Понятия и виды функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:33, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение понятия и видов функций государства. Мы должны рассмотреть поставленные задачи:
· изучение видов функций государства;
· изучение их классификации;
· изучение характеристики функций государства, а также форм их осуществления.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 34.83 Кб (Скачать)

Введение

Вопрос  о функциях государства - это один из важных вопросов не только теории, но и практики государственного строительства. Функции государства выражают социальную природу государства и конкретизируют ее суть.

Термин "функция" в переводе с латинского означает "осуществить", "выполнить". Функции государства очень тесно  связаны с задачами, целями и сутью  государства, но не сводятся к ним. Анализ функций государства должен ответить на вопросы: что должно делать государство на определенном этапе своего развития и как? На чем должны быть сконцентрированы усилия их органов и ведомств?

Многие  специалисты считают, что функции  государства - это, прежде всего определенные направления деятельности государства, в которых выражается служебная  роль, задача, цели и закономерности развития. Функции существуют  как способность или возможность к определенной деятельности.

Функции государства - это возможные и  реальные основные направления деятельности государства и его органов  по обеспечению нужд и интересов  общества, которые конкретизируются в задачах, целях и социальном назначении.

Государство выполняет чрезвычайно много  функций, которые изучаются разными  отраслевыми науками. Теория государства  анализирует лишь основные функции  государства. Все основные функции  государства можно классифицировать по таким критериям:

1) в  зависимости от сферы общественной  жизни - экономические, политические, социальные, гуманитарные, экологические,  идеологические;

2) в  зависимости от сферы влияния  и осуществление - внутренние  и внешние;

3) в  зависимости от их роли в  обществе - основные и второстепенные;

4) в  зависимости от деления власти - законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные и контрольно-надзорные.  Все они обеспечивают функции  управления обществом и государством;

5) в  зависимости от срока выполнения - постоянные и временные. Все  функции государства диалектически  развиваются, основные становятся  второстепенными (неосновными), и  наоборот, одни исчезают и появляются  новые, которых раньше не существовало.

Таким образом, данная тема является наиболее актуальной, так как определение функций государства, а также изучение их понятия и видов помогает правильно оценить роль государства в жизни общества.

Целью данной работы является изучение понятия  и видов функций государства. Мы должны рассмотреть поставленные задачи:

· изучение видов функций государства;

· изучение их классификации;

· изучение характеристики функций государства, а также форм их осуществления. 
 
 
 
 
 
 
 

1.Функции  государства: понятие  и виды

     Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

Функция - это основная задача или основное направление деятельности субъекта. Функции подразделяются на общие и специальные:

  • Общие - это типичные виды взаимодействия: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, финансирование, работа с кадрами, учет и контроль, делопроизводство.
  • Специальные - такие виды организационной деятельности, которые вызваны особенностью объектов воздействия.

Функции призваны ответить на вопрос: что должно делать государство на данном этапе  его развития, на чём должны быть сосредоточены усилия его органов  и учреждений.

Далее, в функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую  государство играет в решении  основных вопросов общественного развития, его многосторонние связи с обществом.

     Необходимо также отличать функции государства от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства.

Видами  государственной деятельности являются, например, расследование уголовных  дел, таможенный контроль.

     Государственное управление - юридически властная, организующая деятельность особой группы органов  государства, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства, хозяйственного, социально-культурного, политического строительства.

Существуют  два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные  организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.

Второй  вид представляют государственные  организации, основным назначением  которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются  органами государства и управляются  ими. В зависимости от того, в какой  сфере государственной деятельности (охранительной, экономической или  культурно-воспитательной) действуют  государственные организации, они  подразделяются на три вида.

В охранительной  сфере практическое выполнение функций  возложено на особые вооруженные  государственные организации. Они  непосредственно охраняют граждан  и государство от внутренних и  внешних посягательств. В их число  входят части и подразделения  вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые  другие вооруженные государственные  организации.

В экономической  сфере действуют государственные  организации - предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также  оказание бытовых, кредитно-расчетных  и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные  заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и  др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные  учреждения и т. д.

