Принцип разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 22:39, реферат

Краткое описание

Целью данного исследования является подробное изучение конституций Российской Федерации.
Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристики конституции Российской Федерации.
Изучить права и свободы граждан, согласно конституции Российской Федерации.
Рассмотреть принцип разделения властей по Конституции.

Файлы: 1 файл

Konstitutsia_RF.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конституция является основным законом государства и общества. Такое ее положение связано, прежде всего, с тем, что конституционные нормы регламентируют наиболее важные общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В них определяются: правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, система государственных органов и порядок их формирования, их взаимоотношения между собой. От того, каким образом устроена конституция, какие вопросы общественных отношений и как она их регулирует, зависит многое в том или ином государстве.1

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.2

В самом общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Действующая российская Конституция принята 12 декабря 1993г. на всероссийском референдуме. Принятие Конституции можно рассмотреть как компромисс разных политический сил и социальных групп общества.

Сейчас в России достаточно острое противостояние разных политических сил, проявляющееся в вооруженном противостоянии органов государственной власти.

Целью данного исследования является подробное изучение конституций Российской Федерации.

Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать характеристики конституции Российской Федерации.
  2. Изучить права и свободы граждан, согласно конституции Российской Федерации.
  3. Рассмотреть принцип разделения властей по Конституции.
  4. Раскрыть деятельность высших органов власти, их аппарат и полномочия в данных государствах.

Объектом является конституция России.

Для более структурированного и поэтапного научного исследования, работа разделена на главы.

 

 

  1. Понятие Конституции Российской Федерации и ее виды

 

Конституция Российской Федерации - это нормативный правой акт высшей юридической силы государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства. Он является основным законом РФ, в котором прописаны основные права человека, основы правового статуса личности, основные принципы деятельности государства.

В независимости от социальной системы государства каждой конституции присуще некоторые функции:

  • Учредительная функция. Согласно этой функции конституция, которая появляется в результате существенных изменений в общественной жизни, становится политической и правовой основой для его дальнейшего развития. Таким образом, Конституция либо закрепляет уже существующие человеческие деяния или создаёт предпосылки для создания новых общественных отношений, созревших в обществе, но не возникнувших из-за отсутствия для них правовой базы, которая и учреждается с принятием Конституции. Также учредительные начала проявляются по отношению к политической (общественной) системе государства в целом к конкретным государственно-правовым институтам, существующим в данной стране.
  • Организаторская функция не только закрепляет достигнутые результаты, но в то же время ставит перед обществом и государством новые задачи. Также она увеличивает политическую активность, направляет государственные органы и общественные объединения, всех граждан на осуществление деятельности в духе и рамках нового основного закона.

Таким образом, Конституция не только отражает роль соответствующих факторов, но в то же время содержит определённые механизмы, которые необходимы для их достижения.

  • Внешнеполитическая функция обращена не только к политической жизни, но одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.
  • Идеологическая функция заключается в закреплении в Конституции положений определенного политического учения в качестве господствующих. Примером осуществления этой функции могут служить Конституции СССР.
  • Юридическая функция.

Сущность юридической функции заключается в том, что она становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране, а также сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия является почвой для их возникновения. Кроме того, она дает импульс для развития законодательства и принятия большого количества новых нормативно-правовых актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения Конституции

Виды конституций:

  • В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.
  • В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.
  • В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.
  • В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.

 

  1. Конституционные основы прав личности

 

Русская концепция прав и свобод человека базируется на идее их естественного происхождения и неотчуждаемости – такой принцип нашел свое закрепление еще в Декларации независимости от 19 июня 1990г. В Декларации закреплено: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными, что они наделены Создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых имеется право на жизнь, свободу и на стремление к счастью».

В тексте Конституции 1993г. не упоминались провозглашенные в Декларации независимости 1990г. положения о естественном происхождении прав и свобод и их неотчуждаемости (можно даже провести некоторые параллели с Конституцией РСФСР 1918г., которая также не закрепляла прав и свобод человека). Не упоминалось в текст Конституции и об идее общественного договора, провозглашенной той же Декларацией, и вытекающего из этой идеи права на восстание против тиранической власти.3

Несмотря на объяснимую «скупость» федеральной Конституции в части установления прав и свобод личности, идея естественных получила закрепление конституции. Составители неспроста не урегулировали основы правового статуса личности. Составители Конституции вполне обоснованно опасались, что провозглашение в федеральной Конституции принципов равенства прав и свобод личности.

Таким образом, в первоначальном тексте Конституции основы правового статуса личности фактически не были закреплены. Основами таких прав и свобод выступали конституция и Декларация о независимости.

