Роль принципа разделения властей в государственном механизме

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные понятия, институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов организации и деятельности механизма государства. Затем будут рассмотрены вопросы о государственном органе, как о главном звене механизма государства, и его видах.
В заключение будет раскрыта тема, касающаяся теории разделения властей, ее истоках и назначении, разнообразие взглядов на теорию разделения на Западе и проблемы разделения властей в России.

Оглавление

Введение
Глава I. Понятие, принципы организации и деятельности механизма государства
1.1 Понятие механизма государства
1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства
Глава II. Структура механизма государства
2.1 Понятие, компетенция и виды государственных органов
2.2 Президент Российской Федерации
2.3 Органы законодательной (представительной) власти
2.4 Органы исполнительной власти
2.5 Судебная власть и прокуратура Российской Федерации
2.6 Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы
Глава III. Роль принципа разделения властей в государственном механизме
3.1 Истоки, роль и назначение теории разделения властей
3.2 Разделение властей на Западе
3.3 Проблемы разделения властей в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МЕХАНИЗМЫ.docx

— 75.93 Кб (Скачать)

План

Введение

Глава I. Понятие, принципы организации  и деятельности механизма государства

1.1 Понятие механизма государства

1.2 Принципы организации  и деятельности механизма государства

Глава II. Структура механизма  государства

2.1 Понятие, компетенция  и виды государственных органов

2.2 Президент Российской  Федерации

2.3 Органы законодательной  (представительной) власти

2.4 Органы исполнительной  власти

2.5 Судебная власть и  прокуратура Российской Федерации

2.6 Вооруженные силы, другие  войска, воинские формирования и  органы

Глава III. Роль принципа разделения властей в государственном механизме

3.1 Истоки, роль и назначение  теории разделения властей

3.2 Разделение властей  на Западе

3.3 Проблемы разделения  властей в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Введение

Мы живем в современном  демократическом государстве, в  котором постоянно протекает  процесс развития, становления и  реконструкции старого государственного механизма. Темпы жизни меняются, меняются взгляды на разные сферы  нашей жизни и все это требует  своего усовершенствования в разных структурах государства, в том числе  и в его органах.

В своей курсовой работе я рассмотрю, на мой взгляд, одну из важнейших тем и проблем  государства, а именно механизм государства. В это время очень важно  осознание обществом места и  роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно  олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное  воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма  нет и быть не может государства  1.

Я считаю эту тему актуальной, поскольку она непосредственно  связана с нашей жизнью, так  как механизм государства представляет собой совокупность взаимосвязанных  органов, посредством которых он оказывает влияние на разные сферы  нашей жизни.

“…существование государственной  власти, - писал К.Маркс,- находит  свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься  от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название”  2.

В настоящее время наша страна является правовым государством, однако мы существуем ни в лучшем положении  в рамках этого понятия, чтобы  улучшить состояние нашего правового  государства необходимо уделять  немало внимания вопросу о разделении властей между государственными органами. Поэтому эта тема актуальна  сегодня, и в наши дни, и во все  времена.

Научная разработка этой темы важна для общества.

Первоначально теория разделения властей в своих трудах разработали  Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. В России в дореволюционный период деление государственной власти на три ветви можно найти в  работах А.И. Елистратова, М.М. Ковалевского, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина и других.

В советский период эта  тема рассматривалась не как теория разделения властей, а как разделение функций между государственными органами. В постсоветский период теории разделения властей уделялось  большое внимание.

Цель работы заключается  в том, чтобы уяснить все основные понятия, институты, процессы этого  вопроса.

В работе будут рассмотрены  вопросы, касающиеся понятия и принципов  организации и деятельности механизма  государства. Затем будут рассмотрены  вопросы о государственном органе, как о главном звене механизма  государства, и его видах.

В заключение будет раскрыта тема, касающаяся теории разделения властей, ее истоках и назначении, разнообразие взглядов на теорию разделения на Западе и проблемы разделения властей в  России.

Итак, механизм государственной  власти требует комплексного, системного исследования, что означает необходимость  рассматривания его составных элементов  не только в их взаимосвязях и взаимоотношениях, но и в процессе функционирования.  

 

 

Глава I. Понятие, принципы организации и деятельности механизма государства 

 

1.1 Понятие механизма  государства 

 

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять  в двух смыслах — широком и  более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных  органов совпадает с определением механизма государства, идентично  ему. В более узком смысле под  государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного  права.

В теории государства и  права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется  в своем Широком значении, т.е. как адекватное категории механизма  государства.

Понятие механизма государства  раскрывается через характерные  черты или признаки, позволяющие  отграничить его как от негосударственных  структур в политической системе  общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства — это система  государственных органов, основанная на единстве принципов его организации  и деятельности, закрепленных в Конституции  Российской Федерации, Законе РФ «Об  основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных  законах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной  структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней  различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий  фактор структуры государственного механизма в соответствующих  исторических условиях данного государства  закреплен в его Конституции.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен  принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Конституции определено, что государственную  власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации  и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную  власть в субъектах Российской Федерации  — образуемые ими органы государственной  власти.

Согласно статье 12 Конституции  Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти.

В-третьих, между государственным  механизмом и функциями государства  существует тесная обратная связь. Функции  современного Российского государства  осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством  деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой  государственных органов.

Вместе с тем от функций  государства зависит структура  государственного механизма, они непосредственно  влияют на возникновение, развитие и  содержание деятельности тех или  иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства  для обеспечения возложенных  на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных  с этим государственных функций  располагает необходимыми материальными  средствами, так называемыми «вещественными придатками», на которые опираются  в своей деятельности отдельные  государственные органы и без  которых не может обходиться ни одно государство.

Особенность этих придатков  в том, что они выделяются в  механизме государства не в качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные органы, а  именно как «вещественные придатки»  последних. К ним относятся различные  материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения! подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. В рассмотренные  материальные средства, «вещественные  придатки» механизма государства  не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения. Их не следует смешивать. Последние соотносятся государственным  механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.

Обобщение всех анализируемых  признаков позволяет прийти к  выводу: механизм современного Российского государства — это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципе ми, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функций государства.

1.2 Принципы организации  и деятельности механизма государства

Принципы, о которых здесь  идет речь, — это законодательные  отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации  и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к  механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых  распространяется лишь на некоторые  звенья государственного механизма, отдельные  органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный  Конституцией РФ и федеральными процессуальными  законами принцип осуществления  судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре  Российской Федерации» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и  деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных  органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают  из общих, конкретизируя их применительно  к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй — принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах  государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает констуционно закрепленные принципы организации  и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется  в демократической организации  государства, республиканской форме  правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации —  многонациональный народ. Народ  осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств  осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства  в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского  государства зиждется на том понимании, что оно — социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации  в статье 2 впервые в основах  конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность  государства». Это конституционное  требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому  государственному служащему. Данное положение  знаменует принципиальный поворот  во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут  произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует  новый магистральный путь развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная  власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную, предусматривает самостоятельность  органов, относящихся к различным  ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов1 в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма в  формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что  Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между  собой.

Согласно статье 11 (п. 3) Конституции  России, разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными  и иными договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий.

Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и  ее полномочий по предметам совместного  ведения РФ и ее субъектов, федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации  образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Информация о работе Роль принципа разделения властей в государственном механизме