Функции государства: понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства это объективно закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.

Оглавление

Введение . . . . . . . . …….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………2
Глава I. Понятие, содержание и классификация функции государства
1. Понятие функций государства . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………3
2. Признаки и черты функций государства. . . . . . . . . . …………………5
3. Классификация функций . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………..8
4. Эволюция функций государства .. . . . . . . . . . . . . . ……………………11
Глава II. Внутренние функции:
1.Понятие внутренних функций государства.. . . .. . . . . …..….………..13
2.Обеспечение народовластия…………………………….……………..13
3.Экономическая функция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. 14

4. Социальная функция . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. 16

5. Функция финансового контроля. . . . . . . . . . . . . . . . ………………… 18

6. Функция охраны правопорядка . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………19
7. Природоохранительная функция. . . . . . . . . . . . . . . . ………………..20
Глава III. Внешние функции:
1. Понятие и классификация внешних функций … . . …………………..21
2. Интеграции в мировую экономику . . . .. . . . . . . . . . ……………….22
3. Функция обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………24
4. Функция поддержки мирового порядка . . . . . . . . . . …………………25
5.Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . ………………………………….26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

 

ПЛАН.

 

 

Введение . . . . . . . . …….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………2

 

Глава I. Понятие, содержание и классификация функции государства

        1. Понятие функций государства . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………3

        2. Признаки и черты функций государства. . . . . . .  . . . …………………5

        3. Классификация функций . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .  …………………..8

        4. Эволюция функций государства .. . . . . . . . . . . . . . ……………………11

Глава II. Внутренние функции:

  1. Понятие внутренних функций государства.. . . .. . . . . …..….………..13
  2. Обеспечение народовластия…………………………….……………..13
  3. Экономическая функция. .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. 14

        4. Социальная  функция    .  . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. 16

        5. Функция финансового контроля. . . . . . . . . . . . . . . . ………………… 18

        6. Функция охраны правопорядка . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………19

        7. Природоохранительная функция. . . . . .  . . . . . . . . . .  ………………..20

 

Глава III. Внешние  функции:

        1. Понятие и классификация внешних функций … . . …………………..21

        2. Интеграции в мировую экономику . . . .. . . . . . .  . . . ……………….22

        3. Функция  обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………24

        4. Функция поддержки мирового  порядка .  . . . . . . . . . …………………25

       5.Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . ………………………………….26

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….27

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….29

 

Введение

Изучение функций государства  является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства это объективно закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.

 Как известно, в истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. В настоящее время процесс возникновения новых государств не завершился. Одни государства могут распадаться; другие государства объединяются в более крупные.

Таким образом, проблема появления государства не решена до конца. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения.

Процессы возникновения, распада и объединения государств приводят к изменению их функций, а именно характеристик того, как и что делает государство.

Государство есть сложная  политическая организация со своим социально-экономическим укладом, традициями и культурой, которая выступает управляющей силой по отношению к обществу. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Познание государства предполагает изучение не только его статики, но и его динамики, того, как социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет своё социальное значение.

Рассматривая, вопрос о функциях государства представляется возможным взглянуть на государство с точки зрения его разносторонней деятельности, определить характер такой деятельности, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе его развития, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Глава I. Понятие, содержание и классификация функции государства

1. Понятие  функций государства

Функция, как  и иные обществоведческие понятия, не является только юридическим или  политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, т.е. непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

В философском  и общественно-социологическом плане термин "функция" понимается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; совокупность обычных или специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе служебной деятельности.

Функции государства  наукой рассматриваются с различных  точек зрения. Это вытекает из того, что несмотря на разнообразие теорий, объясняющих (доказывающих) причины и основания происхождения государства, изначально оно возникло как организация, основным предназначением которой является обязательное выполнение разнообразных функций публичного характера.

Например, в  науке управления выделяют около пяти тысяч функций, которыми занимаются органы государственной власти. В отличие от функций государства они носят относительно локальный и узкий (в рамках имеющихся полномочий конкретного органа государственной власти или должностного лица) характер.

Наличие различных точек  зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства  является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемого понятия. В настоящее  время, весьма популярно следующее  определение.

Функции государства  – это основные направления его  деятельности, выражающие сущность и  социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом  в присущих ему формах и присущими  ему методами.

В различных источниках, данное определение может встречаться в несколько другом виде, но от этого суть его не меняется. С его помощью, можно выделить следующие, наиболее существенные признаки функций государства.

Функция государства  не любое, а именно основное, главное  направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе или на всём протяжении своей деятельности обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране правопорядка и др.

В функциях предметно  выражается самое глубинное и  устойчивое в государстве – его  сущность. Поэтому, через функции  можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

Функции государства  – понятие управленческое. Оно  конкретизирует цели государственного управления на каждом историческом этапе  развития общества

Функции реализуются в определённых формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

2. Признаки и черты функций государства

К наиболее значимым признакам функций государства  относятся:

1) устойчиво  сложившаяся предметная деятельность  государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная  связь между сущностной характеристикой  государства и его социальным  назначением, которая (связь) реализуется  в деятельности государства;

3) направленность  деятельности государства на  выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные  формы реализации функций государства  (чаще всего правовые), связанные  с применением особых, в том  числе властно-принудительных, методов.

Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство  конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в той или иной конкретно - исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.

Так же государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

  1. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.
  2. В отличие от функций многочисленных государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Сказанное не умаляет значения отдельных органов в осуществлении определенных функций государства, поскольку иногда эти органы играют ведущую роль в решении основных задач государства (например, ведущая роль вооруженных сил в выполнении функции обороны страны от нападения извне). Таким образом, функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.
  3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.
  4. Функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства. Видами государственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел, таможенный контроль.
  5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.

Таким образом, функции  государства — это основные направления  его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

Все основные направления  деятельности государства в зависимости  от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние. Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене.

По продолжительности  действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же функции прекращают свое действие с  решением определенной задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).

 

3. Классификация функций

В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.

Эффективно используется метод классификаций и при  изучении непосредственно функций самого государства.

Классификационные критерии, то есть признаки, позволяющие отнести  те или иные функции к конкретному  классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например:

 

    • объекты и сферы государственной деятельности;
    • территориальный масштаб;
  • способ государственного воздействия на общественные отношения;
    • взаимоотношения государств;
    • содержание функций.

 

Действительно, в научных  и практических целях функции  государства могут быть классифицированы по самым различным критериям.

По времени действия функции делятся на:

Информация о работе Функции государства: понятие и классификация