Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:29, курсовая работа
Цель и задачи исследования: главная цель настоящего исследования - выявить причинно-следственную связь возникновения и развития коррупции в России как результат многолетней постройки бюрократической системы управления государством.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть соотношение бюрократизма и коррупции;
Определить понятия бюрократизма и коррупции;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Бюрократия и государственная служба…………………………..6
1.1.Бюрократизм и коррупция: общая характеристика……………6 1.2.Особенности бюрократизма и коррупции………………………………….17
1.3.Сущность бюрократизма и коррупции……………………………………26
Глава 2. Коррупция на стадиях формирования и функционирования государственного механизма современной России………………………33
2.1. Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в современной России……………………………………………………………..33
2.2. Влияние коррупции на формирование механизма Российского государства……………………………………………………………………….38
Глава 3. Проблемы противодействия коррупции и бюрократизма……..48
3.1. Основные пути и формы борьбы с бюрократизмом и коррупцией…….48
3.2. Меры, методы, способы борьбы с коррупцией в условиях современной России……………………………………………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..75
В настоящее время подписан и действует
ряд документов, например, Конвенция ООН
против коррупции, Конвенция Совета Европы
"Об уголовной ответственности за коррупцию".
Эти и другие акты, касающиеся деятельности предупреждения
и пресечения коррупции, содержат в себе
целый ряд административных предписаний,
направленных на предупреждение и пресечение
коррупции, однако их нормативный и организационный
потенциал используется сегодня далеко
не в полном объеме.
Анализ КоАП РФ58 показывает, что только одной статьи,
предусматривающей ответственность за
незаконное вознаграждение от имени юридического
лица, явно недостаточно, необходимо введение
дополнительных составов административных
правонарушений, которые будут предусматривать
ответственность за нарушение предписаний
Закона "О противодействии коррупции".
Как отмечается в научной литературе, основной массив административных дел с признаками, которые указывают на наличие коррупции, образуют жалобы на неправомерные действия должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В год таких жалоб насчитывается до 120 тысяч. Нередко при рассмотрении публично-правовых споров судебные органы оказываются погруженными в коррупционные интересы их участников, произвольно используя при этом право на судейское усмотрение при назначении наказания между низшим и высшим его пределом, а также при квалификации деяний, которые могут стать предметом коррупционной сделки. Эти и другие обстоятельства способствуют объективной необходимости создания действенных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления.
Нужно отметить, что подход к решению вопросов, касающихся предупреждения и пресечения коррупционных проявлений в деятельности служащих органов государственной власти и управления, может быть достаточно разнообразным.
Следует согласиться с тем, что в настоящее
время нужно:
- добиться грамотного, с правовой точки
зрения, использования всеми служащими своих прав и обязанностей;
- добиться соблюдения правил
служебного поведения со
- строго оценивать деятельность
и поведение служащих с
- обеспечить соблюдение запрета
замещать после увольнения с
государственной и
В настоящее время для формирования честного,
компетентного и дисциплинированного
корпуса служащих органов государственной
власти и управления необходим комплекс
организационных мероприятий, которые касаются:
- порядка отбора кадров на государственную
и муниципальную службу, а также создания
четких объективных критериев для их карьерного
роста, что будет давать возможность заниматься
повышением квалификации, а также созданием
положительного имиджа для института
публичной службы;
- обеспечения государственным и муниципальным
служащим достойной оплаты их труда, а
также набора социальных льгот, что в определенной
степени будет стимулировать их труд;
- формирования режима
- создания эффективных
В завершение
еще раз подчеркнем, что проблемы предупреждения
и пресечения коррупции в органах государственной
власти и управления требуют системного
подхода. Уровень развития коррупции,
степень ее общественной опасности, а
также разнообразные формы ее проявления
требуют адекватных мер реагирования
всех государственных институтов и структур.
Кроме того, как уже неоднократно отмечалось,
борьба с коррупцией может дать определенные
позитивные результаты только при участии
в соответствующих антикоррупционных
мероприятиях большинства институтов
гражданского общества России.
Одним из основных базовых ресурсов противодействия коррупции в нашей стране является придание российскому законодательству антикоррупционной направленности. Для этого требуется серьезная «инвентаризация» норм, регулирующих все основные сферы функционирования экономики, системы управления, правоохранительной и иных видов деятельности государства.
Требуется введение во всех сферах законотворчества обязательной независимой правовой антикоррупционной экспертизы законопроектов в период их разработки и обсуждения в Государственной Думе, Совете Федерации, законодательных органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления. Необходимо предусмотреть порядок, при котором министерство или иной исполнительный орган, выступающий с той или иной законодательной инициативой, вместе с проектом соответствующего правового акта представляет заключение о независимой антикоррупционной экспертизе. При этом следует четко определить правовые механизмы, обеспечивающие независимость экспертов и исключающие возможность использования этого института в коррупционных целях.
Независимая антикоррупционная экспертиза должна быть направлена на то, чтобы каждый Закон содержал четкие юридические дефиниции, исключал неоднозначные формулировки, обладал понятийным аппаратом, характерным для отечественной правовой системы и в целом понятным не только юристам, но и рядовым гражданам, обладающим минимумом правовой культуры. Закон не должен содержать коллизионных норм, а также чрезмерного количества отсылочных норм, наличие которых по наиболее принципиальным вопросам вообще недопустимо. Более того, для обсуждаемых и принимаемых законопроектов желательно уже иметь проекты тех подзаконных нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления, принятие которых предусматривает данный закон.