     Реализация  функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения  и связи между ними определяются функциями государства. Функция  всегда первична по отношению к выполняющей  ее государственной организации. Функция - это идея, необходимость деятельности, ее направление, а государственная  организация - это та материальная сила, которая воплощает данную идею, материализует  ее. Государственная функция - это  очень широкое направление деятельности и она не может быть реализована  какой-то одной государственной  организацией. Каждая из государственных  организаций в отдельности имеет  свои особенные функции, отличающиеся по масштабу от государственных функций. Функции государства выполняются  своей совокупностью государственных  организаций. 

     2. Формы осуществления функций государства

     Как уже было сказано выше, функции  государства - такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.

     В функциях государственных органов  раскрывается конкретная деятельность каждого отдельного звена в механизме  государства. Если функции государства  отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым  подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных  государственных органов находит  выражение социальное назначение и  сущность государства.

     Проблема заключается именно в количественном составе функций государства. Это объясняется тем, что классификация функций, является категорией объективной, но всё же, зависит от оснований её построения, то есть от субъективных моментов, связанных с целями исследования, а также от мировоззрения исследователя. Существуют две противоположные тенденции к определению числа функций государства: расширение и минимизация их числа.

Особый  интерес вызывает концепция "минимума государственных функций". Её приверженцы считают, что каждое государство выполняет внутриполитические и внешнеполитические функции, которые призванные обеспечить поддержание данного социального строя внутри страны и его защиту от нападения извне. "Эта функция - является минимумом функций государства: не может прочно существовать государство, не способное поддерживать определённый внутренний порядок или не способное обеспечить его защиту перед нападением со стороны агрессивных соседей".

     Государство ведь - не статическое, а динамическое образование. Как и любая сложная система, государство прежде всего должно иметь "инстинкт самосохранения"- другими словами, для того, чтобы осуществлять какой-либо вид деятельности, государство должно иметь надёжный механизм самозащиты. Причём защищаться следует и извне, то есть со стороны других государств, и изнутри, что заключается в поддержке устоявшегося строя.

     Но  этим не ограничивается функциональная деятельность государства. Не менее важно помимо сохранения также и развитие - и здесь на первый план выходят такие функции, как социальная, культурная, экономическая и многие другие.

     Другая  тенденция наоборот направлена на увеличение числа основных функций государства. К примеру, подразделить охранительную деятельность государства на отдельные участки и в связи с этим выделить в самостоятельные основные функции непосредственно охрану правопорядка и охрану прав и свобод граждан. Данное положение является спорным, поскольку охранительная функция как раз поглощает каждую из выше перечисленных и в то же время по своему содержанию данные функции не могут называться основными. В связи с этим возникает проблема разграничения основных и не основных функций государства.

     Представляется, что главный аспект соотношения основных и не основных функций государства заключается в разной степени понятий. Вся многообразная деятельность государства распадается на основные направления, или функций, выражающих его сущность. Основные функции выступают в качестве наиболее широкой научной абстракции. В пределах основных функций всегда могут быть выделены более или менее обособленные направления государственной деятельности. Они тоже категории абстрактные и тоже функции, но не основные. В каждой из них государственная деятельность обобщена в меньшей степени, нежели в основных функциях. Поэтому основные функции государства - не просто общие, а наиболее общие направления его деятельности.

     Не  основные функции государства представляют собой лишь более конкретные направления  государственной деятельности по сравнению  с его основными функциями  и являются их структурными звеньями.

Таким образом, под основными функциями  государства следует понимать наиболее общие направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных  однородных направлений государственной  работы. Под не основными функциями государства подразумеваются относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры.

     К внутренним функциям, которые охватывают сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, относятся следующие виды функций: охранительная, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, природоохранительная.

     1. Охранительная функция. Это функция  государственной деятельности, которая  обеспечивает общественный и  правовой порядок, защищает и  охраняет права и интересы  граждан и организаций, защите  конституционного строя и государства.  Эта функция также направлена  на охрану жизни, здоровья, чести  и достоинства граждан, а также  на охрану государственного и  общественного имущества, на охрану  частной собственности.

Таким образом, любое посягательство на частную  собственность граждан, их имущество, а также и на государственное  имущество влечет за собой административные и уголовные наказания.

     2. Экономическая функция. В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Информация о работе Понятия и виды функций государства