Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:59, реферат
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности.
Принцип
разделения властей: законодательной
, исполнительной и судебной.
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей
правовое государство
Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти основывается, в частности, на том, что в государстве необходимо осуществлять такие три функции, как принятие законов (содержащих обязательные правила поведения), исполнение их и осуществление правосудия – защиту прав и свобод человека, наказание нарушителей этих правил, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением законодательства. Это естественная предпосылка разделения властей. Но есть и другая, политическая сторона дела: с точки зрения обеспечения, сохранения демократии целесообразно распределить эти три направления государственной деятельности между тремя разными государственными органами, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком, одним органом (ведь обладатель власти может ею злоупотреблять, проявлять склонность к произволу). Важно и то, что эти три независимые ветви власти могут контролировать друг друга, обращать внимание на нарушение закона другим органом (что не обеспечивается при концентрации власти в одних руках). Эти три ветви власти при их разделении могут сдерживать, уравновешивать друг друга. Вот почему говорят о «сдержках и противовесах», о необходимости их применения во властном пространстве.
Принцип разделения властей — это рациональная организация
государственной власти в демократическом государстве, при которой
осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов
государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Согласно ст.10 Конституции РФ - государственная власть в РФ
осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти
самостоятельны.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций
государственной власти, взаимодействует с другими государственными
органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема
взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она
представляет единственно возможную схему организации государственной власти
в демократическом государстве.
К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся:
- Федеральное
Собрание (Совет Федерации и
- органы власти
других субъектов Российской
Федерации; местные органы
Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она
устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни,
основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно,
определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности
исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных
органов в механизме
правового государства
силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам
права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не
носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами
права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она
находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с
помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей
конституции.
Федеральное Собрание — принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния — возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ.
К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:
- Президент
Российской Федерации; Совет
- Высшие
должностные лица республик,
- Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной
реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна
быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные
органы и государственные должностные лица не имеют права издавать
общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом
права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит
правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью,
действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти
достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед
представительными органами государственной власти. В правовом государстве
каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных
органов и должностных лиц в судебном порядке.
Правительство РФ организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения . Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств).
Исполнительная
власть, олицетворяемая президентом
и правительством, должна быть подзаконной.
Ее главное предназначение — исполнение
законов, их реализация. В подчинении
исполнительной власти находится большая
сила— чиновничий аппарат, "силовые"
министерства и ведомства.
Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он — арбитр в спорах о праве.
К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- Высший
Арбитражный Суд Российской
- районные народные суды; суды специальной юрисдикции.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои
государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не
совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными
органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей
правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом
и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной
власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией
прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны,
суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной
власти, с другой стороны его важнейшей задачей является
организационно–правовой контроль за нормативными актами этих властей.
Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором,
предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего
конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных
органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение
властей»
Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции).
Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду РФ. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125).
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.
Информация о работе Принцип разделения властей: законодательной , исполнительной и судебной