Принцип разделения властей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является рассмотрение теории разделения властей как в широком ее понимании, так и в конкретном ее закреплении в законодательстве РФ.
В рамках поставленной цели курсового исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать теорию разделения властей как теорию формирования и функционирования государственной власти.
2. Показать этапы формирования и дальнейшего развития теории разделения властей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 4
1. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА ……... 5
1.1 Истоки и назначение теории разделения властей ……………………. 5
1.2 Взгляды на разделение властей в трудах философов и ученых …….. 8
1.3 Система сдержек и противовесов в системе власти ………………… 13
2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ …………... 16
2.1 Принцип разделения властей в законодательстве РФ ……………….. 16
2.2 Система сдержек и противовесов в системе власти РФ ……………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

26

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 4

1.      РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА ……... 5

1.1 Истоки и назначение теории разделения властей ……………………. 5

1.2 Взгляды на разделение властей в трудах философов и ученых …….. 8

1.3 Система сдержек и противовесов в системе власти ………………… 13

2.      РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ …………... 16

2.1 Принцип разделения властей в законодательстве РФ ……………….. 16

2.2 Система сдержек и противовесов в системе власти РФ ……………… 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В любом государственном механизме актуальном является вопрос разделения властей. Российская Федерация не является исключением. Проблема применения принципа разделения властей будет актуальна во все времена. Это основной принцип формирования государственной власти.

Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Дж. Локк (1632–1704) и французский просветитель, философ и правовед Ш. Монтескье (1689-1755).

В России вопрос разделения властей широко освещался как в трудах научных деятелей, так и в трудах философов и государственных  деятелей.

Целью курсового исследования является рассмотрение теории разделения властей как в широком ее понимании, так и в конкретном ее закреплении в законодательстве РФ.

В рамках поставленной цели курсового исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать теорию разделения властей как теорию формирования и функционирования государственной власти.

2. Показать этапы формирования и дальнейшего развития теории разделения властей.

3. Рассмотреть применение данной теории в РФ и особенности ее закрепления в законодательстве РФ

Структуру работы составляют введение, две главы и заключение.

При написании курсовой работы я руководствовалась Конституцией РФ, а также учебной литературой следующих авторов:  Венгеров А.Б. Марченко М. Н. Алексеев С.С. Матузов Н.И. А.В. Малько.

 

1 РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА

1.1 Истоки и назначение теории разделения властей

Подобно другим научным идеям и концепциям, теория разделения властей возникла не на пустом месте. Она была подготовлена всем предшествующим социально-политическим развитием и накоплением исторического опыта в организации государственно-правовой жизни и поддержании стабильности в обществе и государстве.

Теория разделения властей возникает и начинает «материализовываться» лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.[1]

При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание такого мировоззренческого фона и такой обстановки, в которых стало возможным появление концепции разделения властей, оформление составляющих ее элементов. Во-вторых, это создание собственно концепции, оформление ее отдельных частей и гармоничное соединение их воедино. И в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по претворению основных положений теории разделения властей в жизнь.[2]

Длительность по времени этих фаз, по мнению ученых, далеко не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половиныXVII в. Вторая, основная фаза – со второй половины XVII в. до середины XVIII в. И третья, завершающая фаза охватывает период с серединыXVIII в. и до середины XIX в.

С точки зрения социально-экономического и государственно-правового развития это были во многом весьма разнородные периоды. Однако с точки зрения становления концепции разделения властей все эти процессы могут быть объединены «в рамках процесса развития одной мировой цивилизации». А именно той, которая заняла господствующее положение в Центральной и Западной Европе, а затем распространилась и на Северную Америку.[3]

Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения теории разделения властей в Англии (в интерпретации Дж. Локка) и во Франции (в представлении Ш. Монтескье), необходимо не только исходить из анализа объективных факторов, но и принимать во внимание субъективные воззрения ее основателей.

