Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:44, курсовая работа
Прошло два с половиной года с момента подписания Президентом РФ базового закона, устанавливающего основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней[1]. Для основополагающего нормативного правового акта в области противодействия коррупции - возраст младенческий, и говорить о полноценной оценке его эффективности, наверное, еще рано. Вместе с тем определенные предварительные заключения об итогах базового закона можно сделать уже сейчас.
Введение……………………………………………………………………........3
1. Научные подходы к определению коррупции……..…………………..5
2. Состояние коррупции в Алтайском крае на сегодняшний день........10
3. Борьба с коррупцией и роль Федеральной службы безопасности в этой борьбе……………………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………….......31
- введение практики ротации руководящего состава органов внутренних дел РФ;
- введение тестов и иных методов отбора кандидатов на службу в органах МВД;
- разработка планов комплексных антикоррупционных мероприятий в системе МВД РФ;
- введение научно обоснованной оценки деятельности органов внутренних дел РФ.
ОМОН. Его задачи и методы не приемлемы для нашего народа. Происходящее 31 числа каждого месяца на Триумфальной площади - это позор не только милиции, но и нашей власти. Люди не выходят на демонстрации не потому, что им нечего требовать от властей. Они просто не хотят, чтобы их били, бросали на асфальт, в автобусы, заламывали руки и использовали против них водомёты.
По причине недостаточной правовой подготовки и низкой информированности значительная часть населения считает взятки и другие коррупционные действия чиновников явлением типичным и вполне нормальным для сегодняшней жизни в России. В этой связи необходимо с помощью средств массовой информации и других возможностей целенаправленно убеждать людей в том, что коррупция — это преступление, одно из самых массовых и опасных проявлений криминализации нашего государства и общества. Она негативно отражается на жизни всех граждан. Поэтому борьба с коррупцией провозглашена одной из важнейших стратегических задач текущего момента в стране. Без этого шага успешное решение задачи противодействия коррупции вряд ли возможно. Понятно, что только силовыми методами, уголовными репрессиями коррупцию не победить. Успешной борьба по снижению уровня коррупции может быть лишь при активном использовании целенаправленных предупредительных действий правоохранительных органов, при помощи общественности.
К силам, участвующим в борьбе с коррупцией, относится и Федеральная служба безопасности. ФСБ не запятнана коррупцией сотрудников и не нуждается в антикоррупционных мероприятиях внутри своей системы. ФСБ может использоваться в качестве «чистого» субъекта в борьбе с коррупцией. Андрей Сахаров с трибуны съезда народных депутатов говорил, что единственной некоррумпированной в СССР была служба госбезопасности, хотя он имел основания обижаться на КГБ. Сотрудники ФСБ сталкиваются с фактами коррупции в процессе выполнения своих функциональных обязанностей по обеспечению экономической безопасности, в борьбе с организованной преступностью и терроризмом.
Президент РФ Д.А.Медведев обратился к руководству ФСБ с просьбой активней использовать свои возможности в пресечении коррупционных правонарушений в экономике и социальной сфере. Несомненно, этот призыв найдёт положительный отклик и сотрудники ФСБ активизируют полезную работу в борьбе с коррупцией. К силам, занимающимся борьбой с коррупцией, относится и налоговая полиция.
В качестве средств противодействия коррупции используются законодательные правовые и нормативные акты, антикоррупционные программы, межведомственные комиссии по противодействию коррупции, системы мер борьбы с коррупцией и т. д., создаваемые и принимаемые на всех уровнях законодательных и исполнительных органов власти. Представляется, что сейчас, особенно на муниципальном уровне, имеет место увлечённость созданием разного рода документов по противодействию коррупции, вовлекающих в их реализацию огромное количество людей, служб, временных и постоянных комиссий и т. д., результативность которых будет трудно оценить. Идёт накопление опыта организации борьбы.
Следственный комитет МВД России сообщил корреспонденту «Российской газеты», что в результате действий главы банка «Новая экономическая политика» Б.Сокольского в теневой оборот неконтролируемых государством денежных средств было введено 62 млрд. рублей. Сокольский получил 7 лет тюрьмы.
