Роль принципа разделения властей в государственном механизме

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные понятия, институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов организации и деятельности механизма государства. Затем будут рассмотрены вопросы о государственном органе, как о главном звене механизма государства, и его видах.
В заключение будет раскрыта тема, касающаяся теории разделения властей, ее истоках и назначении, разнообразие взглядов на теорию разделения на Западе и проблемы разделения властей в России.

Оглавление

Введение
Глава I. Понятие, принципы организации и деятельности механизма государства
1.1 Понятие механизма государства
1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства
Глава II. Структура механизма государства
2.1 Понятие, компетенция и виды государственных органов
2.2 Президент Российской Федерации
2.3 Органы законодательной (представительной) власти
2.4 Органы исполнительной власти
2.5 Судебная власть и прокуратура Российской Федерации
2.6 Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы
Глава III. Роль принципа разделения властей в государственном механизме
3.1 Истоки, роль и назначение теории разделения властей
3.2 Разделение властей на Западе
3.3 Проблемы разделения властей в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МЕХАНИЗМЫ.docx

— 75.93 Кб (Скачать)

 

2.4 Органы исполнительной  власти

Согласно Конституции  исполнительную власть Российской Федерации  осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства  и заместителей Председателя Правительства  и федеральных министров.

Правительство РФ: а) разрабатывает  и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной  и денежной политики; в) обеспечивает проведение единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) проводит меры по обеспечению обороны  страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) проводит меры по обеспечению  законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью; ж) реализует иные полномочия; возложенные  на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента

Деятельность Правительства  осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя: 1) федеральные министерства (по атомной  энергии, внешних экономических  связей, внутренних дел, иностранных  дел, культуры, общего и профессионального  образования, природных ресурсов, путей  сообщения, связи, сельского хозяйства  и продовольствия, финансов, экономики  и др.); 2) государственные комитеты РФ (по антимонопольной политике и  поддержке новых экономических  структур, управлению государственным  имуществом Высший аттестационный комитет, по делам молодежи, по физической культуре и туризму, земельным ресурсам и  землеустройству, кинематографии, по печати и др.); 3) иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная  авиационная служба, Федеральная  архивная служба, Государственная налоговая  служба, Федеральная служба лесного  хозяйства, Федеральный надзор по ядерной  и радиационной безопасности и др.).

Понятием системы исполнительных органов власти или органов государственного управления как составной структурной  части механизма государства, вместе с федеральным Правительством и  другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы власти в субъектах Российской Федерации.

Кроме того, особую разновидность  органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке для непосредственного  обеспечения функционирования государственных  органов, создаваемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями  и уставами субъектов РФ. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация  Президента РФ, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  Федерации.

2.5 Судебная власть  и прокуратура Российской Федерации

Судебная власть — одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной  и исполнительной властей.

Согласно Конституции  и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судом посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Судьи  независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности  органов судебной власти: Конституционный  Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие  суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный  Суд и поднадзорные ему нижестоящие  арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные  с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд  РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью  арбитражных судов и дает разъяснения  по вопросам судебной практики.

Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового  государства, способного обеспечить действенную  защиту прав граждан.

Прокуратура Российской Федерации, как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Принятая в соответствии с Конституцией новая редакция Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» подтвердила статус прокуратуры  как важнейшего независимого органа правоохраны. Согласно этому документу, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет разносторонний надзор за исполнением действующих  на территории России законов и иные функции, среди которых и уголовное  преследование в соответствии с  полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Данный вариант  закона в первую очередь усиливает  такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина.

Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры  в системе органов государственной  власти, поставила точку под попытками  ликвидировать прокуратуру как  орган общего надзора за исполнением  законов.

Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена также  такая новая функция, как координация  деятельности органов внутренних дел  РФ, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой  полиции, таможенных органов РФ и  других правоохранительных органов  по борьбе с преступностью.

Данная группа органов  отдельно не выделена в Конституции  РФ, структурно отнесена ею к исполнительной власти. Однако по своему функциональному  назначению — непосредственно сто  ять на страже законности и правопорядка — эти органы являются правоохранительными.

2.6 Вооруженные  Силы, другие войска, воинские формирования  и органы 

 

Как установлено Федеральным  законом «Об обороне», Вооруженные  Силы Российской Федерации— государственная  военная организация, составляющая основу обороны страны.

Вооруженные Силы государства  предназначены для отражения  возможной агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной  защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

Деятельность Вооруженных  Сил РФ осуществляется на основании  Конституции в соответствии с  федеральными конституционными законами, федеральными законами в области  обороны, в том числе и, прежде всего «Об обороне», «О Вооруженных  Силах РФ», а также соответствующими нормативно-правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.