В определении компетенции государственных органов законы должны содержать четкое установление объема прерогатив органа, должностного лица, хозяйствующего субъекта в части совершения ими юридически значимых действий. При этом должно быть исключено дублирование полномочий различных государственных органов. Законы и законопроекты должны ограничивать чрезмерно широкую свободу усмотрения правоприменителя. При этом должен быть исключен чрезмерно широкий диапазон санкций за нарушение включаемых в закон правовых норм. Если же такой диапазон санкций в отдельных случаях все же необходим, он должен сопровождаться определенными критериями для установления величины этих санкций в рамках предусмотренного для них диапазона. Это позволит существенно сократить свободу волеусмотрения правоприменителя, сделать его решения более предметными и обоснованными.
В целях выявления норм права, которые используются в коррупционных целях, и последующей корректировки действующего законодательства необходимо постоянно вести мониторинг законов и иных нормативных правовых актов. Делать это следует в едином согласованном формате, с применением современных компьютерных технологий обработки информации и на добротной методологической основе.
В настоящее время эксперты подкомиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам противодействия коррупции ведут так называемый «Реестр коррупционных ниш» действующего законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации на основе специально разработанной компьютерной программы. Этот программный комплекс позволяет не только формировать базу данных, но и предоставляет возможность всем заинтересованным гражданам и организациям через сайт подкомиссии в Интернете знакомиться с этой базой данных и пополнять ее своими оценками и предложениями. Данный Реестр предусматривает систематизацию «коррупционных ниш» по различным отраслям законодательства — о банкротстве, валютном контроле, государственной и военной службе, земле, рекламе, в сфере импортно-экспортного, избирательного, налогового, таможенного, уголовного законодательства, по видам нормативных правовых актов. Помимо перечня «коррупционных ниш», Реестр включает в себя их формуляры, содержащие исчерпывающие характеристики, механизмы и примеры их реализации, предлагаемые пути ликвидации таких «ниш». Развернутая Общественной палатой работа может стать основой для последующего ее усовершенствования на более высоком научно-правовом и технологическом уровне.
Перевод этой работы на постоянную и серьезную профессиональную основу позволит в сжатые сроки всем органам государственной власти и местного самоуправления своевременно предпринять меры по корректировке нормативно-правового регулирования той или иной сферы деятельности. Разумеется, эта работа должна координироваться одним из государственных органов, методологически сопровождаться конкретным научно-образовательным учреждением и обеспечиваться самыми современными техническими средствами60.
Ознакомление широкой общественности с этой базой данных позволит активизировать деятельность институтов гражданского общества по воздействию на те органы власти, которые через свое нормотворчество создают условия для распространения и развития коррупции в обществе.
Учитывая чрезвычайную опасность широкого распространения коррупции в сфере органов государственной власти, требуется ввести в уголовное законодательство более жесткие меры уголовного преследования за преступления против государственной службы. При этом необходима соответствующая корректировка в сторону ужесточения не только правовых норм, устанавливающих уголовную ответственность за преступления, относимые к коррупционным, но и тех норм, которые определяют последствия привлечения соответствующих лиц к уголовной ответственности.
В качестве предупредительной меры необходимо увеличение сроков погашения судимости и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью для лиц, имеющих судимости за должностные преступления. Очевидно, что возможность поражения в профессиональном и социальном статусе остановила бы многих колеблющихся лиц от соблазна вымогать взятку или других преступлений коррупционного характера.
Необходимо введение целого комплекса правовых норм, которые позволят эффективно использовать институт конфискации в антикоррупционных целях, поскольку преступники умело прячут свои доходы, оформляют незаконно нажитое имущество на членов своей семьи и других подставных лиц, «распыляют» его через многочисленные посреднические структуры.
Назрела необходимость на порядок увеличить штрафы за коррупционные преступления, так как нынешние его размеры до одного миллиона рублей лишь побуждают коррупционеров к более активным и масштабным действиям, поскольку полученное преступным путем имущество, стоимость которого намного превышает размер штрафа, остается в их распоряжении61.
Наряду с ужесточением наказания за коррупционные правонарушения, необходимо формирование законодательства, направленного на предупреждение коррупционных проявлений, а не только на борьбу с её последствиями. Об этом довольно однозначно высказался и Президент России на Всероссийском совещании руководителей правоохранительных органов в ноябре 2006 года. Требуется законодательное установление:
- жестких стандартов поведения
государственных и
- запретов на использование
государственным или
- недопустимости в течение
- мер финансового контроля, применяемых не только непосредственно к государственному или муниципальному служащему, но и к членам его семьи; мировая практика свидетельствует, что наиболее эффективными среди них являются требования о предоставлении информации обо всех коммерческих и некоммерческих организациях, с которыми имеют отношения и в которых имеет финансовый интерес как сам служащий, так и члены его семьи, о наличии недвижимости, акций, денежных средств в банках и иные сведения об имуществе у всех членов семьи государственных служащих;
- правовых мер по привлечению
судей к дисциплинарной и
- оснований для обжалования
решений квалификационных
- правовых норм о незаконном
обогащении, в соответствии с
которыми все доходы и
Назрела необходимость пересмотреть целесообразность существования раздела Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, который определяет особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, поскольку это противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой все равны перед законом и судом.
Информация о работе Проблемы противодействия коррупции и бюрократизма