В частности, на появление, развитие, а также роль и назначение данной концепции в Англии оказали влияние не только объективно существовавшие факторы, которые самым непосредственным образом сказались на содержании теории разделения властей, но и установление более «удобной» для набиравшего в тот период силу нового класса буржуазии конституционной монархии, получившей затем законодательное закрепление в Билле о правах (1689) и Акте об устроении (1701), а также достижение социально-политического компромисса между земельной и денежной аристократией, между фактически господствовавшей в стране буржуазией и официально правящим дворянством, и др.[4]

Объективные факторы – реально существующие условия и предпосылки, несомненно, являются той базой, основой, на которой возникают и функционируют как отдельные идеи, так и сама теория разделения властей. Они, безусловно, имеют важнейшее значение для процесса возникновения и развития рассматриваемой концепции и играют при этом доминирующую роль.

Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию сложившегося в условиях предреволюционной Франции компромисса буржуазии и дворянства. Государственной формой такого компромисса во Франции, так же, как и в Англии, усматривалась конституционная монархия.[5]

Теория разделения властей имела и имеет в настоящее время не только научное, академическое, но и практическое значение.

По мере своего становления и развития теория разделения властей нашла довольно широкий отклик в академических и политических кругах не только Англии и Франции, но и ряда других стран.

Говоря о внимании к теории разделения властей в России и в других странах, следует отметить, что при этом не только широко использовалась ее традиционная модель – триада, состоящая из законодательной, исполнительной и судебной властей, но и предлагались другие ее варианты.

 

 

 

 

1.2 Взгляды на разделение властей в трудах философов и ученых  
          В работе "Два трактата о правлении" Дж.Локк впервые четко аргументирует идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Законодательная власть  как  выражение воли  народа  является верховной. "Ведь то, что может создавать законы для других, необходимо  должно быть  выше  их". Кроме того, Локк  утверждает,  что  для  управления  международными  делами  в  обществе необходимо существование  федеральной власти.  Судебная власть не выделяется
философом, а является составным элементом исполнительной власти.
Монтескье  разрабатывает совершенно  новые  стороны  данной теории.  Он
впервые  объявляет  разделение   властей  высшим   законом  государственного устройства,  который обеспечивает  политическую свободу граждан. [6]

Французский мыслитель идет  дальше Локка  и выделяет три рода  власти:  законодательную, исполнительную  и  судебную. Однако  принципиальное различие  между теориями Локка и Монтескье заключается в том,  что они  по-разному рассматривали роль законодательной  власти. Если Локк подчеркивал  верховенство законодательной власти, рассматривал ее в  качестве гаранта единства  госвласти  в целом, то
Монтескье  считал дурным влияние  всякой власти,  кто бы ей ни  пользовался: должностное лицо или представительное собрание. Монтескье также подчеркивает важность независимости властей и органов их осуществляющих.[7] Особое  значение  придавалось  сложности  взаимоотношений  между  всеми ветвями власти, которые  будучи  разделенными,  должны дополнять друг друга, образуя один "политический механизм". Сложность этих взаимоотношений ставит, по  мнению  Монтескье,  задачу  создания  системы  сдержек  и  противовесов.
Необходимо  установить такие  взаимоотношения  между  властями,  чтобы  они, самостоятельно  решая  государственные   задачи,   каждая  своими  правовыми средствами,  могли в то  же  время  уравновешивать друг друга,  предотвращая возможность узурпации полномочий  верховной власти каким-либо одним органом. В систему сдержек и  противовесов Монтескье включает: срочность  полномочий, независимость судей,  право вето, право  роспуска  парламента, контроль  над законодательной    властью,    ответственность   должностных    лиц    перед представительным органом.
По мнению Монтескье, исполнительная власть,  располагающая должностями, казной, военной   силой,    подвержена   разложению,    склонна   к    произволу   и злоупотреблениям, а потому нуждается  в  обуздании и должна  быть подотчетна власти  законодательной.

