Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:29, курсовая работа
Цель и задачи исследования: главная цель настоящего исследования - выявить причинно-следственную связь возникновения и развития коррупции в России как результат многолетней постройки бюрократической системы управления государством.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть соотношение бюрократизма и коррупции;
Определить понятия бюрократизма и коррупции;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Бюрократия и государственная служба…………………………..6
1.1.Бюрократизм и коррупция: общая характеристика……………6 1.2.Особенности бюрократизма и коррупции………………………………….17
1.3.Сущность бюрократизма и коррупции……………………………………26
Глава 2. Коррупция на стадиях формирования и функционирования государственного механизма современной России………………………33
2.1. Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в современной России……………………………………………………………..33
2.2. Влияние коррупции на формирование механизма Российского государства……………………………………………………………………….38
Глава 3. Проблемы противодействия коррупции и бюрократизма……..48
3.1. Основные пути и формы борьбы с бюрократизмом и коррупцией…….48
3.2. Меры, методы, способы борьбы с коррупцией в условиях современной России……………………………………………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..75
Характерной чертой коррупции как социально-правового явления
следует считать то, что коррупция помимо государственной и муниципальной службы и среди лиц, привлеченных к публичному управлению, имеет место в среде частного сектора, профессиональных союзах и политических партиях, в мире шоу-бизнеса, спорта, а в целом общество поражено явлением коррупции.
Несмотря на то, что коррупция получила значительное распространение в обществе, природа ее возникновения в современных исследовательских материалах вскрывается недостаточно, а в большей степени используется как инструмент измерения качества управления в системе государства или здоровья общества, отражающей эти процессы в общих чертах.
Вместе с тем коррупция в результате развития нашего общества и государства становится все более разнообразной и ее опасность проявляется
в различных аспектах, часть из которых объявляется преступными и преследуется в уголовном порядке, что определяет собой взаимоотношения
явления коррупции с правовой сферой действительности, составной частью
которой можно выделить существование и распространение особого общественного явления – коррупционной преступности. Коррупционная
преступность – это преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственных и муниципальных служащих и иных лиц, уполномоченных на выполнение публичных функций), использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды.
В современных условиях наряду с клановостью, где, как правило, не учитываются деловые, профессиональные качества, коррупция возникает и развивается в политическом, социально-экономическом, правовом и криминологическом аспектах. Развитие коррупции в условиях перехода к рынку связано с тем, что государственные функции стали предметом рыночных отношений, так как произошла частичная «приватизация» государства чиновничьим аппаратом, что приводит к возрастанию роли взятки. Как показывает многовековой опыт, взятка самый распространенный инструмент для обеспечения собственной безопасности, ухода от ответственности, выполнения незаконных сделок.
В научной литературе выделяются в основном два подхода к пониманию сущности коррупции: социальный и правовой.
Социальное понимание коррупции проявляется в изучении условий, обстоятельств совершения различных коррупционных деяний. В этом подходе делается акцент на наличии социальных явлений, порожденных социальными противоречиями в обществе, государстве, его властных структурах. В основе таких противоречий находятся различия между потребностями и возможностями, которые для каждой страны, общества, социальной группы и, наконец, индивида в зависимости от исторического развития, обычаев, традиций могут иметь свои особенности.
Одно из таких социальных противоречий – смещение целей и интересов представителей государственных органов власти, облеченных управленческими полномочиями государственных служащих, в сторону использования имеющихся возможностей для извлечения из своего служебного положения личной выгоды.
С практической точки зрения сущность коррупционных взаимоотношений будет заключаться в том, что
государственные органы власти и граждане показывают наличие различных
интересов субъектов управленческих отношений в обществе, которые приводят к социальной напряженности.
С позиций только данного направления исследования коррупции следует понимать не столько как определенное преступное поведение чиновников или должностных лиц, сколько как определенную социальную обстановку, присущую сложившейся государственной системе в исследуемый период.
