Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа
Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.
Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.
С этих позиций государство можно определить как политическую целостность, образуемую моноэтнической или полиэтнической общностью, закрепленной на определенной территории. На этой территории поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения.
Таким образом, в обобщенном виде под государством понимается совокупность трех главных признаков:
а) территории;
б) населения;
в) публичной суверенной власти.
Характерным признаком всех догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Принципы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами. Что же касается государства, то его отличает наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-
Государство — это, прежде всего, территориальная организация населения. Именно над этой территорией и проживающими на ней людьми распространяется государственная власть. И здесь не важно, какую национальность, расовую и этническую принадлежность имеют эти люди. Главным является географическое место их проживания, что предопределяет их гражданство или подданство, т.е. определенную политико-правовую связь с конкретным государством.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принадлежности к какому-либо роду или племени. Это означает, во-первых, что государство имеет свою территорию, определяет и охраняет ее границы, защищает ее от нападения извне. Во-вторых, постоянное население данной территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Территориальные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства (подданства) — апатридов.
Следующим важным признаком государства, без которого немыслимо его существование, является население, т.е. человеческое сообщество, проживающее на данной территории. Для образования государства численность его населения, расовый или национальный состав не имеют решающего значения. Несколько тысяч или многомиллионное население одинаково могут являться человеческой базой для организации государства (Ватикан, Монако, Люксембург, Лихтенштейн, Исландия и т.д., с одной стороны, и такие многомиллионные гиганты, как Китай или Индия, — с другой).
Определяющей роли для образования государства не играет и его национальный состав. Население, проживающее на определенной территории и находящееся под юрисдикцией конкретного государства, может быть многонациональным, многоэтническим, как Россия, США, Индия, Китай, или состоять в подавляющем большинстве из представителей одной нации (Польша, Германия, Венгрия и т.д.). Однако ни то, ни другое не мешает образованию государства в одних случаях с многонациональным составом, в других — почти мононациональным составом населения.
При родовом строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими вместе со всеми в труде, ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за особой группой людей, составляющей особый вид профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными членами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли «должности», а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти родового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказание или принуждение силой, выполнялись самими членами рода.
В отличие от этого устройства для государства характерно возникновение и наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Иначе говоря, государство наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций.
Воплощенная в государственных органах публичная власть трансформируется в государственную власть, и ее реализация обеспечивается всей мощью государственного аппарата.
Главными признаками государственной власти являются:
а) суверенность
б) легитимность.
Суверенитет (от фр. souverainete — верховная власть) государственной власти означает ее верховенство (прерогатива) на территории данного государства и общеобязательность (универсальность) для всех граждан, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на этой территории,
Суверенитет государственной власти означает также ее независимость и равенство в международных отношениях.
Суверенитет государственной власти неделим, т.е. параллельно, наравне с ней не могут существовать другие конкурирующие власти (религиозные, политические, власть частей государства, т.е. его субъектов при федеральном государственном устройстве), претендующее на верховенство. Любые действия всех общественных, религиозных или политических организаций должны осуществляться в русле предписаний государственной власти, в противном случае они не могут иметь юридическую силу, и их деятельность будет считаться противоправной.
Разумеется, абсолютно ничем не ограниченной суверенной государственной власти реально нет и быть не может, ибо все государства входят в международное сообщество, различные международные организации и ассоциации, ограничивая свои действия рамками международно-правовых норм. Кроме того, больше двух десятков государств имеют федеративную форму государственного устройства, при которой как федеральная власть, так и власть субъектов федерации в определенной степени ограничены.
Понятие суверенитета государственной власти, или государственного суверенитета, в теории государства и права часто связывается с народным, или национальным, суверенитетом.
Первый означает естественное, неотъемлемое право народа самому решать важнейшие вопросы своей жизни. Второй подразумевает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Однако реализовать такое право на практике не только не всегда возможно, но и во многих случаях нецелесообразно.
Термин «легитимность» переводится с французского как «законность», или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Легитимность означает положительную оценку принятия населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться ей. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.
Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия делают его основой политической системы. При этом государство обладает относительной самостоятельностью в обществе. Выражая в условиях демократии интересы основных социальных групп и слоев, защищая совокупные интересы всего общества, государство в лице своих органов стремится поставить предел групповому эгоизму, могущему подвергнуть опасности существование и должное функционирование самой общественной системы.
