Понятие и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.

Файлы: 1 файл

Правоведение_all.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

Норма права имеет все те черты, которые свойственны любой норме. Она представляет собой общее правило, которое действует непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и бесчисленного количества случаев. Вместе с тем норма права обладает и специфическими признаками, присущими только ей. Назовем их по порядку.

1. Общеобязательность. Норма права имеет общеобязательный характер и выражена в виде государственного предписания и обеспечена государственной поддержкой.

2. Неперсонифицированность. Норма права обращена не к отдельному лицу (персоне), а ко всему обществу или его части.

3. Формальная определенность. Норма права выражена в письменном виде, строго определенными способами.

4. Системность. Норма права находится в определенной связи с определенным соотношением с другими нормами права. Она входит в состав правовых институтов и отраслей права.

5. Многократность применения. Это означает, что правовая норма создается для многократного применения и использования, если иное не оговорено в самой норме.

6. Наличие представительно обязывающего характера. Предоставляя одним субъектам права, нормы права возлагают на других субъектов обязанности по обеспечению субъективных прав.

Приведенные выше признаки позволяют дать развернутое определение правовой нормы.

Норма права — это общеобязательное правило поведения, выраженное в нормативно-правовых актах, иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения субъектов права.

4. 2. Структура нормы права

При использовании нормативно-правовых актов и иных источников права необходимо точное уяснение деталей и тонкостей каждой юридической нормы. Это предполагает знание структуры нормы права, которая представляет собой упорядоченную совокупность необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. В структуре нормы права выделяются три элемента:

Гипотеза — указание на условия, при которых возникают права и обязанности.

Диспозиция — указание на сами права и обязанности, в совокупности составляющие модель поведения.

Санкция — указание на последствия, наступающие при нарушении нормы.

В целом модель структуры правовой нормы может быть представлена в виде условно-подчиненного предложения: «если..., то..., иначе...». Например, «Если заключен договор о залоге, то он должен быть совершен в письменном виде, а иначе договор является недействительным».

Между правовыми нормами существует своего рода разделение труда, они специализированы на выполнении какой-то одной юридической операции. В связи с этим особое значение приобретает деление правовых норм на виды. Главным является деление норм права по функциям права — на регулятивные и охранительные.

Регулятивная норма определяет субъективные права и юридические обязанности субъектов права, условия их возникновения и действия.

Охранительная норма определяет условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих норм.

Анализируя структуру правовой нормы, необходимо учитывать, что в регулятивных нормах, как правило, реально имеются такие элементы, как гипотеза и диспозиция; а в охранительных нормах гипотеза и диспозиция сливаются воедино (указание на правонарушение) и присутствует санкция.

В свою очередь регулятивные нормы делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы определяют права участников общественных отношений. Обязывающие нормы возлагают на субъектов права обязанности по совершению каких-либо положительных действий. Запрещающие нормы устанавливают обязанность воздержаться от недозволенных действий. С делением форм права на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы связано деление норм права по методам правового регулирования на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные нормы в целом совпадают с управомочивающими, так как предоставляют сторонам регулируемого отношения возможность самим определять права и обязанности в отдельных случаях. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Диспозитивные нормы, именуемые еще «восполнительными», характерны для частного права — той области права, где регулирование осуществляется, прежде всего, самими субъектами права.

Диспозитивным нормам противопоставляются императивные нормы, выраженные в категорических предписаниях и действующие независимо от усмотрения субъектов права. Они совпадают с обязывающими и запрещающими.

Помимо вышеуказанных классификаций нормы права могут быть поделены в соответствии с отраслевой принадлежностью на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного и т.д. права.

В соответствии с характером правовых норм они подразделяются на материальные и процессуальные.

Наконец, выделяют специализированные нормы, к которым относятся:

- дефинитивные (нормы-определения), определяющие юридические понятия (преступление, ценная бумага и т.д.);

- нормы-принципы, вводящие основополагающие начала правового регулирования, например, «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ);

- поощрительные нормы (например, правила выплаты премий).

К специализированным нормам относятся и коллизионные нормы. О них следует сказать особо.

Правовая коллизия — это взаимное несоответствие правовых норм, регулирующих одинаковые общественные отношения. В ряде случаев, когда наблюдается такое несоответствие, нормы предпочитают сохранить, «связав» их между собой так, чтобы в случаях противоречий действовал юридический механизм.

Наиболее оправданным и эффективным средством являются коллизионные нормы, которые давно применяются в международном частном праве для разрешения коллизионных ситуаций.

Коллизионная норма отличается от традиционных норм права. В ней есть два структурных элемента — «объем» и «привязка». Объем коллизионной нормы отражает содержащееся в ней указание отношений, на которые норма распространяется. Привязка содержит указание на конкретный вид источника права, подлежащий применению.

Например, «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (Конституция РФ, ст. 15).

Нормы права получают свое внешнее выражение в источниках права, каковыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты.

Основным структурным элементом нормативно-правового акта является статья. Соотношение нормы права и статьи многовариантно и зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института, замысла законодателя, степени развития юридической техники.

Во-первых, норма права и статья нормативно-правового акта могут полностью совпадать. Иными словами, по объему и содержанию государственно-властное веление и нормативное предписание идентичны.

Во-вторых, одна статья нормативно-правового акта включает в себя несколько норм права.

