Понятие и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.

Файлы: 1 файл

Правоведение_all.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

Правовая политика — это стратегия и тактика правового регулирования общественных отношений. Она может быть правотворческой и правоприменительной.

Правотворческая политика обусловливает подходы и разработки нормативно-правовых актов, оценки требующей законодательного регулирования общественной ситуации, стратегию развития законодательства. Правоприменительная политика, составной частью которой является политика правоохранительная, включает в себя принципы реализации права, стратегию и тактику применения норм права.

Во-вторых, в качестве главных цементирующих элементов правовой системы выступают право и выражающее его законодательство (точнее, система права и система законодательства). Именно вокруг них группируются остальные элементы правовой системы.

В-третьих, правовые отношения, представляющие собой динамику права и форму его жизни. Правовые отношения, будучи разновидностью общественных отношений, возникают на основе норм права, имеют волевой характер, характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей, реализация которых обеспечена возможностью государственного принуждения.

Структура правоотношений выглядит как связь взаимодействия прав и обязанностей его участников. Так, в трудовом правоотношении праву работодателя требовать выполнения общественной работы соответствует обязанность работника выполнять такую работу. Праву работника на получение заработной платы соответствует обязанность нанимателя выплачивать ее в установленные сроки. Это пример двустороннего правоотношения: в нем участвуют две стороны, каждая из которых имеет свои права и обязанности. Гражданские правоотношения бывают и односторонними: здесь также индивидуализированы субъекты. Но у одного из них есть только обязанность, а у другого — право требовать ее исполнения (например, договор займа).

Существуют правоотношения, в которых участвуют не две, а три и более сторон. Например, при купле-продаже через посредника; при договоре подряда, когда партнерами-заказчиками являются генеральный подрядчик и несколько (часто множество) субподрядчиков. Но увеличение числа участников правоотношений не меняет их структурного типа: каждому праву одной стороны соответствует обязанность другой стороны, заранее известной, определенной законом и договором.

Рассмотренные правоотношения называются относительными. «Относительны» они потому, что все их участники четко определены законом и договором и никакие другие лица прав и обязанностей в них не имеют. Однако есть и правоотношения с принципиально иной структурой.

В них определена только одна управленческая сторона. Классический пример — право собственности, состоящее из правомочий владения, пользования и распоряжения вещью. Праву собственника противостоит обязанность всех других лиц не препятствовать свободному осуществлению им своего права. Такие правоотношения называются абсолютными.

В теории права различают также регулятивные и охранительные правоотношения. Первые в известной мере первичны, связаны с установлением прав и обязанностей сторон и их реализацией. Вторые возникают, когда нарушены права или не исполнены обязанности, когда интересы участников правоотношений или всего общества нуждаются в правовой защите. Регулятивными являются гражданские, трудовые, семейные и многие другие правоотношения. Процессуальные отношения — охранительные.

В-четвертых, юридическая практика - важный элемент правовой системы, ибо связан с деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. Юридическая практика - это всегда определенный результат или правотворческой, или правоприменительной деятельности.

Юридическая практика — это деятельность по изданию (нормотворчество, толкование, реализация) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

С точки зрения формы юридическая практика включает в себя два основных компонента: юридическую деятельность и социально-правовой опыт. Элементами содержания юридической деятельности выступают ее объекты, субъекты, юридические действия, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий.

В свою очередь социально-правовой опыт может отражать как совокупный итог всей практической деятельности, так и отдельные ее моменты. Составными элементами социально-правового опыта являются правоположения, т.е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные, как правило, в ходе многолетней практики предписания общего характера, которые аккумулируют социально-ценные и стабильные фрагменты той или иной практической деятельности. Правоположения бывают правотворческими и правоприменительными, судебными и нотариальными, регулятивными и охранительными, обязательными и рекомендательными.

Юридическая практика осуществляется в определенной форме, которая имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внешнюю сторону составляют разнообразные юридические акты — документы (нормативно-правовые, правоприменительные, интерпретационные), в которых закрепляются правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения. К внутренней стороне формы, т.е. способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное оформление практики, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и время совершения действий, процессуальные гарантии, условия и процедуру принятия и исполнения решений, порядок их закрепления и опротестования (обжалования) и другие процедурные требования, связывающие в единое целое разнообразные свойства и элементы осуществляемой практической деятельности.

В-пятых, юридическая техника — это совокупность специфических правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений.

Юридическая техника делится на законодательную (нормотворческую) и правоприменительную.

Законодательная техника включает в себя разнообразные способы и приемы:

а) построения нормативно-правового акта, т. е. его структуру (преамбула, основная часть, заключительные положения), рубрикацию (части, разделы, параграфы, пункты), официальные атрибуты (наименование акта и органа, его издавшего, подпись соответствующего лица);

б) формулирования и изложения акта (язык и стиль);

в) опубликования нормативно-правовых актов (сроки, порядок, источник опубликования, техника и порядок перевода с одного языка на другой).

Правоприменительная техника не менее разнообразна и включает в себя способы и приемы толкования юридических норм, квалификации деяния, построения правоприменительного акта и др.

