Принципы разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 06:41, реферат

Краткое описание

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ. Разделение власти по своей сути призвано обеспечить наибольшую эффективность народовластия. Недаром же в конституциях всех стран, даже тех, в которых и теоретически не признается разделение власти (Великобритания и некоторые страны Британского содружества), оно фактически существует. Разделены и самостоятельно функционируют законодательная, исполнительная и судебная власти.

Файлы: 1 файл

Реферат Госвласть.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

3.4. Отрешение Президента РФ от должности.

    Статья 93 Конституции устанавливает основания  отрешения Президента РФ от должности  и содержит процессуальные нормы  о процедуре такого отрешения. Единственным его основанием является выдвинутое Государственной Думой обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, предусмотренного УК РФ.

    Заключение  о наличии в деяниях Президента РФ признаков тяжкого преступления должен дать Верховный Суд РФ.

    В Федеральном конституционном законе от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном  Суде Российской Федерации" предусмотрена  процедура дачи заключения Конституционным Судом РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ.

    Конституция подробно регламентирует процедуру  выдвижения Государственной Думой  Федерального Собрания РФ обвинения против Президента РФ, что свидетельствует о выполнении органами законодательной власти судебных функций.

    Эта процедура включает несколько стадий.

    Согласно  Конституции и Регламентам Государственной  Думы и Совета Федерации эта процедура  включает несколько стадий и заключается  в следующем.

    Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее 1/3 (150) депутатов Государственной Думы. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса. Согласно Регламенту Государственной Думы обсуждение предложения депутатов проводится на заседании Государственной Думы, на котором выступают уполномоченный от группы депутатов, выдвинувших обвинение, представитель специальной комиссии, обязательно заслушивается заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления, выступают депутаты, эксперты; представители Президента и Правительства в Государственной Думе могут получить слово вне очереди. Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения против Президента 2/3 от общего числа депутатов палаты. Независимо от того, сколько депутатов реально избрано в Государственную Думу, решение должно быть принято не менее чем 300 депутатами.

    Решение Государственной Думы передается в  Совет Федерации, который обязан получить заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. По Регламенту Совета Федерации на его заседании рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется Председателю Конституционного Суда и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения этих органов, затем заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. На заседание Совета Федерации приглашается Президент, ему или его представителю может быть предоставлено слово по их желанию. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается 2/3 голосов от общего числа членов данной палаты.

    Конституция четко устанавливает срок, в течение  которого должно быть принято решение об отрешении Президента РФ от должности. Истечение 3-месячного срока после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ, если в этот срок окончательное решение Советом Федерации не принято, является основанием для того, чтобы признать обвинение отклоненным. Такой жесткий срок установлен с целью недопущения нестабильности положения главы государства в течение долгого времени.

3.5. Участие органов государственной власти в законотворчестве

    Статься 105 Конституции РФ предоставляет реальную возможность участия в законодательной деятельности как главе государства, так и трем ветвям власти - законодательной, исполнительной и судебной. Правом законодательной инициативы обладают:

    1) Президент РФ;

    2) Совет Федерации;

    3) члены Совета Федерации;

    4) депутаты Госдумы РФ;

    5) Правительство РФ;

    6) законодательные (представительные) органы государственной власти  субъектов РФ;

    7) Конституционный, Верховный и  Высший Арбитражный Суды РФ - по  вопросам их ведения.

    Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы.

    Мотивы  наделения правом законодательной  инициативы именно этих органов государственной  власти и этих лиц обусловлены  вполне очевидным обстоятельством: они имеют самое непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных задач. Что же касается общественных структур, а также отдельных граждан, не наделенных данным правом, то они могут вносить свои инициативные законопроекты и предложения только через посредников - уполномоченных на то субъектов.

    При внесении законопроекта в Государственную  Думу субъектом (субъектами) права законодательной  инициативы должны быть в обязательном порядке представлены заключения Правительства РФ на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты; о выпуске государственных займов; об изменении финансовых обязательств государства; а также на другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

    Участие главы государства - неотъемлемая составная часть законодательного процесса (ст. 107 Конституции).

    Президент РФ в системе разделения властей  выступает как орган, контролирующий ветви власти и обеспечивающий их равновесное функционирование. Отчасти  именно поэтому любой принятый федеральный закон должен быть обязательно им рассмотрен и одобрен - таким образом работает система сдержек и противовесов в отношении законодательной ветви власти.

    В течение 14 дней с момента поступления  федерального закона Президент РФ должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении. В течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу, или может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его.

    Отклонение  федерального закона Президентом РФ означает принятое в течение 14 дней с момента получения закона решение  Президента РФ об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ).

    Вето  главы государства в идеале призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента РФ), принятых поспешно законов.

    Конституция РФ 1993 г. не указывает перечня оснований  для отклонения законов. Однако Президент  РФ, возвращая закон, должен обосновывать в своем письме причины такого решения, называть мотивы отклонения закона

    Аналогичное мнение высказал и Конституционный  Суд РФ в Постановлении от 22 апреля 1996 г., указав, что, "поскольку... Конституцией РФ предусмотрено повторное рассмотрение Госдумой и Советом Федерации  отклоненного федерального закона, мотивы принятого Президентом РФ решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания".

