации. В подавляющем  большинстве государств мира, за исключением  нескольких абсолютных монархий и диктаторских режимов восточно-азиатского типа, имеется всенародно избираемый парламент (от фр. parler - говорить) - представительный орган государственной власти.

    Основной  функцией парламента является принятие законов - нормативно-правовых актов  высшей (помимо конституции) юридической  силы. В некоторых государствах саму конституцию принимает и изменяет тоже парламент. Особое положение парламента в государственном устройстве определяется тем, что это практически единственный орган государственной власти, который имеет юридическое право выступать от имени народа, делегированное ему избирателями через входящих в его состав депутатов. Большинство парламентов демократических государств состоят из двух палат (верхней и нижней). Эти палаты, как правило, формируются различными способами и выполняют в государственном устройстве страны различные функции. Двухпалатное устройство парламента определено двумя обстоятельствами: федеративным устройством государства (там, где оно имеется) и необходимостью принятия взвешенных решений. В последнем случае верхняя палата выполняет функцию сдерживания при принятии популистских (от лат. populus - народ), в данном контексте - поспешных, решений, принимаемых нижней палатой. В исключительных случаях верхняя палата обладает правом вето (от лат. veto) - запрета решений нижней палаты.

Информация о работе Принципы разделения властей