В-третьих, одна норма права расположена в нескольких статьях нормативно-правового акта.

И первое, и второе, и третье составляют прямой способ изложения правовой нормы.

Кроме него существуют еще отсылочный и бланкетный способы, реализующиеся соответственно в отсылочных и бланкетных статьях.

Отсылочными являются статьи, в которых содержится отсылка к конкретным, точно указанным законоположениям. Примером отсылочной статьи является ст. 109 Конституции РФ, в которой сказано: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 118 Конституции Российской Федерации».

Бланкетные статьи — это статьи, в которых содержится отсылка не к какому-либо конкретному, точному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию». Такого рода статья представляет собой в известном смысле «бланк», который заполняется другим законом, источником права. В частности, примером этого может служить уже приводимая ст. 15 Конституции РФ. В ней говорится о приоритете статьи международного договора перед статьей российского договора. Какого «международного договора»? Об этом конкретно в ст. 15 не сказано. И она по своей сути «бланкетным» образом предоставляет преимущества международному праву перед национальным.

 

ГЛАВА 5. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Любое правонарушение связано с поведением личности в обществе. Поведение человека — это имеющая природные предпосылки, социально обусловленная деятельность, регулируемая заранее поставленной целью, которая избирается личностью, обладающей способностью к свободному выбору самостоятельно принимать решения. Человек обладает способностью выбирать характер своего поведения. Общество выработало множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности. Среди них — моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, обычаи, традиции, деловые обыкновения и другие. Нормы — это определенно стандартные образцы, эталоны поведения, социального общения; без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более общество. Человек действует, соотнося свое поведение с нормами, устанавливаемыми в обществе. Он постоянно имеет возможность выбирать между общественно полезным, одобряемым обществом поведением и негативным, антисоциальным.

Кризисное состояние нашего общества требует последовательного соблюдения всех социальных норм и особенно таких, как правовые, нравственные, политические, ибо отступление от них явилось, в конечном счете, причиной возникших трудностей.

5. 1. Понятие правового поведения

С правовой точки зрения поведение личности может носить правомерный или противоправный характер.

Правомерное поведение личности — это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм.

Это законопослушное социальное поведение, облаченное в юридическую форму. Посредством правомерного поведения право действует, вне его оно мертво. Масштабы и шаблоны правомерного поведения установлены диспозициями правовых норм. А само оно составляет суть правопорядка.

Путем правомерного поведения происходит управление обществом, осуществляется его жизнедеятельность. Основная масса возникших и существующих в нашем обществе правоотношений имеет в своей основе правомерное поведение.

Правовое поведение очень широко по своему диапазону и весьма неоднородно по характеру. Существуют следующие 3 вида правового поведения:

1. Активное правомерное поведение. Это целенаправленная инициативная законная деятельность граждан, должностных лиц, связанная с дополнительными затратами времени, энергии, а иногда и материальных средств. Для того чтобы защищать себя, обеспечить нормальные условия существования и развития, быть свободной в законных пределах, влиять на разработку и принятие законов, иметь в лице государства защитника, личность должна быть активной в экономическом, политическом, правовом, нравственном и иных отношениях. Правовая активность личности — требование времени. Формы проявления правовой активности весьма многообразны. Это добросовестная служебная деятельность, участие в формировании и работе партий, общественных объединений, обсуждение законопроектов.

2. Обычное правомерное поведение. В отличие от активного, оно не связано с дополнительными затратами и усилиями. Это повседневная служебная, бытовая, иная жизнь человека, соответствующая правовым нормам. В рамках этого вида поведения граждане выполняют свои правовые обязанности, совершают те или иные юридические действия. Но их активность здесь не превышает уровень правовых требований. Она обоснованна и необходима для нормальной жизнедеятельности человека в семье, обществе, государстве. Именно таким образом удовлетворяются материальные, духовные и иные потребности человека.

3. Пассивное правомерное поведение. Оно проявляется в том случае, когда граждане намеренно не исполняют принадлежащие им права. Пассивно ведет себя, например, гражданин, не вступающий в брак, не приобретающий имущество, не участвующий в выборах. Урон в этом случае наступает для самого гражданина, не исполняющего право для удовлетворения своих интересов. Однако ущерб терпит общество в целом, ибо пассивная позиция граждан в политической и правовой сфере выводит государственные структуры из-под влияния и контроля народа.

Правомерное поведение, каким бы оно ни было по характеру и сфере проявления, всегда включает в себя два момента: информационный и поведенческий. Государство обязано осведомлять гражданина о его юридических правах и обязанностях, давать ему представление о законных способах их осуществления. Отсюда постоянная потребность в правовом обучении, воспитании граждан. Необходимость в таком обучении велика в настоящее время, поскольку, во-первых, существующая ранее система правового воспитания разрушена, а созданием новой системы никто не занимается; во-вторых, основательно размыта грань между правомерным и неправомерным поведением. Произошло это отчасти из-за декриминализации многих деяний (считаются традиционно в современном обществе непреступными: перепродажа товаров, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество), а отчасти из-за нового для нашего общества лозунга — «Разрешено все, что не запрещено законом». Рамки дозволенного будут четкими лишь в том случае, если гражданин хорошо знает, что запрещено.

Информация о работе Понятие и функции государства