Не снижается уровень коррупции в государственных монополиях, в бизнесе. По данным ряда исследователей сегодня самые крупные взятки (до трети стоимости госзаказа) платят за высокие должности в таких сферах деятельности, как:
- торговля энергоносителями и контроль за ней;
- торговля оружием и контроль за ней;
- МВД, особенно отделения по борьбе с наркотиками, по борьбе с коррупцией;
- прокуратура, как непременный участник новых коррупционных сетей.
К названным объектам следует добавить такие традиционные сферы коррупции, как:
- приватизация государственной собственности;
- таможенные и налоговые органы;
- ЖКХ, оформление земельных участков, выдача лицензий, начисление пособий, оформление инвалидности, оформление опекунства, ритуальные услуги;
- здравоохранение, образование, наука и ещё многие другие объекты с высоким коррупционным риском[21].
По общему мнению учёных и практиков, в первую очередь внимание тех, кто борется с коррупцией, должно быть направлено туда, где «крутятся» большие бюджетные деньги, отпущенные государством на развитие приоритетных национальных проектов. В этой связи особое внимание необходимо обратить на все структуры, занятые сооружением объектов сочинской Олимпиады. Именно здесь наилучшие условия для всплеска административной коррупции. Но опять же положительные результаты могут быть получены лишь при системном подходе к решению и этой задачи.
Представляется целесообразным ввести в практику правоохранительных органов, ведущих борьбу с коррупцией, на территории своего участка обслуживания разработать перечень объектов, наиболее опасных с точки зрения коррупции, провести на каждом из них моделирование и прогнозирование возможных коррупционных систем. Разработать паспорт объекта (паспорт коррупционного риска) и осуществлять целенаправленную работу в соответствии с этим документом.
Заключение
Таким образом, на основании изложенного можно сделать несколько выводов.
Борьба с коррупцией — задача непростая, но решать её нужно и возможно. Конечно, лучше должны работать правоохранительные органы, вся система по борьбе с коррупцией. Но этого недостаточно. Коррупция — явление массовое, системное, оно охватило все уровни нашей жизни. Нужно использовать что-то ещё. Необходимо нечто, влияющее на жизненную перспективу всех людей, не совместимую с коррупцией. Вместо притяжения к коррупционным действиям необходимо создать у людей поле, отталкивающее его от незаконной наживы, от взяточничества и т. д. Нужно искать дополнительные пути коррупционного размагничивания. Выше приводились примеры решения этого вопроса в других странах. Думается, это может прижиться и у нас. Здесь есть над чем поработать и психологам, и другим учёным. Полностью за короткое время переделать человека невозможно ни страхом, ни угрозами. Для каждого человека: и богатого, и бедного,-очень важно общественное признание. И этим нужно пользоваться. Можно ввести такой порядок: поработал человек добросовестно определённое время (не важно, на какой должности), награждать его медалью, орденом, за которые идёт надбавка к зарплате, льготы. Государство от этого не только ничего не потеряет, но и выиграет. При выходе на пенсию учитывать эти награды, и делать это в более широком масштабе. На фронте каждый солдат мечтал о награде и, как мог, приближал победу. Нужна умная пропаганда с акцентом на доверие к простому человеку.
Список использованной литературы
Нормативные акты
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52. Ст. 6228.
2. Закон Алтайского края от 03.06.2010 N 46-ЗС "О противодействии коррупции в Алтайском крае" (принят Постановлением АКЗС от 01.06.2010 N 290) // "Сборник законодательства Алтайского края", N 170, ч. 1, июнь, 2010, с. 22.
Литература
3. Астанин В.В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI - XX в. (криминологическое исследование): Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2001.
4. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2000.
5. Гаухман Л.Д. Коррупция и коррупционные преступления // Законность. 2000. N 6.
6. Добреньков В.И., Исправникова Н.Р. Коррупция: современные подходы к исследованию: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Альма-Матер, 2009.
7. Долгова А.И. Криминологические проблемы коррупции в России // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы.
8. Егорова Н.А. Уголовно-правовые формы борьбы с коррупцией в новых экономических условиях: Дис. ... к.ю.н. Саратов, 1996.
9. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: Инфра-М, 1997.
10. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: НОРМА, 2001.
11. Кузнецова Н.Ф. Обсуждение проблемы борьбы с коррупцией: Круглый стол // Государство и право. 1993. N 2.
12. Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005.
13. Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. М., 1991.
14. Политический словарь. М., 1958.
15. Попов В.И. Коррупция в России: состояние и проблемы // Коррупция в России: состояние и проблемы / Ред. кол.: В.И. Попов, Н.П. Водько и др. М., 1996.
16. Словарь русского языка: В 4 т. Т. 2. М., 1986.
17. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Изд. 4-е, доп. М.: Азбуковник, 1999.
18. Швыркин А.А. Воспитательное воздействие права как средство предупреждения коррупционных правонарушений // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы.
Электронные ресурсы
19. Ведяев Ю.А. О коррупции и борьбе с ней // http://www.fedinf.ru/services/
20. Лопашенко Н.А. Противодействие российской коррупции: обоснованность и достаточность уголовно-правовых мер // Экономический терроризм (интернет-журнал). URL: http://www.e-terror.ru/it2b2.
21. Россияне сравнялись по уровню коррупции с папуасами и таджиками // URL: http:// lenta.ru/ news/ 2010/ 10/26/corrupt/.
22. Стенографический отчет о заседании Совета по противодействию коррупции // URL: http://president.kremlin.ru.
23. Текст анонимного доклада Передел собственности и манипуляции с бюджетными средствами в Алтайском крае (Материалы к сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания) // http://www.inomnenie.ru/
[1] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52. Ст. 6228.
[2] Стенографический отчет о заседании Совета по противодействию коррупции // URL: http://president.kremlin.ru.
[3] Россияне сравнялись по уровню коррупции с папуасами и таджиками // URL: http:// lenta.ru/ news/ 2010/ 10/26/corrupt/.
[4] Словарь русского языка: В 4 т. Т. 2. М., 1986. С. 108.
[5] Политический словарь. М., 1958. С. 289.
[6] Криминология: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: Инфра-М, 1997. С. 501.
[7] См.: Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: НОРМА, 2001. С. 500 - 502; Долгова А.И. Криминологические проблемы коррупции в России // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. С. 151.
[8] См.: Попов В.И. Коррупция в России: состояние и проблемы // Коррупция в России: состояние и проблемы / Ред. кол.: В.И. Попов, Н.П. Водько и др. М., 1996. С. 3; Швыркин А.А. Воспитательное воздействие права как средство предупреждения коррупционных правонарушений // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. С. 224.
[9] Кузнецова Н.Ф. Обсуждение проблемы борьбы с коррупцией: Круглый стол // Государство и право. 1993. N 2. С. 135.
[10] Егорова Н.А. Уголовно-правовые формы борьбы с коррупцией в новых экономических условиях: Дис. ... к.ю.н. Саратов, 1996.
[11] Астанин В.В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI - XX в. (криминологическое исследование): Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2001. С. 6.
[12] Лопашенко Н.А. Противодействие российской коррупции: обоснованность и достаточность уголовно-правовых мер // Экономический терроризм (интернет-журнал). URL: http://www.e-terror.ru/it2b2.
[13] Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 269.
[14] Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. М., 1991. С. 5.
[15] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2000. С. 288; URL: http://www.info-law.ru.
[16] Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Изд. 4-е, доп. М.: Азбуковник, 1999.
[17] Гаухман Л.Д. Коррупция и коррупционные преступления // Законность. 2000. N 6. С. 2.
[18] Добреньков В.И., Исправникова Н.Р. Коррупция: современные подходы к исследованию: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Альма-Матер, 2009. С. 27 - 32.
[19] http://www.inomnenie.ru/
[20] В частности, основным таким актом является Закон Алтайского края от 03.06.2010 N 46-ЗС "О противодействии коррупции в Алтайском крае" (принят Постановлением АКЗС от 01.06.2010 N 290) // "Сборник законодательства Алтайского края", N 170, ч. 1, июнь, 2010, с. 22.
[21] Ведяев Ю.А. О коррупции и борьбе с ней // http://www.fedinf.ru/services/