Монтескье не  выделяет  какого-либо координирующего центра, считая, что  власти  как бы сами будут  уравновешивать  друг  друга,
смогут найти выход  из кризисной  ситуации. 

Теория  разделения  властей  в  трактовке  Монтескье  получила  широкую поддержку  среди  мыслителей  18-19  веков.  Это  -  родоначальник  немецкой классической философии И.Кант, давший философское обоснование данной теории, родоначальник  французского  либерализма   Б.Констан  (1767-1830),   который разработал  учение  о  четырех   властях  с  целью  пересмотра   и  развития представлений  о   разделении  властей   в  конституционной  монархии.  Суть концепции   сводится   к   тому,   что   три   классические   ветви   власти
(законодательную,  исполнительную  и судебную)  следует дополнить еще одной, которая  заботилась  бы  о  бесконфликтном,  согласованном  функционировании других властей. "Четвертую власть  он считал необходимым предоставить королю для того,  чтобы устранять конфликты  и сглаживать  столкновения между тремя другими властями. Поэтому он назвал ее умиряющей или уравнивающей властью".[8]
          Английский философ Дж.С.Милль в сочинении "Представительное правление", рассуждая об отношениях  между  законодательной и  исполнительной  властями, более   последовательно   и   подробно,   чем  Монтескье,  описал  категорию политической   ответственности.    По    его   мнению,   подлинная   функция представительного собрания заключается в надзоре, контроле,  в требовании от правительства  отчета и  объяснений,  в  удалении от  управления неспособных людей".[9]

Теория разделения властей является предметом исследования значительного числа ученых Запада. Некоторые исследователи берут за исходное в своих рассуждениях учение Дж.Локка. Такие исследователи делают выводы о необходимости увеличения веса законодательной власти в государственном механизме.

Другие авторы, опираясь в своих суждениях на концепцию разделения
властей, сформулированную Ш.Монтескье, провозгласившим принцип
взаимодействия властей в условиях их разделения, относительной
самостоятельности и верховенства закона, приходят к несколько иному выводу: законодательную власть нельзя абсолютизировать, ведь узурпация всей власти со стороны законодательной ведет к такой же тирании, как и
узурпация правления исполнительной властью.

Анализируя постулаты данной теории применительно к практической стороне их воплощения, ряд авторов (например Е.Грессман, Ф.Садтен) приходит к убеждению, что в реальной жизни теория разделения властей остается лишь «формальной теорией». [10]

Начиная с основоположников теории и заканчивая современными учеными,  выработаны универсальные положения и основные принципы концепции разделения властей, которые можно рассматривать в качестве общих для всех ее разновидностей, независимо от того, в какой стране и при каком политическом режиме она применяется и как интерпретируется.
К числу таких универсальных положений можно отнести следующие тезисы:


1. Законодательная, исполнительная и судебная власти не только тесно
связаны, но и относительно самостоятельны.
2. Между высшими государственными органами, осуществляющими
законодательную, исполнительную и судебную власти, существует баланс,
работает система сдержек и противовесов.
3. Все три власти действуют, как правило, на постоянной правовой
основе.
4.    Верховенство законодательной власти.

5. Основная и конечная цель существования и реализации теории
разделения властей — это предотвращение узурпации всей государственной
власти одним лицом или группой лиц и сохранение целостности
государственного механизма. [11]

Несмотря на различие в понимании и трактовке
целей теории разделения властей почти все исследователи убеждены, что
«если один человек может создавать право, применять его и судить о его
нарушениях, то в таких случаях свобода не может долго существовать»[12]
Нет в западной литературе и единого ответа на вопрос как применяются
положения теории разделения властей на практике в той или иной стране.
Однако, суммируя высказывания ученых, можно определить, что национальная специфика применения теории разделения властей зависит от ряда объективных (характер и уровень развития конкретной страны, ее экономики и общества и т.п.) и субъективных (официальная приверженность или неприятие теории разделения властей) факторов, а также в особенностях
международного окружения отдельно взятого государства. [13]
 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Система сдержек и противовесов в системе власти

Принцип разделения властей имеет ключевое значение при определении характера государства и сущности его деятельности. Каждое государство, претендующее на звание правового, обязано ему следовать. Однако провозглашение этого принципа в Конституции или другом правовом акте явно недостаточно, так как отсутствуют гарантии защиты его от нарушений. 

