Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:44, курсовая работа
Прошло два с половиной года с момента подписания Президентом РФ базового закона, устанавливающего основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней[1]. Для основополагающего нормативного правового акта в области противодействия коррупции - возраст младенческий, и говорить о полноценной оценке его эффективности, наверное, еще рано. Вместе с тем определенные предварительные заключения об итогах базового закона можно сделать уже сейчас.
Введение……………………………………………………………………........3
1. Научные подходы к определению коррупции……..…………………..5
2. Состояние коррупции в Алтайском крае на сегодняшний день........10
3. Борьба с коррупцией и роль Федеральной службы безопасности в этой борьбе……………………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………….......31
30
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Алтайский Государственный Университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Выполнил: студент ___ курса ________ группы Кузьмин Р.И.
Проверил:_____________________
Барнаул, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Научные подходы к определению коррупции……..…………………..5
2. Состояние коррупции в Алтайском крае на сегодняшний день........10
3. Борьба с коррупцией и роль Федеральной службы безопасности в этой борьбе…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………......
Введение
Прошло два с половиной года с момента подписания Президентом РФ базового закона, устанавливающего основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней[1]. Для основополагающего нормативного правового акта в области противодействия коррупции - возраст младенческий, и говорить о полноценной оценке его эффективности, наверное, еще рано. Вместе с тем определенные предварительные заключения об итогах базового закона можно сделать уже сейчас. Главным из них является констатация того, что закон не сумел оправдать возложенных на него ожиданий общества и существенным образом повлиять на коррупционную ситуацию в России, минимизировать причины и условия, сократить последствия коррупционных правонарушений и преступлений.
Видимо, по этой причине на очередном заседании Совета при Президенте по противодействию коррупции Дмитрий Медведев отметил: "Ситуацию в стране вы хорошо знаете. Объективно давайте признаемся в том, что успехов в этом направлении немного"[2]. Действительно, несмотря на наличие широких правовых барьеров на пути развития коррупции в России, указанное антисоциальное явление не только не уменьшается, но и продолжает оставаться основной (если сказать не главной) угрозой национальной безопасности нашего общества и государства.
По рейтингу международной общественной организации Transparency International, опубликованному в ежегодном Докладе о коррупции в мире, Россия в 2010 г. заняла 154-е место из 178 стран. Причем эксперты Transparency International зафиксировали резкое ухудшение положения дел в России с коррупцией (ранее Россия занимала 146-е место). Наша страна сегодня делит свое место с такими странами, как Папуа - Новая Гвинея, Таджикистан, Конго и Гвинея-Бисау. Рынок российской коррупции оценивается в 300 млрд. долларов. За последние два года рынок коррупции в России резко увеличился: средняя бытовая взятка выросла с 8 до 27 тыс. рублей[3]. По оценкам экспертов, это самые неблагополучные показатели в области противодействия коррупции за все время оценки ситуации в России.
Задачам нашей работы являются, во-первых, определение научного понятия коррупции (теоретический подход) и анализ состояния коррупции в современной России, в частности, на примере Алтайского края, а также методов борьбы с ней (практический подход).
1. Научные подходы к определению коррупции
Анализ современной научной литературы свидетельствует о том, что в отечественном научном сообществе основа противоречий относительно понятия термина "коррупция" состоит в наличии двух различных подходов к трактованию данного термина.
Одни ученые, обосновывая свою позицию происхождением латинского слова corruptio, что в переводе значит "порча, подкуп", считают, что коррупция - это всего лишь подкуп, взяточничество.
Например, авторы Словаря русского языка определяют коррупцию как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей"[4]. Составители Политического словаря приводят определение термина "коррупция" как "разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей"[5].
Указанную точку зрения отстаивают ведущий криминолог доктор юридических наук, профессор А.И. Долгова и С.В. Ванюшин, которые под коррупцией понимают "социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей"[6]. В механизм коррупции они включают: 1) двустороннюю сделку между лицом, находящимся на государственной либо иной службе, нелегально "продающим" свои служебные полномочия или услуги, и "покупателем", который получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях; 2) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения; 3) инициативный, активный подкуп служащих[7]. Аналогичным образом определяют коррупцию В.И. Попов и А.А. Швыркин[8].
Профессор Н.Ф. Кузнецова под коррупцией понимает "подкуп одних лиц другими"[9]. Н.А. Егорова видит суть коррупции в подкупе служащих, высшая форма которого - взяточничество[10].
Коррупцию как подкуп-продажность определяет и В.В. Астанин в работе "Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI - XX в. (криминологическое исследование)"[11].
Аналогичных взглядов придерживается и профессор Н.А. Лопашенко, настаивая на том, что коррупция - подкуп, и ничто иное: "Именно подкуп, который оборачивается продажностью подкупаемых, характеризует содержание коррупции. Подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда, в обязательном порядке. Злоупотребления должностных лиц и иных служащих, даже носящие корыстный характер, с подкупом не связанные, на мой взгляд, не могут расцениваться как коррупционные. Думаю, что иная позиция, трактующая коррупцию более широко, основана на отождествлении противоправных должностных и служебных деяний и деяний коррупционных. Между тем последние далеко не охватывают всех разновидностей неблаговидного и даже преступного поведения должностного лица или служащего. Коррупционные деяния несравнимы по степени общественной опасности с должностными и служебными правонарушениями; они гораздо опаснее как раз потому, что всегда представляют собой сделку между должностным или служебным лицом и лицом, заинтересованным в его определенном поведении"[12].
