Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные понятия, институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов организации и деятельности механизма государства. Затем будут рассмотрены вопросы о государственном органе, как о главном звене механизма государства, и его видах.
В заключение будет раскрыта тема, касающаяся теории разделения властей, ее истоках и назначении, разнообразие взглядов на теорию разделения на Западе и проблемы разделения властей в России.
Введение
Глава I. Понятие, принципы организации и деятельности механизма государства
1.1 Понятие механизма государства
1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства
Глава II. Структура механизма государства
2.1 Понятие, компетенция и виды государственных органов
2.2 Президент Российской Федерации
2.3 Органы законодательной (представительной) власти
2.4 Органы исполнительной власти
2.5 Судебная власть и прокуратура Российской Федерации
2.6 Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы
Глава III. Роль принципа разделения властей в государственном механизме
3.1 Истоки, роль и назначение теории разделения властей
3.2 Разделение властей на Западе
3.3 Проблемы разделения властей в России
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
Глава I. Понятие, принципы организации и деятельности механизма государства
1.1 Понятие механизма государства
1.2 Принципы организации
и деятельности механизма
Глава II. Структура механизма государства
2.1 Понятие, компетенция и виды государственных органов
2.2 Президент Российской Федерации
2.3 Органы законодательной (представительной) власти
2.4 Органы исполнительной власти
2.5 Судебная власть и
прокуратура Российской
2.6 Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы
Глава III. Роль принципа разделения
властей в государственном
3.1 Истоки, роль и назначение теории разделения властей
3.2 Разделение властей на Западе
3.3 Проблемы разделения властей в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Мы живем в современном
демократическом государстве, в
котором постоянно протекает
процесс развития, становления и
реконструкции старого
В своей курсовой работе
я рассмотрю, на мой взгляд, одну
из важнейших тем и проблем
государства, а именно механизм государства.
В это время очень важно
осознание обществом места и
роли всех органов государственного
аппарата в управлении государством,
конкретизации и разделения их полномочий.
А с выдвижением
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства 1.
Я считаю эту тему актуальной, поскольку она непосредственно связана с нашей жизнью, так как механизм государства представляет собой совокупность взаимосвязанных органов, посредством которых он оказывает влияние на разные сферы нашей жизни.
“…существование государственной власти, - писал К.Маркс,- находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название” 2.
В настоящее время наша страна является правовым государством, однако мы существуем ни в лучшем положении в рамках этого понятия, чтобы улучшить состояние нашего правового государства необходимо уделять немало внимания вопросу о разделении властей между государственными органами. Поэтому эта тема актуальна сегодня, и в наши дни, и во все времена.
Научная разработка этой темы важна для общества.
Первоначально теория разделения властей в своих трудах разработали Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. В России в дореволюционный период деление государственной власти на три ветви можно найти в работах А.И. Елистратова, М.М. Ковалевского, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина и других.
В советский период эта тема рассматривалась не как теория разделения властей, а как разделение функций между государственными органами. В постсоветский период теории разделения властей уделялось большое внимание.
Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные понятия, институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены
вопросы, касающиеся понятия и принципов
организации и деятельности механизма
государства. Затем будут рассмотрены
вопросы о государственном
В заключение будет раскрыта тема, касающаяся теории разделения властей, ее истоках и назначении, разнообразие взглядов на теорию разделения на Западе и проблемы разделения властей в России.
Итак, механизм государственной власти требует комплексного, системного исследования, что означает необходимость рассматривания его составных элементов не только в их взаимосвязях и взаимоотношениях, но и в процессе функционирования.
Глава I. Понятие, принципы организации и деятельности механизма государства
1.1 Понятие механизма государства
Понятие «механизм государства»
тесно связано с категорией «государственный
аппарат». Последний принято употреблять
в двух смыслах — широком и
более узком. В широком смысле
понятие государственного аппарата
как совокупности всех государственных
органов совпадает с
В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем Широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства.
Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.
Во-первых, механизм (аппарат) государства — это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах.
Во-вторых, механизм (аппарат)
государства характеризуется
В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Конституции определено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации — образуемые ими органы государственной власти.
Согласно статье 12 Конституции
Российской Федерации, органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной
В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.
Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.
В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками», на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.
Особенность этих придатков
в том, что они выделяются в
механизме государства не в качестве
самостоятельных частей (элементов)
как государственные органы, а
именно как «вещественные придатки»
последних. К ним относятся различные
материальные ценности, бюджетные средства,
имущество, сооружения! подсобные помещения,
а также предприятия, учреждения,
организации, необходимые для
Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства — это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципе ми, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функций государства.
1.2 Принципы организации
и деятельности механизма
Принципы, о которых здесь идет речь, — это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.
В качестве примера частного
принципа можно сослаться на предусмотренный
Конституцией РФ и федеральными процессуальными
законами принцип осуществления
судопроизводства на основе состязательности
и равноправия сторон, на закрепленный
в Федеральном законе «О прокуратуре
Российской Федерации» (новая редакция;
ст. 4, п. 2) принцип организации и
деятельности прокуратуры РФ, согласно
которому органы прокуратуры осуществляют
полномочия в строгом соответствии
с действующими на территории России
законами, независимо от федеральных
органов государственной
Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.
К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй — принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации» и др.).
Первая группа охватывает констуционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.
Принцип народовластия проявляется
в демократической организации
государства, республиканской форме
правления, при которых носитель
суверенитета и единственный источник
власти в Российской Федерации —
многонациональный народ. Народ
осуществляет свою власть по разным каналам,
в том числе и непосредственно
(например, выборы президента и представительных
органов государственной
Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно — социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.
Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в основах конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует новый магистральный путь развития России.
Принцип разделения властей,
согласно которому государственная
власть осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и
судебную, предусматривает
Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.
Согласно статье 11 (п. 3) Конституции
России, разграничение предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти ее субъектов осуществляется
настоящей Конституцией, федеративными
и иными договорами о разграничении
предметов ведения и
Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Информация о работе Роль принципа разделения властей в государственном механизме