Правовое понимание коррупции. Оно включено в нормы законодательства, например, в Уголовный кодекс РФ37 отдельными статьями. В юридической энциклопедии термин коррупция определяется как «преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностным лицом доверенных ему прав и властных возможностей в целях личного обогащения».
Факты коррупции, допускаемые в органах власти и управлении, чаще всего сводятся к получению незаконных доходов, которые в большей степени относятся к различным вариантам получения или дачи взяток.
Действия по передаче и приему взятки в России и др. странах противозаконны и подпадают под действие Уголовного кодекса.
О распространении этого явления говорят факты роста преступлений коррупционной направленности. Так, в 2011 году было осуждено 17000 коррупционеров, из них за получение взятки понесли уголовное наказание 2300 россиян, а за дачу взятки – 3000 соотечественников.
О том, что коррупция может рассматриваться с позиций подкупности и продажности чиновников, должностных лиц, общественных и политических деятелей находят свое подтверждение в таких фактах, что, по мнению специалистов, государство и его функции становятся в России предметом рыночных отношений. В результате этого возникает ситуация, когда должностное лицо принимает противоправное или иное морально не приемлемое решение для общества, из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона, и само должностное лицо получает от нее незаконное вознаграждение. Характерная особенность такой ситуации заключается в том, что принимаемые решения нарушают закон или неписанные общественные нормы, но обе стороны действуют по обоюдному согласию, получая незаконные выгоды. При этом обе стороны полученные выгоды и осуществленные действия стараются скрыть.
Коррупция непосредственно влияет на общественные ценности и устои
государства. Поэтому коррупция уже затрагивает интересы не только отдельных граждан, социальных групп, а безопасность общества и государства. Отсюда коррупция рассматривается как «преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях удовлетворения собственных или иных лиц потребностей.
Давая оценку социального и юридического подхода можно заметить определенное преимущество юридического подхода, которое состоит в четкости и определенности коррупционных проявлений. Зафиксированные в
законе разрешения и запреты определяют поведенческие ориентиры как для
общества в целом, так и для определенных социальных групп, граждан. Однако такой подход не лишен недостатков с юридической и этической стороны. С одной стороны правовые меры и запреты не охватывают все спектры конкретных возможных проявлений коррупции, так как появляются новые виды преступной деятельности, не нашедшей отражение в законодательстве, изменяется традиционный порядок коррупционных проявлений38.
Глава 2. Коррупция на стадиях формирования и функционирования государственного механизма современной России.
2.1. Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в современной России.
Проблема коррупции является следствием большого количества факторов и механизмов. Один из факторов распространенности коррупции - сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти39. Положение усугубляется тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной деятельностью государственных служащих, четкое распределение компетенции, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей. Следствие этого - чрезмерная медлительность, волокита, связанные как с организационными недостатками, так и с низкой профессиональной компетентностью персонала. Провести грань между организационной неразберихой и стимулированием коррупционного поведения граждан бывает подчас очень сложно. Коррупцию порождают неоправданно большое количество запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы защиты интересов граждан, вовлеченных в деятельность органов государственной власти40.
К организационным факторам коррупции следует отнести несбалансированность прав и ответственности государственных служащих, нестабильность служебного положения, широкое распространение административного усмотрения, явное несоответствие потенциальных возможностей перераспределения собственности и низкого денежного содержания государственных служащих.
Есть много причин, объясняющих сложившуюся в России тревожную ситуацию с коррупцией, но среди них наиболее важные следующие:
1. Слабость верховной государственной власти. Уже 10 лет в стране нет не только социального, но и политического консенсуса. Страну сотрясали постоянные противоречия между исполнительной и законодательной властями; между различными группировками в самой исполнительной власти, за чем легко просматривались столкновения интересов различных группировок и классов бюрократического капитала; между федеральным центром и регионами (что ставило под угрозу процесс становления новой российской государственности). Фактическая дисфункциональность государственной системы дезорганизовала работу правоохранительных органов, и после первоначальной дезориентации они довольно быстро вписались в процессы формирования бюрократического капитализма, обслуживая, в первую очередь, интересы “новых русских” и не забывая при этом и о своих собственных корыстных интересах41.
