Функции государства: понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства это объективно закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.

Оглавление

Введение . . . . . . . . …….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………2
Глава I. Понятие, содержание и классификация функции государства
1. Понятие функций государства . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………3
2. Признаки и черты функций государства. . . . . . . . . . …………………5
3. Классификация функций . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………..8
4. Эволюция функций государства .. . . . . . . . . . . . . . ……………………11
Глава II. Внутренние функции:
1.Понятие внутренних функций государства.. . . .. . . . . …..….………..13
2.Обеспечение народовластия…………………………….……………..13
3.Экономическая функция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. 14

4. Социальная функция . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. 16

5. Функция финансового контроля. . . . . . . . . . . . . . . . ………………… 18

6. Функция охраны правопорядка . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………19
7. Природоохранительная функция. . . . . . . . . . . . . . . . ………………..20
Глава III. Внешние функции:
1. Понятие и классификация внешних функций … . . …………………..21
2. Интеграции в мировую экономику . . . .. . . . . . . . . . ……………….22
3. Функция обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………24
4. Функция поддержки мирового порядка . . . . . . . . . . …………………25
5.Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . ………………………………….26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

 

  •      постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования);
  •      временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).

 

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на:

 

  •       внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);
  •       внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).

 

Внутренние и внешние  функции любого государства тесно  связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с  другими государствами, во многом зависит  от внутренних условий существования данного государства.

По сферам общественной жизни функции государства могут  быть разделены на:

 

    • экономические;
    • политические;
    • социальные;
    • осуществляемые в духовной сфере. 

 

Высказывается также  мнение, что функции государства  следует делить на основные и не основные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция государства, как правило, является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства основными.

К числу критериев  также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:

 

    • законодательные (правотворческие);
    • управленческие;
    • правоохранительные (в том числе судебные);
    • информационные.

 

Особенность данной классификации  состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной  власти. Эту классификацию можно  с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, но, тем не менее, весьма часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием (примером тому могут служить выборы: победа кандидата, "держащего" в своих руках средства массовой информации, практически предрешена), другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Классификация функций  государства, опирающаяся на разделение властей, далеко не у всех ученых - юристов  вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и государственной власти.

4. Эволюция функций государства

 Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.

Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

Делаем вывод, что, таким  образом, в государственности того или иного общества сохраняется  преемственность функций, но действует  и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.

В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Глава II. Внутренние функции

1. Понятие внутренних функций государства

Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

2. Обеспечение  народовластия

Теория государства  и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.

Обладая верховенством  в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают  в своих руках государственное  руководство обществом, выполняют  функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

  1. Реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества).
  2. Обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими.
  3. Официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним.
  4. Защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

3. Экономическая функция

Экономическая функция  выражается в выработке и координации  государством стратегических направлений  развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное  регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для  такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

 

       Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

  •     определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;
  •      создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

       Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:

  1. государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Такими учреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат президента страны.

Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.

Экономическая функция  государства в основном заключается  в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в  создании распределительных или  запретительных механизмов. В современном  гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.

  1. Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

4. Социальная функция

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

В правовом государстве  распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Его социальная политика предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в цепях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Становление социального  правового государства проходит сложный и болезненный путь. Первоначально  развитие и обогащение общества ведет  к расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашенное равенство  воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства социального, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом же современное правовое государство гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно увеличивает ассигнования на социальные нужды всего населения страны.

Информация о работе Функции государства: понятие и классификация