Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:14, статья
На сегодняшний день проблема коррупции является одним из главных вопросов, актуальных не только для Казахстана, но и для большинства стран мира. Коррупция не знает границ. Она имеет повсеместное распространение. Сегодня понятие «коррупция» часто упоминается в журналах и газетных статьях многих изданий мира.
ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
                              
                              
Под коррупцией понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
Шумерский царь Лагаша, которого звали Урукагина был первым правителем, при котором упоминается о борьбе с коррупцией. Данные упоминания относятся ко второй половине XXIV века до н. э. Первый трактат, где открыто обсуждалось такое явление, как коррупция, назывался «Артхашастра». Он был опубликовал один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э под псевдонимом Каутилья. В трактате министр сделал вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».[1]
Можно сказать что 
коррупция – это 
Мировая практика показывает, что коррупция является неизбежным атрибутом стран переходного периода, к которым относится и Казахстан. Одними из главных причин коррупции, по нашему мнению являются: низкая заработная плата граждан и в том числе госслужащих, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти, слабая кадровая политика государства, низкое качество работы судебной системы, кумовство, пассивное отношение общества к своеволию и беззаконию со стороны власти.[1]
Коррупция наносит непоправимый вред как государству в целом, так и каждому гражданину, являющемуся частичкой этого государства. Коррупция приводит к неэффективному использованию государственных средств, часть которых уходит на личное обогащение госчиновников;
- снижению инвестиций в экономику и замедлению роста предпринимательства из-за выстраиваемых барьеров в попытке выманить взятку;
- государственный аппарат начинает превращаться в мафиозную структуру, что постепенно приводит к политической нелигитимности власти
В нынешнее время проводят множество исследований, мониторингов стран по уровню коррумпированности. Наиболее значимые из них – Индекс Восприятия Коррупции, Индекс Плательщиков Взятки, Международный Обзор Жертв Преступности, Индекс Непрозрачности, Система Оценки Государственной Чистоты, Индекс Глобализации и многие другие.[1]
Для Казахстана преодоление 
коррупции является одним из главных 
направлений государственной 
Казахстан первым среди стран СНГ разработал и принял Закон "О борьбе с коррупцией", который направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности РК от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности. [3]
Борьбу с коррупцией в 
пределах своей компетенции обязаны 
вести все государственные 
В статье 7 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» закреплены гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией: Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, находится под защитой государства и поощряется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. Информация о лице, оказывающем содействие в борьбе с коррупцией, является государственной тайной. Разглашение этой информации влечет ответственность, установленную вышеуказанным Законом. [3]
В случае необходимости органы, ведущие борьбу с коррупцией, обеспечивают личную безопасность лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией.[3]
   В Статье 13-1. Сроки наложения 
дисциплинарных взысканий за  
совершение коррупционных правонарушений 
и правонарушений, создающих 
условия для коррупции говорится:
В случае совершения коррупционного правонарушения либо правонарушения, создающего условия для коррупции, лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом дисциплинарное взыскание налагается не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка и не может быть наложено позднее одного года со дня совершения проступка.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в деяниях лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, признаков коррупционного административного правонарушения или дисциплинарного проступка взыскание может быть наложено в сроки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
Не только закон ‘’О Борьбе с коррупцией’ ’устанавливает правила. но и «Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан»[4]
В ст. 3 «Антикоррупционное поведение 
государственных служащих» поясняется: 
Государственные служащие должны противостоять 
проявлениям коррупции, не допускать коррупционных 
правонарушений либо деяний, сопряженных 
с коррупцией или создающих условия для 
коррупции. 
      Государственные служащие должны пресекать 
факты коррупционных правонарушений со 
стороны других государственных служащих.
Если государственный 
служащий располагает достоверной 
информацией о коррупционном 
правонарушении, он должен принять 
необходимые меры по предотвращению 
и прекращению такого правонарушения. 
      К необходимым мерам относятся информирование 
уполномоченных государственных органов 
и информирование вышестоящего руководителя, 
руководства государственного органа.
После получения 
информации о коррупционном правонарушении 
руководство государственного органа принимает 
по ним соответствующие меры, в том числе 
по защите государственного служащего, 
если в его действиях нет нарушений законодательства, 
от незаконного преследования, негативно 
влияющего на дальнейшую служебную деятельность 
государственного служащего, его права 
и законные интересы. 
      Государственные служащие своими действиями 
и решениями не должны допускать административных 
и иных препятствий, затрудняющих реализацию 
физическими и юридическими лицами своих 
прав и законных интересов. В случае выявления 
таких фактов государственные служащие 
должны принимать меры по их устранению. 
      Государственные служащие должны использовать 
все возможности по предотвращению экономического 
ущерба государству, не допускать инициирования 
проверок в личных интересах и интересах 
третьих лиц. 
      Государственные служащие не должны использовать 
свои должностные полномочия и связанные 
с ними возможности для получения личной 
имущественной и неимущественной выгоды. 
      Государственные служащие должны принимать 
меры по недопущению конфликта интересов. 
      При возникновении конфликта интересов, 
то есть ситуации, при которой возникает 
противоречие между личной заинтересованностью 
государственного служащего и надлежащим 
исполнением им своих должностных полномочий 
или законными интересами физических 
и юридических лиц, государства, способное 
привести к причинению вреда этим законным 
интересам, государственный служащий 
обязан принять меры по его предотвращению 
и урегулированию, предусмотренные законодательством 
Республики Казахстан о государственной 
службе.[4]
Подводя итоги вышесказанного можно сделать вывод - для борьбы с коррупцией в Республике Казахстан сформирована законодательная база, а именно: Закон «О борьбе с коррупцией», Указ Президента «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности госорганов и должностных лиц», а также ряд программ, нацеленных на сокращение размеров теневой экономики, борьбу с правонарушениями в сфере экономики и т.д. Теперь от каждого из нас, как от гражданина своей страны, на какой ступеньке общества мы бы не находились, зависит – сумеем ли мы преодолеть явление коррупции, сделать шаг вперёд в развитии как страны так и каждого человека в целом.
Литература:
 
Информация о работе Проблемы коррупции в Республике Казахстан