Понятие и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.

Файлы: 1 файл

Правоведение_all.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

-         во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний;

-         в-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Таково вкратце содержание вопроса о функциональной характеристике права. Подводя общий итог, следует в заключение отметить, что, с точки зрения философии права, право — это формальное равенство; право — это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей; право — это всеобщая справедливость.

Это понимание права находит свое выражение в юридическом подходе, которому противостоит легистский.

Операциональное определение права призвано учитывать и тот и другой и поэтому рассматривает право прежде всего как систему норм, выраженных в источниках права, обеспеченных государственной поддержкой и являющихся критерием поведения человека.

Из этого также вытекает то, что позитивное право (зафиксированное в источниках) должно соответствовать естественному праву, вытекающему из самого порядка вещей. Понятое таким образом право конкретизируется в его многочисленных функциях, главными из которых являются собственно юридические, общеправовые функции — регулятивная и охранительная.

2. 4. Источники российского права

Из сказанного ранее следует, что позитивное право обусловлено развитием общественных отношений и на практике существует в определенном виде, который обозначается термином «форма права», представляющей собой оболочку бытия правовой нормы. Как и всякая форма, форма права имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Внешняя сторона формы права совпадает с понятием «источник права», причем источник права в специальном юридическом смысле, т. е. как выражение вовне государственной воли, как внешнее выражение и закрепление содержания норм права.

В этом смысле понятие «источник права» указывает на то, чем конкретно руководствуются в решении юридических дел.

Помимо формально юридического смысла источник права может пониматься в материальном смысле — это те общественные отношения, которые обусловливают содержание норм права. Источник права в идеальном смысле — это совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права.

Если источник права в собственно юридическом смысле слова это внешняя сторона формы права, то внутренняя сторона формы права — это его структура, система права.

В мировом юридическом пространстве известны следующие виды источников права в специальном юридическом смысле.

Во-первых, нормативно-правовой акт. Это юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.

Во-вторых, договор нормативного содержания. Это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права.

В-третьих, правовой обычай. Санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения.

В-четвертых, правовой прецедент, представляющий собой решение судебных или административных органов, которое впоследствии используется как образец при разрешении аналогичных дел. В целом прецедентное право отличается крайней сложностью и запутанностью, но в известной степени и гибкостью.

Правовые системы, основанные на судебном прецеденте, сложились в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Прецедент устанавливается не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями. Следует отметить, что в разных странах судебный прецедент применяется по-разному. Правило прецедента в Англии, например, связано следующими положениями:

1) решения, вынесенные палатой лордов, обязательны для всех судов;

2) решения, принятые апелляционным судом, обязательны как для всех нижестоящих судов, так и для самого этого суда.

В США правило прецедента не действует так жестко в силу особенностей федеративного устройства страны. Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут таким образом изменить свою практику. Сами штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата.

В-пятых, общие принципы права. В некоторых странах своеобразным источником права признаются общие принципы, т. е. отправные, исходные начала правовой системы, основополагающие идеи, лежащие в основе права. К ним относятся:

— демократизм, выражающийся в широком участии людей и их объединений в непосредственном и опосредованном формировании права, в подконтрольности и доступности правоприменительных органов гражданам;

— законность, представляющая собой строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права;

— гуманизм, состоящий в правовом признании ценности человека как личности, его прав и свобод;

— справедливость, выражающаяся в соответствии между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, реальной значимостью различных индивидов и их социальным положением;

— равенство граждан перед законом и судом;

—       взаимная ответственность государства и личности.

   В-шестых, юридическая доктрина. Это компетентное суждение по правовым вопросам на определенном этапе исторического развития признавалось источником. В условиях ранней Римской империи некоторым трудам великих римских юристов была придана сила закона. В Византии наиболее значимые отрывки из произведений римских юристов были сведены в один сборник, получивший название «Дигесты». Они вошли вторым томом в Свод гражданского права Юстиниана. В средние века в качестве источников права в европейских судах использовались комментарии глоссаторов. В англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на трактаты виднейших английских юристов Брэктона и Глэнвила. В мусульманском праве официальное юридическое значение имеют выводы Абуханифы и других знатоков ислама.

В-седьмых, религиозные тексты. Такие источники права наиболее характерны для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу. В первую очередь следует назвать Коран и Сунну. Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописания пророка Мухаммеда.