Поэтому должны существовать реальные механизмы, которые бы обеспечивали реализацию принципа разделения властей в жизни общества и государства. Эти правовые механизмы получили название системы сдержек и противовесов. Основная заслуга разработчиков американской Конституции, на мой взгляд, заключается именно в разработке принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, а также их реального применения в управлении американским государством. Смысл системы сдержек и противовесов прост: так как, согласно принципу разделения властей, государственная власть осуществляется путем разделения ее на три независимые ветви, то существует угроза того, что одна из властей может нарушить баланс ветвей и сконцентрировать у себя всю полноту государственной власти. Чтобы этого не произошло и нужно создать определенные механизмы, позволяющие ограничить любую ветвь власти, если последняя выйдет за пределы своих полномочий.[14] Американская Конституция изобрела и воплотила в жизнь систему таких механизмов, что и является одной из ее основных заслуг перед мировыми демократическими силами.[15] Так как основные противоречия возникают в основном между исполнительной и законодательной властями, то может создаться впечатление, что система сдержек и противовесов регулирует в основном только взаимоотношения этих двух ветвей власти и что судебная власть как бы выпадает из нее. Но на самом деле это не так. Судебная власть занимает определенное, чрезвычайно важное место в этой системе. 
Исполнительная власть всегда традиционно усматривалась как основная угроза для общества. В силу своей природы она действительно располагает средствами (армия и другие вооруженные формирования), которые могут способствовать для узурпации власти. Поэтому американская Конституция уделяет много внимания проблеме ограничения исполнительной власти и создает для этого эффективный механизм, получивший название процедура импичмента. Предусмотренная Конституцией процедура импичмента в наиболее чистом виде отражает право Конгресса судить "президента, вице-президента и всех гражданских должностных лиц США".
Однако это право не имеет широкого применения по вполне понятным причинам: Президент и другие должностные лица должны быть осуждены только за серьезные преступления, а не становиться жертвами политических интриг своих противников. Процедура импичмента начинается в Палате представителей, которая выдвигает обвинения в совершении Президентом или другим должностным лицом серьезного преступления. [16]

Система сдержек и противовесов производна от принципа разделения властей; это способ его реализации. Эта система возможна лишь в условиях демократического конституционного строя. При тоталитарном режиме сконцентрированная в одних руках государственная власть не терпит в отношении себя каких-либо сдержек и противовесов. В конституционную практику и доктрину система сдержек и противовесов вошла с Конституцией США, где получила отчетливое выражение как по горизонтали (отношения между федеральными органами государственной власти), так и по вертикали (отношения между федерацией и штатами).[17] В современную эпоху в том или ином виде она существует в большинстве демократически ориентированных государств. Конституционное право придает особо важное значение системе сдержек и противовесов в отношениях законодательной и исполнительной ветвей власти, а конкретнее в отношениях правительство  парламент и президент — парламент.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)[18], объявив разделение властей одной из основ конституционною строя, также конкретизировала принцип системы сдержек и противовесов. Так, Государственная Дума может выразить Правительству вотум недоверия и заставить его уйти в отставку, угрожать Президенту отрешением от должности (импичмент), а Президент, со своей стороны, может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием. Система сдержек и противовесов использована Конституцией РФ и при решении ряда других вопросов.[19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2                   РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Принцип разделения властей в законодательстве РФ
          Сегодня практически всеми уже признано, что разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ. Разделение власти по своей сути призвано обеспечить наибольшую эффективность народовластия. Недаром же в конституциях всех стран, даже тех, в которых и теоретически не признается разделение власти (Великобритания и некоторые страны Британского содружества), оно фактически существует. Разделены и самостоятельно функционируют законодательная, исполнительная и судебная власти. В подавляющем большинстве государств предусмотрены также меры, которые позволяют органам одной ветви государственной власти, прежде всего законодательной и исполнительной, сдерживать органы другой власти с тем, чтобы она ограничивалась собственными полномочиями и, в конечном счете, не нарушались бы полномочия каждого органа власти.[20]