Федеральным законом «Об  обороне» определено, что Вооруженные  Силы Российской Федерации состоят, из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые  входят в виды и рода войск Вооруженных  Сил государства, в тыл Вооруженных  Сил и в войска, не входящие в  виды и рода войск Вооруженных  Сил РФ.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Наряду с созданными в  целях обороны Вооруженными Силами, согласно Федеральному закону, к обороне  привлекаются пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной  связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.

Для выполнения отдельных  задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных  органах исполнительной власти, служба внешней разведки, органы Федеральной  службы безопасности, органы пограничной  службы, федеральные органы правительственной  связи и информации, федеральные  органы государственной охраны и  др.

Хотя органы Вооруженных  Сил и другие органы, привлекаемые к выполнению задач обороны, структурно отнесены Конституцией Российской Федерации  к исполнительным органам государственной  власти их функциональное назначение и специфика позволяют выделить их также в отдельную подсистему (группу) органов в структуре государственного механизма.

В ежегодных президентских  Посланиях Федеральному Собранию выполнение задач обеспечения в нашей  стране свободы и демократии как  условий прогрессивного развития общества прямо связывается с необходимостью всемерного укрепления российской государственности, механизмов властвования в рамках права. Первоочередными мерами являются дальнейшее улучшение структуры и повышение  эффективности механизма государства  в целом и каждого из числа  составляющих его органов в отдельности, обеспечение порядка, «который основан  не на страхе, не на произволе власти, а на силе закона», развитие и совершенствование  необходимой для этого нормативно-правовой базы.

 

Глава III. Роль принципа разделения властей в государственном  механизме 

 

3.1 Истоки, роль  и назначение теории разделения  властей 

 

Теория разделения властей, именуемая нередко принципом  разделения властей, в том виде, как  она воспринимается ныне применительно  к государственному режиму, появилась  более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Дж. Локк (1632-1704) и французский  просветитель, философ и правовед Ш. Монтескье (1689-1755).

Подобно другим научным идеям  и концепциям, теория разделения властей  возникла не на пустом месте. Она была подготовлена всем предшествующим социально-политическим развитием и накоплением исторического  опыта в организации государственно-правовой жизни и поддержании стабильности в обществе и государстве.

Рассуждая на эту тему, известный  государственный деятель России, автор плана либеральных преобразований в стране М.М. Сперанский (1772-1839) писал, что «царства земные имеют свои эпохи  величия и упадка, и в каждой эпохе образ правления должен быть соразмерен той степени государственного образования, на коем стоит государство». Каждый раз, подчеркивал автор, «когда образ правления отстает или  предваряет сию степень», он «испровергается  большим или меньшим потрясениям» 1.

Теория разделения властей  не могла возникнуть, а тем более  «материализоваться» на той ступени  развития государства — «степени государственного образования», которая  обычно именуется «восточным деспотизмом» или «европейским абсолютизмом».

Ибо власть в этих государственных  системах, «издревле разделявших  политически мир», неизменно сосредоточивалась  лишь в одних руках — восточного деспота, царя, фараона, монарха. Закон  в отношении такой власти был  совершенно беспомощен.

Деспотическая власть, по словам М. Сперанского, в отношении, самого произвольно издаваемого ею закона «не допускала ни меры, ни границ». Что же касается абсолютизма, то отражавшая и реализовавшая его государственная  машина «была основана на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но вещественным»  или «материальным ее разделением».

Теория разделения властей  возникает и начинает «материализоваться»  лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают  все необходимые предпосылки  для активного участия широких  слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах  страны; среди интеллектуальных слоев  общества идет усиленный поиск путей  и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации  всей государственной власти как  со стороны отдельных лиц, так  и со стороны отдельных органов  государства.

Именно в такой период, в конце XVII в., в период так называемой «славной революции» в Англии, и  в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье  разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается  каркас здания под названием «теория  разделения властей».

При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей  в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых это создание такого мировоззренческого фона и такой  обстановки, в которых 

При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей  в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых это создание такого мировоззренческого фона и такой  обстановки, в которых стало возможным  появление концепции разделения властей, оформление составляющих ее элементов. Во-вторых, это создание собственно концепции, оформление ее отдельных  частей и гармоничное соединение их воедино. И в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся  в результате накопления практического  опыта по претворению основных положений  теории разделения властей в жизнь1.

С точки зрения социально-экономического и государственно-правового развития это были во многом весьма разнородные  периоды. Однако с точки зрения становления  концепции разделения властей все  эти процессы могут быть объединены «в рамках процесса развития одной  мировой цивилизации». А именно той, которая заняла господствующее положение  в Центральной и Западной Европе, а затем распространилась и на Северную Америку. «Политическая культура, составной частью которой стала  концепция разделения властей, была порождением именно этой цивилизации».

Информация о работе Роль принципа разделения властей в государственном механизме