    Президентское вето, согласно ст. 107 Конституции отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания РФ квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания РФ в установленном порядке вновь рассматривают данный закон.

    Порядок одобрения закона в ранее принятой редакции имеет ряд отличий от порядка рассмотрения законов, предусмотренного ст. 105 Конституции РФ. Закон не может считаться одобренным Советом Федерации, если не был им рассмотрен, т.е. если вето Президента РФ не было преодолено путем голосования. Таким образом, если Совет Федерации с целью преодоления вето начал повторное рассмотрение закона в пределах 14-дневного срока, он обязан путем голосования принять решение об одобрении либо отклонении закона. Для одобрения закона необходимо квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Исключается возможность преодоления неодобрения закона Советом Федерации путем повторного голосования в Государственной Думе, а также создания согласительной комиссии, поскольку закон должен быть одобрен в единой редакции, ранее принятой обеими палатами. Установлена обязанность Президента РФ подписать одобренный обеими палатами закон и определен иной срок его подписания - в течение 7 дней.

    Таким образом, на процедуру повторного рассмотрения федерального закона палатами Федерального Собрания с целью преодоления вето Президента РФ не распространяются положения ч. 2, 4 и 5 ст. 105, ч. 2 ст. 107 Конституции РФ постольку, поскольку в ч. 3 ст. 107 Конституции РФ для этого установлены иные, специальные правила.

    Если  в результате повторного рассмотрения палатами Федерального Собрания отклоненного Президентом РФ закона хотя бы одна из палат не соберет надлежащего большинства голосов для одобрения закона в прежней редакции или примет решение о внесении в него изменений и дополнений, дальнейшее рассмотрение вопроса возможно только в порядке, установленном ст. 105 Конституции РФ.

3.6. Судебный контроль.

    Конституционной обязанностью суда при рассмотрении гражданского или уголовного дела является проверка соответствия закону актов, принятых государственным или иным органом.  В данном случае предусмотрена форма конкретного судебного контроля за содержанием подзаконного акта при рассмотрении конкретного дела, и это является неотъемлемой чертой правосудия.

    Конституционный Суд РФ осуществляет высшую форму судебного контроля в соответствии с полномочиями, установленными ст. 125 Конституции РФ.

      Предметом его деятельности является  проверка соответствия Конституции  федеральных законов, нормативных  актов высших органов государственной  власти и управления России и субъектов РФ. Таким образом, создается гарантия соблюдения законности. Это тем более важно, что с расширением прав республик в составе Российской Федерации - ее субъектов и приравненных к ним краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов они получили право иметь свое законодательство. Проверка соответствия Конституции принимаемых ими законов означает судебный контроль в форме конституционного надзора.

    В определенном смысле деятельность Конституционного Суда уподобляется деятельности законодателя8. Конституционный Суд при осуществлении контрольной функции нередко вынужден дополнять аргументы и соображения, которые были упущены законодателем.

3.7. Объявление Госдумой амнистии.

      Амнистия - это полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и (или) наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким. В соответствии со ст. 84 Уголовного кодекса РФ амнистия объявляется Госдумой в отношении индивидуально не определенного круга лиц (акты амнистии могут распространяться, например, на женщин, несовершеннолетних, лиц старше определенного возраста и т.д.).

    Объявление  амнистии осуществляется Госдумой путем  принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы, подписываются Председателем Госдумы и подлежат официальному опубликованию.

    Практика  принятия Госдумой актов об амнистии свидетельствует о высоком общественно-политическом значении этого конституционного полномочия.

    Объявление  Госдумой амнистии свидетельствует  о  реализации законодательным органом  судебных функций.

Заключение

 

    Принцип разделения властей - ценнейшее завоевание передовой человеческой мысли, он может быть направлен против авторитаризма, служить развитию демократии в государственном управлении.

    Общепризнанным  является политико-правовой постулат, получивший во многих конституциях демократических  государств юридическое закрепление  и состоящий (в самом общем виде) в разделении власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при провозглашенном суверенитете народа. В современных условиях конституции развитых и большинства развивающихся стран содержат, как правило, оба отмеченных начала.

    Принцип разделения властей - это в первую очередь учение о распределении  функций и полномочий между тремя  властями - законодательной, исполнительной и судебной. С помощью этого  принципа можно предотвратить установление авторитаризма и диктаторского  режима в обществе, создать систему "сдержек и противовесов".

    Принцип "разделения властей" не противостоит  единству государственной власти. Он не отрицает "единство власти", но отрицает "единовластие". Смысл  принципа "разделения властей" состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее "единовластия", а говоря иначе - диктатуры9. Естественно, принцип "разделения властей" не действует автоматически: он нуждается в средствах обеспечения в виде определенных правовых гарантий и механизмов - в системе сдержек и противовесов. Таким образом, принцип "разделения властей" по изначальному своему предназначению есть заслон, преграждающий путь к превышению власти, произволу и авторитаризму. Таковой остается его суть и в нынешние времена. Только при таком значении "разделение властей" представляет собой демократический принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и нормальное (цивилизованное) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей. 
 
 
 

Информация о работе Принципы разделения властей