Однако на практике иногда приходится встречаться с такими перекосами в разграничении полномочий органов государственной власти, которые приводят в итоге к безвластию некоторых властных структур. Естественно, что такого рода усиление органов одной ветви государственной власти за счет органов, принадлежащих к другой ее ветви, чаще всего наносит серьезный ущерб всей системе демократического правления, противоречит основам народовластия и в результате неизбежно приводит к конфликтам между государственными органами и между ними и избирателями. Коренная перестройка российского общества на демократических основах нашла законодательное закрепление в принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием новой российской Конституции. Эта Конституция, по существу, впервые в истории российского государства установила, что система органов государственной власти Российской Федерации, как на федеральном уровне, так и на уровне ее субъектов, должна строиться на основе разделения власти.[21] В ст. 10 Конституции Российской Федерации, помещенной в главе "Основы конституционного строя", установлено: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". На этой основе построена прежде всего система федеральных органов государственной власти - законодательных, исполнительных и судебных. Они разделены и самостоятельны, наделены такими полномочиями, что органы одной ветви федеральной государственной власти имеют возможность в случае необходимости воздействовать на органы другой ветви федеральной власти, и последние вынуждены ограничить свои действия пределами полномочий, установленных для них Конституцией РФ.

Общепринятым средством воздействия органов одной ветви государственной власти на органы другой ветви является предоставление права распускать орган либо отрешать от должности его должностное лицо. Но при этом приходится учитывать ряд принципиально важных обстоятельств.

Как правило, законодательный и исполнительный органы государственной власти вправе самостоятельно принять решение о самороспуске. Этот акт предполагает как бы обращение к избирателям, обязанным провести выборы лица или лиц, которые заменят тех, кто решил добровольно оставить свой пост. Роспуск органа или освобождение от исполнения обязанностей должностного лица, принадлежащих к одной ветви государственной власти, под влиянием или по решению органа, принадлежащего к другой, также будто бы преследует цель уяснения отношения избирателей к работе распущенного органа или отрешенного от должности лица. Но на деле нередко само наличие права роспуска является средством давления, удерживающим орган, который может быть распущен, или лицо, которое может быть отрешено от должности, от конфронтации с органом, обладающим правом роспуска или отрешения.
Однако последствия роспуска законодательного органа и отрешения от должности главы исполнительной власти далеко не одинаковы. Прекращение деятельности главы исполнительной власти по собственной его инициативе или по решению законодательного органа не прерывает самой этой деятельности, поскольку отрешенное от исполнения обязанностей лицо сразу же заменяется иным лицом, временно исполняющим его обязанности. Таким образом, деятельность органов исполнительной власти в целом продолжается.[22]
          Досрочный же роспуск законодательного органа всегда приводит к перерыву его деятельности, по крайней мере, на время, необходимое для проведения новых или повторных выборов. Возможность досрочного прекращения деятельности органа государства, законодательного или исполнительного, в принципе не противоречит правилу о разделении власти и самостоятельности ее органов, ибо вытекает из действия правила сдержек и противовесов. Более того, оно как бы обеспечивает невмешательство самостоятельных государственных органов в дела друг друга.[23] Однако самостоятельность органов государственной власти - законодательных и исполнительных - должна содержать гарантии того, что роспуск всегда будет направлен на совершенствование их работы, и прежде всего распускаемого органа. Вместе с тем действие принципа разделения власти вовсе не обязательно предполагает возможность какого-то принудительного воздействия органов одной ветви государственной власти на органы, принадлежащие к другой ветви. Напротив, оно обязательно предполагает невмешательство органов в дела друг друга. Призыв или решение о роспуске какого-либо органа государственной власти является как бы знаком тревоги и проявлением ответственности за точное исполнение всеми органами власти принадлежащих им полномочий.