Однако, сторонники демократического движения, ссылаясь на то, что, во-первых, в конституции не было единообразия в перечне прав и свобод, а во-вторых, имелись противоречия между ними и текстом федеральной Конституции, потребовали дополнения Конституции РФ перечнем прав и свобод, закрепленных в федеральном масштабе, поставив это условием ратификации Конституции. Учитывая такого рода категорические требования, членам Конституционного конвента пришлось отступить и согласиться на включение в федеральную Конституцию статей, определяющих правовой статус личности.

Такие «статьи» нашли свое отражение в поправках к Конституции.

Итак, к настоящему времени в Российской Федерации сложилась следующая система и взглядов на понимание прав и свобод.

Конституционные акты РФ закрепляют:

  • Равноправие граждан;
  • Неприкосновенность личности;
  • Политические права (в том числе избирательное право);
  • Свободу слова;
  • Свободу печати;
  • Свободу собраний, митингов и шествий;
  • Право на объединение и другие права.4

Следует заметить, что принцип равноправия граждан долгое время не находил своей полной реализации, отголоски чего, сохранились и в настоящее время. Только в 1998г. были принят федеральный закон о гражданских правах, который касался гарантии равного участия в выборах.

Таким образом, действующие конституционные акты РФ устанавливающие правовой статус личности, не содержат того перечня прав и свобод, которые бы соответствовали международным стандартам, в частности конвенциям о правах и свободах. Тем более данные акты не содержат прав личности относимых в теории права к так называемому третьему поколению прав (например, право на здоровую окружающую среду). Данные пробелы восполняются как конституциями штатов, федеральными законами, так и судебными прецедентами.

Несмотря на такую, казалось бы, «хаотичность» регулирования статуса человека и личности, ключевым базисом его реализации является:

  • наличие работающих судебных механизмов защиты прав и свобод;
  • большая практика применения норм;
  • правовая культура граждан (как должностных лиц, так и простого населения).5

 

  1. Принцип разделения властей

 

В основу формирования правительственной власти положен принцип разделения властей. Согласно этому принципу, законодательная власть принадлежит конгрессу, исполнительная - президенту, судебная - Верховному и нижестоящим федеральным судам.

По конституции, все три ветви власти формируются различным образом. Конгресс избирается непосредственно населением, президент - коллегией выборщиков, Верховный суд - совместно президентом и сенатом. Различны сроки их полномочий. Представители избираются на два, сенаторы - на шесть, президент - на четыре года; федеральные судьи пребывают в должности пожизненно. По логике Конституции, подобный порядок формирования должен был закрепить независимое положение каждой из трех ветвей власти и утвердить за ними в определенных и жестко очерченных рамках соответствующую функциональную компетенцию. Однако развитие пошло по другому пути. В самой Конституции были заложены нормы, трансформирующие традиционную схему разделения властей. В дальнейшем они были наполнены новым содержанием, изменившим ту модель, которая представлялась «отцам-основателям». Это касается как сфер деятельности, так и форм взаимоотношений трех ветвей власти. 6

По сути законотворческой является и деятельность судебной власти. В правовую систему конституционные и законодательные нормы преимущественно входят в виде прецедентов - судебных решений, в которых дано толкование конституционных и законодательных норм и которым суды должны следовать при разрешении сходных дел.

Не остается неприкосновенной и сфера функциональной деятельности исполнительной власти. Так, например, суды имеют право издавать приказы, обязывающие административные органы выполнить либо воздержаться от выполнения тех или иных действий. В свою очередь, конгресс, принимая резолюции или частные билли, осуществляет в некоторой степени функции управления и распоряжения в отношении как подчиненных, так и не подчиненных ему органов и лиц.

Подобное переплетение функций служит цели более полного приспособления механизма правительственной власти к задачам и требованиям, которые поставлены развитием общества.

Функционирование системы разделения властей дополняется и во многом определяется действием системы «сдержек и противовесов», особых конституционных методов и форм, позволяющих нейтрализовать либо сдержать действия какой - либо из ветвей власти. В руках конгресса наиболее эффективным средством воздействия была «власть кошелька».

Президенту, в свою очередь, было предоставлено право вето, которое конгресс мог преодолеть лишь квалифицированным большинством голосов. Наконец, Верховный суд РФ был наделен правом конституционного надзора. Материальной основой его служило нормативное, в виде прецедентов, толкование Конституции РФ, а средством практической реализации - право отказа в применении тех законодательных норм, которые противоречили Конституции РФ, так, как она представлялась суду.

Можно сделать вывод о том, что в настоящее время не может идти речь о каком-либо абсолютном разделении властей либо о четком разделении их компетенции.

Конгресс утратил исключительное право законодательствовать. За президентом и многими ведомствами закреплено право на принятие нормотворческих актов. Оно выводится либо из «присущих» президенту полномочий, либо делегируется самим конгрессом.7 

 

Заключение

 

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция - это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Информация о работе Принцип разделения властей