Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные понятия, институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов организации и деятельности механизма государства. Затем будут рассмотрены вопросы о государственном органе, как о главном звене механизма государства, и его видах.
В заключение будет раскрыта тема, касающаяся теории разделения властей, ее истоках и назначении, разнообразие взглядов на теорию разделения на Западе и проблемы разделения властей в России.
Введение
Глава I. Понятие, принципы организации и деятельности механизма государства
1.1 Понятие механизма государства
1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства
Глава II. Структура механизма государства
2.1 Понятие, компетенция и виды государственных органов
2.2 Президент Российской Федерации
2.3 Органы законодательной (представительной) власти
2.4 Органы исполнительной власти
2.5 Судебная власть и прокуратура Российской Федерации
2.6 Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы
Глава III. Роль принципа разделения властей в государственном механизме
3.1 Истоки, роль и назначение теории разделения властей
3.2 Разделение властей на Западе
3.3 Проблемы разделения властей в России
Заключение
Список использованной литературы
Говоря о внимании к теории разделения властей в России и в других странах, следует отметить, что при этом не только широко использовалась ее традиционная модель — триада, состоящая из законодательной, исполнительной и судебной властей, но и предлагались другие ее варианты.
Так, М.М. Сперанский предлагал, помимо традиционного разделения властей, использовать их классификацию на физическую и материальную власти1. Известный французский юрист конца XIX — начал XX в. М. Ориу в своей фундаментальной работе «Основы публичного права» выделял и анализировал с точки зрения взаимосвязи и взаимного «равновесия» властей политическую и экономическую, и гражданскую, гражданскую и религиозную власти и др.
По справедливому замечанию автора, «одним из преимуществ теории равновесия является то, что она придает смысл и значение численным разделениям, которые видны даже при самом поверхностном над государственном режимом»3. Последний же всегда является «режимом разделений». В равновесии он находиться лишь благодаря тому, что «разделяет окружающие его силы, противопоставляя их друг другу и восполняя одну за счет другой».
М. Ориу не без оснований считал возможным использование теории или принципа разделения и сдерживания (равновесия) властей для анализа не только властных взаимоотношений, возникающих в государственной сфере, но и взаимоотношений в различных общественных сферах. «В сущности гражданское общество, — замечал он, — покоится на основном разделении между политической властью и экономическим могуществом».
Аналогичные подходы к анализу разделения властей и расширительной трактовке этой теории в последующем использовались и многими другими авторами.
3.2 Разделение властей на Западе
Теория разделения властей играет определяющую роль в современных государственных механизмах многих стран Запада. Это связано, прежде всего, с тем, что на Западе рано произошли буржуазные революции, а ведь именно теория разделения властей служила, первоначально, теоретическим обоснованием этих революций.
Наиболее полное и последовательное отражение теории разделения властей нашла в Конституции США 1787 г. О разделении властей, на примере США лучше всего, по-моему, мнению, рассказал В.В. Лазарев: "Разделение властей представляет собой гораздо большее, чем просто обеспечение разделения государственных органов. Разделение властей должно сопровождаться системой сдержек и противовесов. Джеймс Мэдисон - главный архитектор Конституции США - говорил, что до тех пор, пока органы государственной власти "не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободного правительства, никогда на практике не сможет быть организован надлежащим образом".
В классическом варианте (в
качестве можно рассматривать, например,
США) механизм государственной власти
представлен парламентом, президентом
и органом конституционной
Внутри Конгресса также
предусмотрена определенная система
сдержек и противовесов. Смысл
учреждения верхней палаты (Сената)
наряду с нижней (палатой представителей)
состоял в рассматриваемом
Важной гарантией
Важную роль в системе
сдержек и противовесов применительно
к нормотворческому процессу играют,
с одной стороны, право отлагательного
вето Президента, а с другой - законодательное
вето Конгресса. Объектом президентского
отлагательного вето являются законопроекты,
резолюции и решения, принимаемые
совместно обеими палатами Конгресса.
В случае несогласия с указанными
документами Президент вправе вернуть
их той палате, в которую они
были внесены, вместе с посланием, где
содержатся соответствующие возражения.
Вето Президента может быть преодолено,
если законопроект будет повторно одобрен
обеими палатами Конгресса квалифицированным
(2/3) большинством голосов каждой из
палат. При этом первоначально законопроект
мог быть принят простым большинством
голосов, то есть процедура преодоления
вето значительно сложнее, чем обычная
законодательная процедура
Обе палаты Конгресса вправе
совместно принимать так
Большими полномочиями Президент обладает в сфере внешней политике. В то же время и в этой сфере действует система сдержек и противовесов, отражаясь, в частности, на механизме заключения международных договоров следующим образом. Президент самостоятельно ведет международные переговоры с представителями иностранного государства, в результате чего готовится проект договора. Для ратификации последнего требуется "совет и согласие Сената" - одобрение 2/3 голосов присутствующих членов. Сам факт ратификации учиняется только Президентом и лишь после этого вступает в силу. Стремление Президента исключить контроль Сената за международными договорами выразилась в заключении многочисленных международных соглашений исполнительной власти. Но и здесь Конгресс может блокировать последние путем отказа в ассигновании сумм для их осуществления. Президент не может непосредственно участвовать в законотворческой деятельности, лишен права на законодательную инициативу и не имеет права роспуска Конгресса.
Президент - глава исполнительной
власти, обладает широкими административными
полномочиями в отношении его
правительственного аппарата. Прежде
всего, его личной прерогативой является
определение численного состава
и комплектование кабинета - совещательного
органа, включающего по желанию Президента
тех или иных руководителей министерств
и ведомств. Президент, далее, вправе
назначать федеральных
Деление на высшие и низшие
должности федеральных
Конституция США предписывает
Президенту "заботиться о добросовестном
исполнении законов". Его полномочия
в этой сфере в отношении нижестоящих
органов и должностных органов
федеральной исполнительной власти
носят общий контрольно-
Важную роль судебный надзор
играет в обеспечении законности.
Правовая система США не знает
института прокурорского
Запретительный приказ -
это приказ федерального суда нижестоящим
судебным органам, учреждениям, организациям
или должностным лицам, содержащий
требования прекратить какие-либо действия
или не предпринимать их до решения
вопроса об их правомерности. Наконец,
в отличие от запретительного, обязывающий
приказ предписывает прекратить должностное
бездействие и выполнить
Существенную роль в уголовном
судопроизводстве, как и в целом
в системе сдержек и
Другой формой отправления
правосудия является суд присяжных
(Малое жюри). Он, так же как и
в случае с Большим жюри являет
собой форму выражения
Итак, без разделения властей
и соответствующей эффективной
системы сдержек и противовесов
не может быть правового государства
и правовых законов. Препятствие
для возникновения какой-либо неограниченной
власти, не связанной правом и конституционными
принципами, состоит в распределении
власти между органами государства
таким образом, что ни одному из них
не принадлежит вся
3.3 Проблемы разделения властей в России
В прежней советской и
нынешней пост советской литературе
России теории разделения властей отводилось
очень маленькое место. В основу
советской концепции
Информация о работе Роль принципа разделения властей в государственном механизме