Сторонники более широкого подхода к толкованию данного термина исходят из того, что "коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии"[13] и "смешение, а тем более подмена деятельности государства по борьбе с коррупцией борьбой со взяточничеством характерны для тоталитарных государств и отвечают интересам бюрократии"[14].
В данном случае ученые под коррупцией понимают любое корыстное злоупотребление своим служебным положением.
Например, А.Я. Сухарев и В.Е. Крутских в Большом юридическом словаре трактуют коррупцию (от лат. corruptio - подкуп) как общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц[15].
Таким образом, авторы Большого юридического словаря подчеркнули многоаспектность коррупции, определив ее как собирательное понятие, включающее в себя различные правонарушения.
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова в Толковом словаре русского языка коррупцию определяют как моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами[16].
Л.Д. Гаухман считает, что коррупция в общесоциальном понимании - это использование должностным лицом предоставленных ему полномочий и вытекающих из них возможностей для незаконного личного обогащения, как в рамках полномочий должностного лица, так и за их пределами, но в связи с его статусом. В обоих случаях это использование авторитета власти, который может распространяться в зависимости от уровня должностного положения на различные сферы, порой бесконечно многообразные[17].
Так, В.И. Добреньков и Н.Р. Исправников отмечают, что существует четыре подхода к определению коррупции[18].
Первый подход трактует коррупцию в широком смысле - как прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения. При этом коррупционная ситуация определяется в узком смысле: должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду другая сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.
К признакам коррупционной ситуации В.И. Добреньков и Н.Р. Исправников относят:
- принятие решений, нарушающих закон или неписаные общественные нормы;
- действия партнеров по обоюдному согласию;
- получение обеими сторонами незаконных выгод и преимуществ;
- стремление всех участников коррупционной сделки к сокрытию своих действий.
Второй подход трактует коррупцию как определенный вид социально-экономических отношений. С этой точки зрения выделяют западную и восточную коррупции. Западная коррупция выступает в роли рынка коррупционных услуг, на котором стороны вступают во временные разовые отношения купли-продажи. В свою очередь, восточная коррупция образует давно укорененную систему социальных отношений. Причем эта система теснейшим образом переплетена с другими социальными отношениями - родственными, клановыми, корпоративными и т.п. Это делает коррупцию в стране системным фактором. В реальности в конкретных странах указанные выше типы могут быть представлены в разных пропорциях.
Третий подход рассматривает коррупцию как набор универсальных стратегий поведения больших социальных групп. В рамках данного подхода рассматривают две стратегии.
Первая - "захват государства" - корпоративные и индивидуальные стратегии поведения бизнеса, направленные на установление теневого контроля за принятием решений на высших уровнях власти (разные ветви власти и разные уровни власти).
Вторая - "захват бизнеса". Под этим можно понимать совокупность стратегий и тактик власти, с помощью которых власть в лице своих представителей или даже организаций стремится обеспечить теневой контроль над бизнесом с целью коллективного и (или) индивидуального извлечения административной ренты.
Четвертый подход основан на принципиальном определении коррупции как некоего системного общественного явления. В этом случае коррупция трактуется как некий общий дефект системы (государства, общества, правовой системы, экономики и т.п.). В данном случае коррупцию можно рассматривать как энтропию общественной системы (меру внутренней неупорядоченности, меру неопределенности, если следовать традиционным определениям) или, более узко, как энтропию системы управления. Таким образом, коррупцию можно рассматривать в общем смысле как меру социальной неэффективности.
2. Состояние коррупции в Алтайском крае на сегодняшний день
12 октября, в ходе встречи Владимира Путина с участниками предпринимательского союза «Деловая Россия», премьер-министра получил доклад в котором Алтайский край попал в число пяти наиболее коррумпированных и неблагоприятных для предпринимательства и инвестиций российских регионов, о чем написала даже зарубежная пресса, в частности французская «Фигаро».
В августе 2010г. депутаты Алтайского краевого Законодательного собрания по электронной почте получили анонимный документ, в котором указаны факты коррупции в Алтайском крае. Депутат АКЗС Юрий Гальченко решил донести полученную информацию до Генерального прокурора, Министра внутренних дел и Председателя Счетной палаты Предложение депутата рассмотреть данный доклад на сессии краевого законодательного собрания не нашло одобрения коллег.
«Передел собственности и манипуляции с бюджетными средствами в Алтайском крае (Материалы к сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания)
Закупки медицинской техники
В начале 2010 года стало известно о несостоявшемся конкурсе по приобретению магнитно-резонансного томографа для консультативной поликлиники Алтайской краевой клинической больницы. 21 октября 2009 года в ГУЭИ Алтайского края поступила заявка на размещение заказа на приобретение оборудования. В результате проверки выяснилось, что начальная цена госконтракта 120 млн рублей была завышена Главным управлением по здравоохранению на 20 млн рублей. Аукцион на покупку томографа был отменен. Причем, это далеко не первый случай завышения цен контрактов на поставку дорогостоящего медицинского оборудования для нужд края. По данным управления ФСБ по Алтайскому краю, если бы все эти аукционы состоялись, ущерб региональному бюджету мог составить 57 млн. рублей. Эти факты получили широкое освещение в СМИ, в частности, в программах новостей ГТРК «Алтай», ГТРК «Новосибирск», «Российской газете». («Российская газета», 11 февраля 2010 г., ИА «Амител», 5 августа 2010 г.)