2. Отсутствие национальной стратегии развития и политика “минимизации государства”. С самого начала у российских либералов и демократов отсутствовала какая-либо стратегия национального экономического развития. Идеология “минимизации государства”, исповедываемая некоторыми реформаторами, на практике свелась к полной минимизации регулирующей роли государства (что ни в коей мере не соответствует реалиям высокоразвитых западных государств).
3. “Раскрепощение” бюрократии. После полного устранения идеологической номенклатуры в результате провалившегося путча августа 1991 г. и формирования правительства Ельцина - Гайдара (1991-1992 гг.) наступила эра полного раскрепощения бюрократии. Она получила свободу, граничащую с анархией. Это означало вместе с тем и наступление эры “беспредела”.
По мнению С. Глазьева, главная причина коррупции - это тотальная безответственность исполнительной власти42. В рамках действующей Конституции и российского законодательства исполнительная власть ни за что ни перед кем не отвечает. Чиновник высокого ранга назначается либо правительством, либо президентом - без обсуждения кандидатуры в органах представительной власти. Известно, что коррупция появилась не вчера. Люди, которые рассчитывают на какие-то дивиденды, проталкивают своих партнеров на министерские и прочие ключевые посты. Для них это бизнес. И при этом никакой реальной процедуры оценки кадров в России при назначениях на высшие должности сегодня нет. Нет потому, что отсутствует ответственность исполнительной власти перед представительной властью, перед судебной, перед законом и обществом43.
Главные причины здесь две. Первая - изъяны Конституции России, которые вывели исполнительную власть из-под контроля других ветвей власти. Вторая - это недостатки действующей правовой системы. Она не устанавливает персональной ответственности чиновника за выполнение порученных ему функций. Скажем, чиновник может с корыстной целью принять решение, которое обогатит кого-то на миллиарды долларов. Но при этом, если он не пойман с поличным на получении взятки, доказать совершение им преступления практически невозможно. Поэтому у нас и возникают такие структуры, как Фонд спорта (который, по данным Счетной палаты, получил льготы на 50 триллионов рублей). Или, например, залоговые аукционы, которые, опять же по заключению Счетной палаты, являются притворными сделками. Все прекрасно понимают, что это сговор, что в результате его была осуществлена крупномасштабная раздача государственного имущества "под ковром". Хорошо известно, что на каждый случай приватизации приходится одно правонарушение.
Все это стало возможным потому, что существуют только две статьи Уголовного кодекса, по которым можно привлечь коррупционеров: халатность и превышение служебных полномочий. Правовая система ответственности чиновников за выполнение своих функций создавалась в советское время, такой она и осталась. Но в то время был партийный и народный контроль. И борьба с коррупцией жестко велась партийными органами44.
Фактически сейчас нет другого механизма контроля над чиновником, кроме президента. Однако реально даже он не может контролировать то, что делает правительство, то есть высшие чиновники исполнительной власти. Это просто физически невозможно. Соответственно чиновника никто и ничто не контролирует. Это порождает массу возможностей для злоупотреблений.
Для того чтобы доказать корыстный умысел, нужно провести большое расследование. Однако люди, которые оперируют десятками триллионов рублей или миллиардами долларов, достаточно искушены, чтобы не быть уличенными в получении взяток. В результате у нас ловят "мелкую рыбешку" за взятку в 100 долларов, а виновные в расхищении государственного имущества на миллиарды долларов отделываются статьями УК за халатность или злоупотребление служебным положением.
Эти статьи уникальны. Они предполагают ответственность от 50 минимальных зарплат и до 10 лет тюрьмы. И суд, который также ни перед кем не отвечает, сам решает, какое наказание применить в конкретном случае. Если сопоставить размах коррупции с зарплатами чиновников и судей, то станет понятно: управляет страной тот, у кого есть большие деньги.
Ещё одна причина – это слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Спад социально-экономического положения граждан, всегда сопровождающий начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, - все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней.
Информация о работе Проблемы противодействия коррупции и бюрократизма