Обратимся к Конституции Российской Федерации и рассмотрим вопросы, относящиеся к праву Президента Российской Федерации распускать Государственную Думу и к праву Совета Федерации отрешать от должности Президента Российской Федерации. Начнем с последнего. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, как следует из ст. 93 Конституции Российской Федерации, только в соответствии с весьма сложной процедурой, в которой участвуют обе палаты Федерального Собрания, то есть представительного и законодательного органа Российской Федерации, и два высших федеральных судебных органа Российской Федерации: Верховный Суд и Конституционный Суд.
Основанием для выдвижения Государственной Думой обвинения в адрес Президента могут быть только государственная измена или совершение им другого тяжкого преступления. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа членов в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения образованной ею специальной комиссии. Как видим, процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности очень непроста. При этом следует подчеркнуть такой принципиальный момент, что отрешение Президента от должности не прерывает по существу исполнения президентских функций. Конституция в ч. 3 ст. 92 предусматривает, что во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Причем практически в полном объеме, за исключением лишь права распускать Государственную Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Что же касается роспуска органа законодательной власти Российской Федерации, ее парламента, то он вообще не может иметь места. Точнее говоря, как это следует из Конституции, Президент Российской Федерации может распустить лишь одну из палат парламента - Государственную Думу. Причем только "в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации". Конституция устанавливает, что основанием для роспуска Государственной Думы может быть либо трехкратное отклонение ею представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства, либо выражение Государственной Думой недоверия Правительству. Таким образом, роспуск Государственной Думы всегда направлен на предотвращение нарушений нормальной деятельности Правительства - органа, осуществляющего в стране исполнительную власть. Заметим, что даже тогда, когда Дума выразила недоверие Правительству, она не может быть распущена в течение года после ее избрания. В итоге рассмотрения изложенных выше конституционных положений следует сделать вывод, что разделение власти на федеральном уровне не приводит даже к кратковременному прекращению деятельности федеральных законодательных и исполнительных органов государственной власти. Таким образом, система сдержек и противовесов лишь способствует жизнедеятельности этих важнейших для государства функциональных звеньев государственной власти.

 

 

 

 

 

  2.2 Система сдержек и противовесов в системе власти РФ

Государственная власть в РФ  осуществляется  на  основе  разделения  на законодательную,  исполнительную   и   судебную.   Органы   законодательной, исполнительной и  судебной  власти  самостоятельны.  Каждый  государственный орган,  осуществляющий  одну  из  трех   функций   государственной   власти, взаимодействует  с  другими  государственными   органами,   при   этом   они контролируют  и  ограничивают  друг  друга.  Такая   схема   взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов.

Законодательная   власть   возложена   на    Федеральное    Собрание; исполнительную  власть  осуществляет  Правительство  РФ;   судебная   власть осуществляется Конституционным,  Верховным,  Высшим  Арбитражным  и  другими судами РФ. Президент РФ является главой  государства,  гарантом  Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; формально не относится ни  к  одной ветви  власти  и,  согласно  ч.2  ст.  80   Конституции   РФ,   обеспечивает согласованное  функционирование  и  взаимодействие  органов  государственной власти.

