Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные понятия, институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов организации и деятельности механизма государства. Затем будут рассмотрены вопросы о государственном органе, как о главном звене механизма государства, и его видах.
В заключение будет раскрыта тема, касающаяся теории разделения властей, ее истоках и назначении, разнообразие взглядов на теорию разделения на Западе и проблемы разделения властей в России.
Введение
Глава I. Понятие, принципы организации и деятельности механизма государства
1.1 Понятие механизма государства
1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства
Глава II. Структура механизма государства
2.1 Понятие, компетенция и виды государственных органов
2.2 Президент Российской Федерации
2.3 Органы законодательной (представительной) власти
2.4 Органы исполнительной власти
2.5 Судебная власть и прокуратура Российской Федерации
2.6 Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы
Глава III. Роль принципа разделения властей в государственном механизме
3.1 Истоки, роль и назначение теории разделения властей
3.2 Разделение властей на Западе
3.3 Проблемы разделения властей в России
Заключение
Список использованной литературы
Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.
Применительно к организации
и деятельности механизма Российского
государства данный принцип содержит
такие требования, как: верховенство
закона и непосредственное действие
конституционно закрепленных прав и
свобод человека и гражданина; осуществление
всех государственных властных функций
исключительно на основе законов
и соответствующих им подзаконных
нормативных актов; особая ответственность
органов государства и
Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:
— верховенство Конституции
Российской Федерации и федеральных
законов над иными нормативно-
— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
—равный доступ граждан
к государственной службе в соответствии
со способностями и
—обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;
—профессионализм и
—гласность в осуществлении государственной службы;
—ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
—внепартийность государственной
службы; отделение религиозных
—и некоторые другие.
К числу этих принципов
следовало бы также отнести сочетание,
коллегиальности и
Перечисленные выше принципы
формирования и деятельности государственного
механизма как системы
Глава II. Структура механизма государства
2.1 Понятие, компетенция и виды государственных органов
Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма обусловливает необходимость, структурно-функционального подхода к изучению государственного механизма.
Структурно-функциональный подход — одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура механизма государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.
Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов — государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).
Опираясь на конституционно
выделяемые на основе разделения властей
структурные подразделения
президент Российской Федерации, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебная власть и прокуратура, вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы.
Государственный аппарат
состоит из различных по порядку
формирования, структуре и роли в
осуществлении власти государственных
органов. Государственный орган - это
составная часть механизма
1) представляет собой
самостоятельный элемент
2) наделен властными
3) образуется и действует
на основе правовых актов,
Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах. Первой формой является издание нормативно-правовых актов. Вторая форма - это принятие правоприменительных актов. Третья форма представляет собой организационную деятельность государственного органа.
Органы государства различают по нескольким критериям 2:
1) по срокам полномочий
все государственные органы
2) по месту в иерархии
государственные органы
3) по характеру осуществления
компетенции различают
4) по порядку формирования
государственные органы бывают
первичными, т. е. избираемыми
непосредственно населением, и производными,
которые формируются
5) по правовым формам
деятельности выделяют
6) в соответствии с
принципом разделения властей
государственные органы
2.2 Президент Российской Федерации
Государство испытывает потребность
в существовании должностного лица,
обеспечивающего
С принципом разделения властей
вполне сообразуется то, что по Конституции
РФ Президент как глава
Основные функции Президента
РФ как главы государства
1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
2) в установленном Конституцией
РФ порядке принимает меры
по охране суверенитета РФ, ее
независимости и
3) в соответствии с
Конституцией РФ и
4) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях;
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Президент осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации.
Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства и других высших должностных лиц государства).
Президент избирается на четыре
года гражданами России на основе всеобщего
равного и прямого
Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе РФ. При этом правовой статус президента как главы государства, либо главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики.
2.3 Органы законодательной (представительной) власти
Законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят
по два представителя от каждого
субъекта Российской Федерации: по одному
от представительного и
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Ее главная функция — принятие законов.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
Для осуществления контроля
за исполнением федерального бюджета
Совет Федерации и
Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся: рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой; изменение границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами её территории; назначение выборов Президента Российской Федерации; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора и другие вопросы.
В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии и другие вопросы.
В процессе обсуждения проекта
новой Конституции Российской Федерации
его противники утверждали, что в
нем будто бы узаконивается диктатура
Президента, принижаются роли и место
парламента. При этом в качестве
довода ссылались на предоставляемое
Президенту право роспуска Государственной
Думы. Но, во-первых, данное право закреплено
в конституциях многих демократических
государств; во-вторых, право роспуска
Государственной Думы предоставляется
Президенту России лишь в двух строго
определенных случаях, причем подробно
оговариваются условия, при которых
Государственная Дума не может быть
распущена. В то же время Федеральное
Собрание наделяется правом в указанных
в Конституции случаях и с
соблюдением установленного порядка
отрешить Президента от должности. Или
другой пример. Президент наделен
Конституцией правом вето на закон, принятый
Федеральным Собранием. Но последнему
в свою очередь, предоставляется
право при повторном
Информация о работе Роль принципа разделения властей в государственном механизме