Исходя из вышеизложенного, государство — это универсальная политическая организация политической системы общества. Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.
Сущность государства может быть рассмотрена с трех сторон. Во-первых, государство как универсальная организация. Во-вторых, государство как социальный арбитр. В-третьих, государство как легализованное принуждение.
Первый аспект находит свое выражение в том, что организационные качества государства имманентно присущи его универсальному для общества характеру. В эту организацию входят все находящиеся на данной территории лица: физические и юридические. Все другие общественные объединения находятся в зависимости от этой организации, невзирая на то, разделяют они ее цели и задачи или борются против нее. Физические лица могут покинуть эту организацию, отказавшись от гражданства и эмигрировав из страны, но эта связь не будет разорвана окончательно, если в прежнем государстве остается, например, недвижимая собственность. Юридические лица выходят из-под ее власти, прекращая свое существование.
В современном социально асимметричном обществе нет другой аналогичной универсальной организации. Универсальная организация предгосударственного родового общества, племенная организация населения существует в иных условиях и построена на иных принципах, имеющих неполитический характер. «Универсальные» международные организации (например, ООН) в принципе никогда не являлись универсальными: какие-то государства не входят в число их членов, да и организации эти совсем иного качества, чем государство.
Довольно широко в зарубежной науке разрабатывалась концепция государства-арбитра. В современных условиях роль государства как арбитра связывается с асимметричной структурой общества. Классы и иные группы общества, а также личности имеют свои собственные интересы. Это выражается в понятиях «заинтересованных групп» и «групп давления». В общественном производстве и разделении труда, а также в общественном распределении положение каждой личности и заинтересованной группы таково, что они склонны отступать от требований социальной справедливости и имеют повышенные притязания на долю общественного продукта, не соответствующую их вкладу и возможностям общества удовлетворить эти притязания. Отсюда возникает, во-первых, общественная необходимость иметь арбитра, а во-вторых, общая заинтересованность личностей и групп в беспристрастном арбитре, который бы распределял (или наблюдал с правом вмешательства) общественные ценности (богатство, образование, здравоохранение и др.) между различными группами и личностями.
Характеристика государства как легализированного принуждения принадлежит немецкому исследователю М. Веберу (1864—1920), очевидное влияние на которого, оказали работы Маркса и Энгельса.
В современных исследованиях разрабатывается идея различных способов легализации государственного принуждения, необходимого хотя бы в потенции как устрашение с целью предотвращения нарушений установленных стандартов общественного поведения со стороны отдельных лиц, групп, организаций, учреждений. При этом важнейшим инструментом является право.
Право, однако, не единственный способ легитимации возможности государственного принуждения, в точном смысле слова это — лишь способ его легализации. Другие принятые в обществе социальные формы тоже могут выступать в качестве средств легитимации. Более того, государственное принуждение может быть легитимировано даже вопреки праву. Наиболее яркий пример — социальные нормы поведения, складывающиеся в ходе политических революций.
Легитимация государственного принуждения может быть осуществлена общественным мнением. Степень этой поддержки устанавливается различными путями: проведением репрезентативных опросов, референдумов, плебисцитов и т.д. Однако принципиально важно установить, насколько насилие в конкретном случае соответствует интересам общества (причем не только его большинства, но и целям охраны прав меньшинства), сочетается с общечеловеческими ценностями.
Сущностная характеристика государства получает свое дальнейшее развитие в его функциональной характеристике.
Функциями государства являются стратегические направления его деятельности, в которых выражаются его сущность и назначение в обществе. Поскольку функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных социально-экономическими структурами общества, постольку в функциях сущность государства получает конкретное выражение.
В ходе развития государства одни функции возникают, другие отмирают, третьи изменяют свое содержание. По времени действия могут быть выделены постоянные и временные функции. Постоянными являются политические, социальные, экономические. Временные могут быть связаны с экстремальными ситуациями, например, ведение войны. По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции. Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри страны, внешние — за ее пределами. В связи с тем, что объектом воздействия функций государства являются сферы общественной жизни — экономика, социальная структура, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок, — функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими, как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.