Законодательный орган - Федеральное Собрание - состоит из  двух  палат: Совета Федерации  и  Государственной  думы.  Депутаты  Государственной  Думы избираются населением, а членами  Совета  Федерации  являются  представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы  до истечения полномочий). Федеральное Собрание  принимает  законы,  определяет  нормативную  базу деятельности всех  органов  государственной  власти,  влияет  парламентскими способами  на  деятельность  исполнительной  власти  (возможность  отрешения Президента РФ от должности, возможность выразить  недоверие  Правительству), в той или  иной  форме  участвует  в  формировании  Правительства,  судебных органов Российской Федерации.[24]

Президент может распустить Государственную Думу,  имеет  право  вето  в отношении законов, принятых Федеральным Собранием.  Президент  обращается  к Федеральному Собранию с ежегодным  посланием  о  положении  в  стране  и  об основных   направлениях   внутренней   и   внешней   политики   государства, представляет  законопроекты,  кандидатуры  на   соответствующие   должности, подписывает законы, принятые  Государственной  Думой  и  одобренные  Советом Федерации.[25]

Правительство Российской Федерации (в его  состав  входят  Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства  РФ  и  федеральные министры)  осуществляет   исполнительную   власть:   организует   исполнение законов, различными  способами  влияет  на  законодательный  процесс  (право законодательной  инициативы,  обязательность  заключения  Правительства   на законопроекты, требующие привлечения  дополнительных  федеральных  средств). Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе  федеральный бюджет и отчет о его исполнении, проводит единую государственную политику  в сфере   экономики,   культуры,   здравоохранения,    экологии,    управления федеральной  собственностью,  а   также   внешнюю   политику,   обеспечивает государственную безопасность и оборону страны.[26]

Президент РФ может принять решение об  отставке  Правительства  РФ.  Он наделен  правом  определять  состав  Правительства  (включая  председателя), назначать и смещать его членов. Государственная Дума может  согласиться  или не   согласиться   с   кандидатурой   Председателя   правительства.    После трехкратного    отклонения    представленных     кандидатур     Председателя Правительства РФ  Государственной  Думой  Президент  назначает  Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель Правительства вправе предлагать Президенту кандидатуры  на должности  своих  заместителей  и  федеральных  министров,  также  он  может поставить перед Государственной Думой вопрос  о  доверии  Правительству  РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает,  Президент  в  течение  семи дней  принимает  решение  об   отставке   Правительства   или   о   роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.[27]

Государственная  Дума  может  выразить   недоверие   Правительству   РФ (постановление о недоверии Правительству  принимается  большинством  голосов от общего  числа  депутатов  Государственной  Думы),  после  чего  Президент вправе объявить об отставке Правительства либо  не  согласиться  с  решением Государственной  Думы.  Если  последняя  в  течение  трех  месяцев  повторно выразит  недоверие  Правительству,  то  Президент  объявляет   об   отставке Правительства или распускает Государственную Думу.[28]

Конституционный,  Верховный  и  Высший  Арбитражный   Суды   Российской Федерации имеют право законодательной  инициативы  по  вопросам  их  ведения (ст.  104  Конституции  РФ).  Эти  суды   в   пределах   своей   компетенции рассматривают   конкретные   дела,   сторонами   которых   являются   другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения  властей  на федеральном  уровне   особое   место   принадлежит   Конституционному   Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях,  закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии  Конституции  федеральных законов,  нормативных  актов  Президента,  палат  Федерального  Собрания   и Правительства Российской Федерации, разрешение споров  о  компетенции  между федеральными органами государственной власти,  толкование  Конституции  (ст.125).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках курсового исследования мне удалось разрешить ранее поставленные задачи. Остановимся на них кратко.

Подобно другим научным идеям и концепциям, теория разделения властей возникла не на пустом месте. Она была подготовлена всем предшествующим социально-политическим развитием и накоплением исторического опыта в организации государственно-правовой жизни и поддержании стабильности в обществе и государстве.

           При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей в научной литературе обычно выделяют три фазы.

Теория разделения властей имела и имеет в настоящее время не только научное, академическое, но и практическое значение.

