Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:48, реферат
Тема «Принцип разделения властей» в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.
1.Историко–правовые корни принципа разделения властей.
2.Основное содержание принципа разделения властей.
3.Реальное осуществление принципа разделения властей.
Тема : Принцип разделения властей
1.Историко–правовые корни
принципа разделения властей.
2.Основное содержание принципа разделения
властей.
3.Реальное осуществление принципа разделения властей.
Введение.
Тема «Принцип разделения властей» в истории
государства и права является достаточно
актуальной на современном этапе, особенно
для Российского государства. Связано
это в первую очередь с тем, что в советское
время, на протяжении длительного исторического
периода данная тема не находила отражения
в отечественной правовой концепции, более
того сам факт разделения властей отрицался
как идеологически несоответствующий
общей стратегической цели социалистического
государства. Историко–правовые корни принципа
разделения властей.
Разделение власти — одно из принципиальных
условий и основной механизм функционирования
всех видов политической и неполитической
власти.
«Разделение власти возникает из свойства
власти быть отношениями между субъектами
(первым, или активным), от которого исходит
волевой импульс, побуждение к действию,
и субъектом (вторым, или пассивным), который
воспринимает этот импульс и осуществляет
побуждение, становится носителем власти,
её исполнителем. Эта простейшая структура
разделения и передачи власти обычно усложняется,
особенно в институциональном политическом
(а также неполитическом — экономическом,
правовом, идеологическом) процессе, когда
второй субъект передаёт волевой импульс
следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного
исполнителя (процесс, получивший наименование
командования, или распоряжения и составляющий
сущность власти)» .
Таким образом понятие «разделение власти»
достаточно широкое и не отделимо от понятия
«власти» и принимает при этом самые различные
формы выражения. В связи с этим представляется
целесообразным проследить исторический
путь развития разделения власти к моменту
его современного восприятия в правовом
государстве в качестве одного из основополагающих
принципов.
«Дальнейшее развитие разделённых
властей шло несколькими
1) происходила централизация парламентских
структур, смещение парламентаризма в
центр со всей идеологией и техникой формирования
представительной власти (её выборностью,
принципами организации и т.п.);
2) укреплялась и совершенствовалась центральная
правительственная исполнительная власть
и особенно её аппаратов, кадров государственных
служащих;
3) завершилось формирование возникшей
в феодальном средневековье системы надзора
и отправления правосудия, передачи судебных
функций от властвующей (сеньориальной)
верхушки — специализированным судебным
органам».
Этот объективный процесс получил теоретическое
обоснование в политико–философской
теории разделения властей и сопровождался
проектами гражданского общества и правового
государства, и конституционного строя,
реализация которых была необходимым
условием эффективного разделения власти
и в свою очередь зависела от разделения
её на три относительно автономные, взаимосвязанные
и контролирующие друг друга власти.
Основное содержание принципа
разделения властей.
Какими бы ни были разными варианты механизма
действия принципа разделения властей
теория в основе определяет следующее
его содержание.
«Законодательная власть обладает верховенством,
поскольку она устанавливает правовые
начала государственной и общественной
жизни, основные направления внутренней
и внешней политики страны, а следовательно,
определяет в конечном счёте правовую
организацию и формы деятельности исполнительной
и судебной властей. Главенствующее положение
законодательных органов в механизме
правового государства обуславливает
высшую юридическую силу принимаемых
ими законов, придаёт общеобязательный
характер нормам права, выраженных в них.
Однако верховенство законодательной
власти не носит абсолютного характера.
Пределы её действия ограничены принципами
права, естественными правами человека,
идеями свободы и справедливости. Она
находится под контролем народа и специальных
конституционных органов, с помощью которых
обеспечивается соответствие законов
действующей конституции.
Исполнительная власть в лице своих органов
занимается непосредственной реализацией
правовых норм, принятых законодателем.
Её деятельность должна быть основана
на законе, осуществляться в рамках закона.
Исполнительные органы и государственные
должностные лица не имеют права издавать
общеобязательные акты, устанавливающие
новые, не предусмотренные законом права
или обязанности граждан и организаций.
Исполнительная власть носит правовой
характер лишь в том случае, если она является
подзаконной властью, действует на началах
законности. Сдерживание исполнительной
власти достигается также посредством
её подотчётности и ответственности перед
представительными органами государственной
власти. В правовом государстве каждый
гражданин может обжаловать любые незаконные
действия исполнительных органов и должностных
лиц в судебном порядке.
Судебная власть призвана охранять право,
правовые устои государственной и общественной
жизни от любых нарушений, кто бы их не
совершал. Правосудие в правовом государстве
осуществляется только судебными органами.
Никто не может присвоить себе функции
суда. В своей правоохранительной деятельности
суд руководствуется только законом, правом
и не зависит от субъективных влияний
законодательной или исполнительной власти.
Независимость и законность правосудия
являются важнейшей гарантией прав и свобод
граждан, правовой государственности
в целом. С одной стороны, суд не может
присваивать себе функции законодательной
или исполнительной власти, с другой стороны
его важнейшей задачей является организационно–правовой
контроль за нормативными актами этих
властей. Судебная власть, таким образом,
выступает сдерживающим фактором, предупреждающим
нарушение правовых установлений, и прежде
всего конституционных, как со стороны
законодательных, так и исполнительных
органов государственной власти, обеспечивая
тем самым реальное разделение властей».
Заключение.
Тематика принципа разделения властей
показывает на сколько важна теоретическая
правовая база как подготовительная ступень
для реального осуществления на практике
— в государственно–правовом строительстве.
Правильно выведенное содержание, анализ
и чётко определённый круг необходимых
критериев объективных и субъективных
факторов, предложение различных вариантов
с сохранением основной конструкции в
теории помогут избежать болезненных
«опытов» на практике, ломающих порой
судьбы поколений и отдельных людей. Естественно
при создании правового государства, в
котором принцип разделения властей занимает
важнейшее место, «творцам» надо учитывать
как богатый теоретический, так и практический
опыт.
Используемая литература.
1. Конституция Российской Федерации. М.,
«Юридическая литература», 1993 г.
2. Политология. Энциклопедический словарь.
М., 1993 г.
3. В.Н. Хропанюк «Теория государства и
права», М., «ДТД», 1996 г.
4. З.М. Черниловский «Всеобщая история
государства и права», М., «Юрист», 1996 г.
5. И.А. Исаев, М.Н. Золотухина «История политических
и правовых учений России», М., «Юрист»,
1995 г.
6. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе «Конституционное
право Российской Федерации», М., «Инфра»,
1996 г.
7. М. Валуев «Исторические типы философии»,
М., «Знания» 1992 г.