Наконец, некоторые авторы выделяют в самостоятельный вид источника права и правосознание как совокупность идей, чувств, эмоций и т.п., на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам. Оно выступало формой права в первые годы советской власти. Однако следует обратить внимание на то, что в целом правосознание по своим характеристикам совпадает с пониманием источника права в идеальном смысле.

В Российской Федерации в качестве основных источников права признаются правовой обычай, договор нормативного содержания и нормативно-правовой акт. Остальные виды источников права в России не признаются. Что касается принципов права, то они изложены в основных нормативно-правовых актах.

Как уже было сказано, правовой обычай -  это исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством. Обычай выступает основным источником права в древнеазиатском, античном и феодальном обществах. Ряд правовых источников того времени представляют собой систематизированные записи наиболее важных обычаев. Типичным примером является «Русская Правда» — юридический памятник XI—XII веков.

Сегодня правовой обычай — это правило поведения, к которому осуществляется отсылка; текстуально в законе оно не закрепляется. Нередко в правовых системах наряду с правовым обычаем используется понятие «обыкновение». Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения.

В тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.

В настоящее время из всех деловых обыкновений российский законодатель особо выделяет деловые обычаи, или обычаи делового оборота. В ст. 5 Гражданского кодекса РФ установлено: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Применение обычая предусмотрено и Семейным кодексом РФ. В законодательстве России используется и другой термин — торговый обычай. Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в определенном документе, хотя нередко такие документы имеются. В Российской Федерации публиковались сборники обычаев многих морских портов и обычаи внешней торговли.

Вторым, по степени возрастания важности, источником российского права является договор нормативного содержания. Это соглашения различных субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон. Они широко распространены в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве. Необходимо отличать договор как источник права от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи, залога, найма и т.д.), который устанавливает не юридические правила, а конкретные субъективные права и юридические обязанности конкретных субъектов.

Еще раз подчеркнем: для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал юридические нормы. Таковыми являются Федеративный договор, заключенный субъектами РФ, договоры о разграничении предметов ведения, о взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и регионами, о сотрудничестве между субъектами Федерации.

В качестве основной формы права нормативный договор выступает в международном праве. Международный договор — это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Договор, соглашения, пакты, конвенции, принципы и нормы международного права признаются законами и обычаями многих государств. Этот принцип воспринят и Конституцией РФ (ст. 15).

Однако не следует забывать, что, как правило, первичным юридическим источником развития договорных форм, придания им законной силы, выступает закон либо другой нормативно-правовой акт. Именно этот вид источника права является главным в России и поэтому о нем речь пойдет дальше.

2. 5. Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт является наиболее характерным и важным источником права Российской Федерации.

Под нормативно-правовым актом понимается акт, изданный управомоченным государственным органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания, рассчитанные на длительное действие и многократное применение, а также предписания об изменении или прекращении (отмене) действия этих норм.

Само понятие «акт» вообще-то употребляется в теории права в двояком смысле. Во-первых, акт — это действие; во-вторых, акт — это материальный (письменный) носитель информации — документ. Именно в последнем смысле и выступает нормативно-правовой акт как источник права. Следует подчеркнуть, что термин «нормативно-правовой акт» не подлежит сокращению. Инструкции, в которых определяются правила обращения с техникой, содержат нормы (технические), но они не являются правовыми. Таким образом, термин «нормативно-правовой акт» нельзя заменять термином «нормативный акт».

То же самое относится и к термину «правовой акт», поскольку таковыми наряду с нормативно-правовыми являются правоприменительные акты (например, приговор суда) и акты толкования права (например, многочисленные комментарии законов).

Нормативно-правовые акты выполняют две равнозначные функции: с одной стороны, будучи носителями правовых норм, они выступают как источник права; с другой стороны, они выражают государственную волю, т. е. обладают юридической силой.

Понятие «юридическая сила» указывает на место нормативно-правового акта в системе законодательства, а также на значение органа, его издавшего.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

В собственно юридическом смысле закон — это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

Законы занимают ведущее место в системе нормативно-правовых актов. Они подразделяются на конституционные и обыкновенные. К первым относятся конституция и конституционные законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 года названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве РФ (ст. 114), о Конституционном Суде РФ (ст. 128). Для конституционных законов установлена сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

Обыкновенные законы делятся на подзаконные и текущие. К подзаконным относятся Основы законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс — это закон, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно деятельно регулирующие определенную область общественных отношений.

Информация о работе Понятие и функции государства