Теория разделения властей является предметом исследования значительного числа ученых Запада. Некоторые исследователи берут за исходное в своих рассуждениях учение Дж.Локка. Такие исследователи делают выводы о необходимости увеличения веса законодательной власти в государственном механизме.

Другие авторы, опираясь в своих суждениях на концепцию разделения
властей, сформулированную Ш.Монтескье, провозгласившим принцип
взаимодействия властей в условиях их разделения, относительной
самостоятельности и верховенства закона, приходят к несколько иному выводу: законодательную власть нельзя абсолютизировать, ведь узурпация всей власти со стороны законодательной ведет к такой же тирании, как и
узурпация правления исполнительной властью.

Коренная перестройка российского общества на демократических основах нашла законодательное закрепление в принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием новой российской Конституции. Эта Конституция, по существу, впервые в истории российского государства установила, что система органов государственной власти Российской Федерации, как на федеральном уровне, так и на уровне ее субъектов, должна строиться на основе разделения власти. В ст. 10 Конституции Российской Федерации, помещенной в главе "Основы конституционного строя", установлено: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

Государственная власть в РФ  осуществляется  на  основе  разделения  на законодательную,  исполнительную   и   судебную.   Органы   законодательной, исполнительной и  судебной  власти  самостоятельны.  Каждый  государственный орган,  осуществляющий  одну  из  трех   функций   государственной   власти, взаимодействует  с  другими  государственными   органами,   при   этом   они контролируют  и  ограничивают  друг  друга.  Такая   схема   взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы

1.1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с изм и доп). – Система  ГАРАНТ–Максимум. Версия от 2011 г.

2. Литература

2.1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - .528 с.

2.2. Марченко М. Н. Теория государства и права. – Проспект, 2004 г.

2.3. Алексеев С.С.Теория государства и права – Норма, 2005г.

2.4. Матузов Н.И.Теория государства и права. Курс лекций. – Юристъ,2006 г.

2.5. Теория государства и права: Курс лекций// Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько -  М.: Юристъ, 2001, 776 с.

 

 

 


[1] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000

[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.

[3]Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.

[4] Алексеев С.С.Теория государства и права – Норма, 2005г

[5] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000

[6] Алексеев С.С.Теория государства и права – Норма, 2005г

[7] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.

[8] Марченко М. Н. Теория государства и права. – Проспект, 2004 г.

[9] Алексеев С.С.Теория государства и права – Норма, 2005г

[10] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.

[11] Теория государства и права: Курс лекций// Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько -  М.: Юристъ, 2001

[12] Алексеев С.С.Теория государства и права – Норма, 2005г

[13] Теория государства и права: Курс лекций// Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько -  М.: Юристъ, 2001

[14] Теория государства и права: Курс лекций// Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько -  М.: Юристъ, 2001

[15] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000

[16] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000

[17] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000

[18]. Система  ГАРАНТ–Максимум. Версия от 2011 г.

[19] Теория государства и права: Курс лекций// Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько -  М.: Юристъ, 2001

[20] Матузов Н.И.Теория государства и права. Курс лекций. – Юристъ,2006

[21] Алексеев С.С.Теория государства и права – Норма, 2005г.

[22] Алексеев С.С.Теория государства и права – Норма, 2005г.

[23] Алексеев С.С.Теория государства и права – Норма, 2005г.

[24] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с изм и доп). – Система  ГАРАНТ–Максимум. Версия от 2011 г.

[25] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с изм и доп). – Система  ГАРАНТ–Максимум. Версия от 2011 г.

[26] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с изм и доп). – Система  ГАРАНТ–Максимум. Версия от 2011 г.

 

[27] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с изм и доп). – Система  ГАРАНТ–Максимум. Версия от 2011 г.

[28] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с изм и доп). – Система  ГАРАНТ–Максимум. Версия от 2011 г.

 

Информация о работе Принцип разделения властей в РФ