Среди средств юридической техники есть и такие, которые играют очень важную роль в правовом регулировании общественных отношений.

Речь идет об аксиомах, юридических конструкциях, правовых символах, презумпциях и фикциях.

Правовая аксиома - это положение, которое принимается в юридической науке и законодательстве без доказательств, в силу его убедительности и истинности. Например, «закон обратной силы не имеет», «нет преступления и нет проступка, как нет наказания и нет проступка, если нет закона»; «нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».

Нарушение правовых аксиом, их игнорирование приводит к произволу и юридическому хаосу.

Юридическая конструкция — это специфическое построение нормативно-правового материала по тому или иному типу связи между его элементами.

Юридические конструкции представляют собой плод многолетней, а нередко и многовековой мыслительной деятельности и вызваны к жизни объективными потребностями урегулирования человеческих отношений.

Например, в случае совершения преступления лицо, осуществляющее предварительное расследование, исходит из конструкции состава преступления: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Эта конструкция четко определяет программу и порядок действий следователя и судьи.

Правовые символы — это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания. Например, герб, флаг.

Правовая презумпция (от лат. Praesumptio — предположение) — это предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.

Существенным признаком презумпций является их предположительный характер. Презумпции — это обобщения не достоверные, а вероятные. Однако степень их вероятности очень велика и основывается она на связи между предметами и явлениями объективного мира и повторяемости повседневных жизненных признаков.

В целом презумпции выступают в качестве способа, облегчающего достижение истины. В свою очередь правовые презумпции, являющиеся разновидностью общих презумпций, отражают обычный порядок связей между предметами и явлениями только в сфере права либо только в связи с правом.

Многочисленные правовые презумпции делятся на виды. По факту правового закрепления презумпции бывают фактическими и законными. Фактические презумпции в законе не выражены и поэтому не имеют юридического значения. Законные презумпции — это предположения, прямо или косвенно закрепленные в законодательстве. По сфере действия различаются общеправовые и отраслевые презумпции. Отраслевая презумпция действует только в пределах одной отрасли права.

Общеправовые презумпции действуют во всех без исключения отраслях отечественного права. Они превратились в своего рода общеправовые принципы. В современных правовых системах — это презумпция добропорядочности граждан, находящая выражение в уголовном процессе в презумпции невиновности обвиняемого, презумпция знания закона, презумпция истинности нормативно-правового акта.

Правовая фикция (от лат. fictio — вымысел) — это несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным. Например, фиктивным является положение уголовного законодательства, в силу которого судимость лица признается несуществующей, если она снята либо погашена в установленном законом порядке и др.

Завершая описание правовой системы, следует указать, что она не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная правовая система может изменяться. Меняется как перечень ее компонентов, так и наши представления о ней.

3. 2. Понятие правовая семья

В каждой стране действует своя правовая система, что позволяет говорить о самобытности систем. Однако наряду со спецификой в каждой правовой системе есть и элементы сходства, позволяющие объединять отдельные семьи в группы. Эти группы были названы выдающимся французским юристом Р. Давидом «правовыми семьями».

Под правовой семьей понимается совокупность правовых систем, объединенных общностью пути исторического формирования, общностью источников, форм закрепления и выражения норм права, структурным единством, единством понятийно-категориального аппарата.

С учетом сказанного выделяют следующие правовые семьи:

1) романо-германскую правовую семью;

2) семью англосаксонского общего права;

3) религиозно-правовые семьи;

4) семью социалистического права;

5) семью обычного права.

К романо-германской семье относятся правовые системы, возникшие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право, являются результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Господствующая роль в таких системах принадлежит закону и в первую очередь кодексу. Романо-германская правовая семья, существовавшая сначала в странах континентальной Европы, затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, некоторые страны Азии. Этот процесс объяснялся колонизаторской деятельностью многих европейских стран, а также высоким уровнем кодификации в этих странах в XIX веке, которую можно было использовать как образец для создания собственного права.

Семья англосаксонского общего права своими корнями уходит в правовую систему Англии. Эта система развивалась автономно и связь с Европейским континентом не оказала на нее существенного влияния. Английские юристы любят подчеркивать историческую самобытность и преемственность своего права.

Наряду с английской правовой системой, в данную семью входят системы США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и еще тридцати двух стран Британского Содружества наций.

Историческими корнями английское право уходит в далекое прошлое. После норманнского завоевания Англии (1066) основная нагрузка в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. В их деятельности постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем все суды (общее право). Однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным для всех судей,  появился судебный прецедент.

С течением времени возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер: решая спорные дела, с которыми обращались к королю, он создал так называемое право справедливости. Оно также стало составной частью прецедентного права. Но прецеденты здесь создавались иным путем и касались других отношений, чем общее право.

Реформа 1873—1875 годов слила общее право и право справедливости в единую систему прецедентного права.

Сегодня английское право традиционно продолжает оставаться в основном судебным, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения конкретных дел. Такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем. Но одновременно придает праву большую казуистичность и меньшую определенность.

Информация о работе Понятие и функции государства