Проблемы противодействия коррупции и бюрократизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования: главная цель настоящего исследования - выявить причинно-следственную связь возникновения и развития коррупции в России как результат многолетней постройки бюрократической системы управления государством.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть соотношение бюрократизма и коррупции;
Определить понятия бюрократизма и коррупции;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Бюрократия и государственная служба…………………………..6
1.1.Бюрократизм и коррупция: общая характеристика……………6 1.2.Особенности бюрократизма и коррупции………………………………….17
1.3.Сущность бюрократизма и коррупции……………………………………26
Глава 2. Коррупция на стадиях формирования и функционирования государственного механизма современной России………………………33
2.1. Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в современной России……………………………………………………………..33
2.2. Влияние коррупции на формирование механизма Российского государства……………………………………………………………………….38
Глава 3. Проблемы противодействия коррупции и бюрократизма……..48
3.1. Основные пути и формы борьбы с бюрократизмом и коррупцией…….48
3.2. Меры, методы, способы борьбы с коррупцией в условиях современной России……………………………………………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..75

Файлы: 1 файл

Диплом!!!.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

        Вместе с тем целесообразно было бы и создание из числа депутатов Государственной Думы специальной комиссии по искоренению бюрократизма, члены которой занимались бы вопросами преодоления бюрократических препон в различных сферах жизнедеятельности общества.        В целом для борьбы с коррупцией и бюрократизмом, принявших повсеместный масштабный характер, необходимо не только изучать, исследовать их объективные и субъективные корни, проводить критику фактов бюрократического отношения к человеку (которая всегда встречает активное противодействие как со стороны отдельного критикуемого, так и со сторону всего аппарата), а необходима целенаправленная, последовательная политика всего государства. Причем не очередной компании, как это не раз случалось в нашей истории, а именно государственная политика.

Справедливости ради, стоит отметить, что, похоже, Правительство РФ и глава государства В.В. Путин, очевидно осознали масштабы этой всепоглощающей раковой болезни на теле государства, и начинают проводить осмысленные шаги в направлении борьбы с коррупцией и бюрократией.

Это и создание при правительстве антикоррупционного комитета, и широко освещаемая в печати борьба с «оборотнями в погонах», и наметившаяся тенденция по передаче функций от госвласти в частные организации (например, передача полномочий ГИБДД по техосмотру, в руки частных компаний); а также М. Грызлов объявлял, что чиновничий аппарат будет сокращен на треть.

           При этом, хотя строго говоря, бюрократизм и не является социально-психологическим понятием «в чистом виде», он не только находится в тесной содержательной и причинно-следственной связи с такими социально-психологическими характеристиками, как авторитарность, деперсонализация, конформизм, но и попросту неотделим от них.

          Исчерпывающую характеристику бюрократии с социально-психологической точки зрения дал в свое время Э. Фромм: «Бюрократы - специалисты в области управления вещами и людьми.

           Вследствие огромного аппарата, подлежащего управлению, все явления сводятся к абстракциям, и возникает полное отчуждение в отношении бюрократов к индивиду.

          Люди, подлежащие управлению, являются для бюрократов объектами, к которым они относятся без любви и без ненависти - абсолютно безлично; администратор-бюрократ не имеет права на чувства, когда речь идет о его профессиональной деятельности; он должен манипулировать людьми так, как если бы это были цифры или вещи» 55.    

         В данной связи необходимо отметить, что и самого себя бюрократ воспринимает исключительно как объект, предназначенный для выполнения определенных функций в рамках бюрократической машины, лишенный малейшего права на какую бы то ни было самостоятельность суждений,

 

