Разделение властей как принцип правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:14, реферат

Краткое описание

Важнейшим принципом и необходимым условием формирования и функционирования правового государства является принцип разделения государственной власти. Теоретически оформившаяся в период начавшейся борьбы с абсолютизмом и направленная, прежде всего, против произвола королевской власти, абсолютистского государства, концепция разделения властей стала в XVII - XIX вв. лозунгом либеральной политико-правовой мысли. Разделение единой государственной власти между несколькими специальными институтами (ветвями) имело своей целью установить иерархию властей, т.е. не только выполнить чисто техническую задачу оптимального разделения управленческого труда, но и облечь каждую власть определенной степенью политической независимости, контрольной мощи и государственного авторитета. Эту проблему в достаточной степени решил выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Именно в его работах теория разделения властей приобретает свою классическую формулировку.

Файлы: 1 файл

ТГИП Разделение властей ЮЛЯ.docx

— 13.06 Кб (Скачать)

 

62. Разделение властей  как принцип правового государства.

 

 

 

Важнейшим принципом и  необходимым условием формирования и функционирования правового государства  является принцип разделения государственной  власти. Теоретически оформившаяся в  период начавшейся борьбы с абсолютизмом и направленная, прежде всего, против произвола королевской власти, абсолютистского  государства, концепция разделения властей стала в XVII - XIX вв. лозунгом либеральной политико-правовой мысли. Разделение единой государственной  власти между несколькими специальными институтами (ветвями) имело своей  целью установить иерархию властей, т.е. не только выполнить чисто техническую  задачу оптимального разделения управленческого  труда, но и облечь каждую власть определенной степенью политической независимости, контрольной мощи и государственного авторитета. Эту проблему в достаточной  степени решил выдающийся французский  мыслитель Ш. Монтескье. Именно в  его работах теория разделения властей  приобретает свою классическую формулировку. Монтескье подчеркивал необходимость  полного равноправия, независимости  и даже обособления законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. По его мнению, ни одна власть не должна была вторгаться в компетенцию другой, вместе с тем, каждая из них, защищая  себя от возможного вторжения, должна была контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая злоупотребление  предоставленными полномочиями.

 

Свое юридическое закрепление  принцип разделения властей впервые  получил в Конституции США 1787 г., в которой устанавливалась  система органов государства  с разделением властных полномочий (президент, конгресс, суды). При этом, каждая из ветвей власти осуществляла самостоятельную деятельность в пределах предоставленной компетенции (конгресс - в законодательной сфере, президент - в исполнительной, суды - в области правосудия). Для того же, чтобы избежать абсолютизации власти в одних руках, предусматривалась система сдержек и противовесов, основной задачей которой было обеспечить равновесие «элементов власти» в рамках единого государственного механизма.

 

В Российской Федерации принцип  разделения властей получил свое закрепление в ст. 10, 11 Конституции  РФ (1993 г). При этом, следует обратить внимание на интересную особенность формулировки данного принципа в российской редакции. Ст. 10 Конституции устанавливает, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Приведенный тезис содержит классическую триаду властей в государстве. Вместе с тем ст. 11 отмечает, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Таким образом, свое конституционно-правовое закрепление получает дополнительный институт власти - Президент РФ, который, являясь «гарантом» конституции, выступает в роли «верховного координатора» в компетенцию которого входят проблемы, связанные с формированием, управлением и контролем за деятельностью органов государственной власти. Вместе с тем, механизм сдержек и противовесов действует и в отношении президентской власти. Изданные им нормативно-правовые акты, а также предпринятые действия могут быть рассмотрены на предмет их соответствия действующей российской Конституции и, в случае, если Конституционный Суд РФ примет решение о неконституционности того или иного акта (действия) Президента, то это означает лишение их юридической силы с момента принятия, т.е. юридическую ничтожность (ст. 125). Президентское вето, касающееся закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, может быть преодолено, если «при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации». В этом случае, Президент обязан подписать данный закон в течение семи дней. Предусмотрена Конституцией РФ и такая крайняя мера как отрешение Президента от должности (в случае совершения последним измены Родине, либо совершения иного тяжкого преступления)


Информация о работе Разделение властей как принцип правового государства