критичность и в конечном счете на элементарное человеческое достоинство. Не случайно Э. Фромм считал, что существует совершенно особый тип бюрократической личности в основе которого лежит садо-мазохистский характер: «В бюрократической системе каждый человек осуществляет контроль над своими подчиненными, а он, в свою очередь, контролируется своим начальником. Как садистские, так и мазохистские импульсы в такой системе оправдывают свои расходы. Бюрократическая личность презирает нижестоящих и в то же время восхищается и боится нижестоящих. Достаточно посмотреть на выражение лица такого бюрократа и послушать его голос, когда он критикует подчиненного за минутное опоздание, чтобы понять, что он требует, чтобы подчиненный всем своим поведением показывал, что он во время работы «принадлежит» своему начальнику. Или вспомните бюрократа из почтового отделения, когда он, ухмыляясь, ровно в 17:30 захлопывает свое окошечко, а два последних клиента, ждавших полчаса у дверей, идут домой ни с чем и на следующий день должны будут прийти снова. При этом речь идет не о том, что он ровно в 17 ч 30 мин заканчивает продажу марок; показательно то, что ему доставляет удовольствие помучить людей; ему нравится, что кто-то от него зависит, на его лице совершенно отчетливо читается удовлетворение по поводу этой ситуации, когда он чувствует свое превосходство»56.

         С подобными «прелестями» бюрократизма в современной России хорошо знакомы не только те, кто вынужден обращаться по тому или иному вопросу в бесчисленные государственные «конторы», но и клиенты коммерческих банков и других организаций, в которых под вывесками типа «клиент всегда прав», «быстро, выгодно, удобно» и т. п. возвышаются типичные бюрократические пирамиды. Именно этим в значительной степени обусловлена низкая конкурентоспособность (а, точнее сказать, полное отсутствие таковой) большинства отечественных предприятий и организаций на мировом рынке. Более того, в ряде сфер деятельности таких, как, скажем, пассажирские авиаперевозки, медицина, охрана правопорядка и т. п. бюрократизм представляет прямую угрозу жизни и здоровью людей.

Коррупция в России процветает и будет процветать, коли серьезно разбалансирована вся система управления и утрачен контроль за исполнением принятых решений. Безответственность, расхлябанность стали обычным явлением практически во всех структурах власти. На низком уровне находится исполнительская дисциплина в самом правительстве. Ответы на простейшие обращения по разрабатываемым законам приходится ожидать от правительства по полгода и больше. С таким отношением к делу страну вряд ли можно вывести из кризиса, преодолеть преступность.

         Коррупция неизбежна, коли ныне действующая Конституция устранила всякий парламентский контроль за исполнительной и судебной властью. В Совете Федерации нет ни одной структуры, которая могла бы рассматривать жалобы и заявления на действия руководителей и судей, а также Генеральной прокуратуры. Не выработана четкая система не только отчетов, но даже предоставления информации о проделанной ими работе.

          Реальная борьба с коррупцией возможна лишь на основе осуществления комплекса согласованных мер. Эти согласованные, скоординированные меры должны быть направлены, главным образом, на устранение причин и условий возникновения коррупции и, кроме этого, на смягчение ее последствий.  Одни из таких наиболее насущных мер - законодательное закрепление и систематизация представлений о коррупции, определение ключевых направлений борьбы с ней, выработка стратегии и тактики противодействия ей и организация профилактической деятельности, внесение соответствующих подсказанных практикой изменений в законодательство.

 На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

1.  Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий

2.  Предупреждение и предотвращение коррупции (Хорошее управление)

3. Верховенство закона и защита прав граждан.

В рамках данных стратегий деятельность, причем согласованная деятельность всех 3-х секторов (власти, бизнеса и общественных организаций) осуществляется по следующим направлениям:

         В рамках первой стратегии - это:

1. Общий анализ ситуации и выработка антикоррупционной стратегии

2.Антикоррупционное гражданское образование

3.Построение антикоррупционных коалиций

4.Свободный доступ к информации и независимые СМИ

         В рамках второй стратегии - это:

1. Прозрачная власть, прозрачные процедуры

2.Общественное участие в процессах предотвращения коррупции

3.Уменьшение вмешательства государства в дела общества

4.Кодексы этики для политиков, чиновников, предпринимателей

5.Снижение административных барьеров для предпринимателей и внедрение конкурсности

         В рамках третьей стратегии - это:

1.Сильная и независимая судебная власть

2.Неукоснительное исполнение законов

3.Законодательство, не допускающее возможность появления коррупции, и общественная экспертиза

4.Правовая помощь и защита, внедрение института омбудсмена.

          От органов власти здесь требуется законодательное обеспечение этих стратегий и направлений, готовность для того, чтобы стать прозрачными перед обществом (под прозрачностью мы понимаем - открытость, понятность и возможность влияния), а также наличие политической воли исполнять законы, быть прозрачными, взаимодействовать с общественными организациями и бизнесом как с партнерами.

           Главная задача для структур гражданского общества заключается в осуществлении общественного участия в процессе подготовки, обсуждения, принятия и контроля исполнения властных решений.

Предотвращать и предупреждать коррупцию гораздо эффективнее, чем бороться с ее последствиями. Действия властей в этом направлении на сегодняшний день представляются крайне неэффективными: отсутствует политическая воля, действия их случайны и непоследовательны.

          Для предупреждения коррупции необходимы системные, комплексные, согласованные меры по двум главным направлениям:

1. Принимать такие законодательные  акты, чтобы возможность возникновения  коррупции при их исполнении  была бы минимальной.

2. Создавать условия для возникновения  общественного участия в процессах  предотвращения коррупции, развивать  его и повышать его эффективность.

        При этом оба направления тесно переплетаются, предполагают скоординированные действия всех трех секторов, главным является второй пункт, но для его реализации также необходимо вносить изменения в законодательство.

         Но при всём этом существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно. Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. Если вы подавляете независимую прессу и одновременно провозглашаете курс на чистоту своих рядов, вы обманываете избирателей. А обман избирателей — это, по определению, тоже коррупция. Вторая основа — это прозрачность власти. Если власть закрыта, если общество не знает о механизмах принятия решений, а ему сверху вещают о предпринимаемых усилиях по ограничению произвола чиновников — это вранье. И третье непременное условие — это честная политическая конкуренция на выборах. Если власть корежит и уничтожает честную политическую конкуренцию, значит, она опять же подвержена коррупции. Без соблюдения этих условий все остальные меры можно сравнить с орошением Сахары путем плевка.

 

 

 

3.2. Меры, способы борьбы с коррупцией в условиях современной России.

 

Для предупреждения коррупции требуется принимать комплекс различных мер (правовых, социально-экономических, практических, информационных). Во всех государствах вопрос создания действенной правовой модели, позволяющей эффективно бороться с коррупционными проявлениями, приобретает важное значение.

Что касается ситуации, связанной с созданием модели антикоррупционных мероприятий в нашей стране.

В отношении государственных органов, призванных обеспечивать противодействие коррупции в России, следует отметить, что уже более 10 лет в нашей стране существуют специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В пределах своей компетенции борьбу с коррупцией осуществляют Прокуратура, Комитет государственного контроля и другие государственные органы. В органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности создаются специальные подразделения по борьбе с коррупцией.

В целом необходимо констатировать, что в настоящее время в республике осуществляется широкий комплекс мер, направленный на дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы с целью устранения норм, которые могут привести к возникновению коррупционных отношений в обществе. Оптимизация нормативного регулирования наиболее уязвимых сфер общественной жизни, анализ разрабатываемых нормативных правовых актов при осуществлении нормотворческой деятельности на предмет выявления в них норм, содержащих предпосылки к возникновению коррупционных отношений, повышение престижа государственной службы, а также ответственности государственных служащих, оптимизация работы всех органов, призванных обеспечивать законность, позволит государству активно противостоять проявлениям коррупции и сократить коррупционную преступность до минимального уровня.

Невозможно противостоять коррупции путём осуществления отдельных разрозненных, фрагментарных мероприятий в различных направления. Т. е. решение данной проблемы обязательно должно быть комплексным. В настоящее время проблема противодействия коррупции возведена в ранг национальной политики. Об этом свидетельствует, во-первых, принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ57, утверждение национального плана по противодействию коррупции на очередной год. Кроме того, ликвидация коррупции является необходимым условием для успешной реализации административной реформы в РФ. Не отстают здесь и субъекты. Каждому региону присущи определенная специфика коррупционных рисков, своя структура коррупционных деяний и методы их осуществления. Следовательно, эффективное решение проблем в сфере предупреждения и пресечения различных коррупционных проявлений в деятельности исполнительных органов государственной власти того или иного субъекта Российской Федерации напрямую зависит от разработки и внедрения комплекса мер по противодействию коррупции с учетом требований законодательства, административной реформы, а также региональной специфики. Как показывает практика, многие субъекты Федерации уже начали эту серьезную работу.

Информация о работе Проблемы противодействия коррупции и бюрократизма