Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа
Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.
Государство, согласно Гегелю, это тоже право. А именно - конкретное, наиболее развитое и содержательное право, система права, включающая в себя признание всех остальных более абстрактных прав - прав личности, семьи и государства.
В конкретно-историческом плане Гегель полагал, что идея свободы достигла наибольшего практического осуществления в конституционной монархии, основанной на принципе разделения властей. В 1832 году немецкий юрист Роберт фон Моль ввел сам термин «правовое государство» в научный оборот.
Во второй половине XIX — начале XX века идея правового государства получила развитие в трудах русских ученых-юристов — Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева и др.
На современном этапе правовое государство понимается как наиболее развитая, надежная и адекватная форма сочетания государственных и юридических гарантий реальности прав индивидов, объединений, социальных групп и государства в рамках общего правопорядка.
Правовое государство — это многомерный развивающийся процесс, имеющий социально-экономические, политические и духовные основы. В экономической среде основу развития правового государства составляют рыночные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности, равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие, реализуется правовое начало государственности.
Правовое государство — это одновременно и социальное государство, которое стремится к рациональному и равномерному распределению благ, равно как и тягот среди населения. И в социальной сфере основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан.
Основу правового государства в духовной сфере образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы, чести и достоинства личности.
Основой правового государства в сфере политики является суверенность государства с воплощением в ней суверенитета народа, наций и народностей, населяющих страну. При этом именно идея народного суверенитета является главной составляющей правового государства. Суверенитет народа означает, что только народ — источник всей той власти, которой располагает государство. С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как господство права, поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти.
Приоритет права означает:
а) разрешение вопросов общественной и государственной жизни с позиции прежде всего конституционного закона;
б) соединение общечеловеческих, нравственно-правовых ценностей (гуманизма, справедливости и др.), формально-регулятивных ценностей права (нормативности, равенства всех перед законом, общеобязательности) и легитимно публичной власти общества;
в) необходимость идеологически-правового обоснования решений государственных и общественных органов;
г) наличие в государстве необходимых для действия права форм и процедур (конституций и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека — это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, в пределы которой вмешательство государства недопустимо. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих предписаний. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями; ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение мер государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного преступления.
К числу иных важных признаков правового государства можно отнести: наличие институтов политической демократии; верховенство и прямое действие конституционного закона; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; соответствие законов праву; утверждение правосудия как одного из средств обеспечения правовой государственности.
В структурно-организационном плане правовое государство предполагает надлежащее разделение сфер деятельности, функций и компетенции между различными государственными органами, т.е. все то, что по давней юридической традиции именуется концепцией «разделения властей». Здесь речь идет, прежде всего о разделении единой государственной власти на три ветви — законодательную (парламент), исполнительную (глава государства и правительство) и судебную (суд), каждая из которых имеет свое предназначение и наделяется соответствующей компетенцией; но ветви власти взаимодействуют между собой, образуя единый «политический организм», функционирующий на благо народа.
Принцип разделения властей в его организационно-правовом плане предполагает закрепление системы сдержек и противовесов как совокупности правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок законодательства. Законодатель в своих действиях ограничивается самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами. В системе противовесов важную роль призван играть глава государства, имеющий право применить отлагательное вето, а при необходимости назначать досрочные выборы.
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, скажем, запреты на принятие ведомственных актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести также вотум недоверия правительству, а в отношении президента — процедуру импичмента.
Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, закрепленные в конституции (презумпции невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса). Развернутые гарантии правосудия содержатся в процессуальном законодательстве. Фиксируются также правоограничения, запрещающие осуществлять функции, принадлежащие по закону другим органам. Деятельность конституционного суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать любые антиконституционные акты.
В системном единстве разделенных «властей» суверенитет государства находит свое наиболее адекватное организационное воплощение. Кроме того «разделение властей» — это и показатель развитости права и государства, и организационное выражение правового характера государства, и необходимая предпосылка для правовой законности и режима господства права. Без надлежащего разделения властей не может быть правового государства и правовых законов.
Высокое социальное назначение, а тем самым конечная цель теории и практики правового государства состоят в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и подвластными как субъектами права, в признании и гарантированности равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что правосубъектность индивидов, их права и свободы, правовой характер их отношений с властью — это составная, существенная часть объективно складывающегося в данном обществе права, соблюдение которого является юридической обязанностью всех, прежде всего публичной власти и ее представителей.
Правовое государство — это политико-правовая организация гражданского общества, призванная управлять его делами на принципах конституционализма, верховенства закона, гражданского (социального) согласия, гарантированности, реальности и защищенности прав и свобод человека (гражданина), взаимной ответственности личности, власти и общества, утверждения незыблемости правопорядка.
Формирование правового государства — это процесс государственно-правового развития, в ходе которого утверждаются идеалы демократии, справедливости и прогресса. Однако жизненные реалии и идеалы не всегда совпадают, что делает данный процесс сложным и противоречивым. В России он кроме этого отягощен еще деформациями прошлого и трудностями переходного периода. Эти моменты настоятельно требуют учитывать опыт зарубежных стран.
На современном этапе в мире утвердились две модели правовой государственности. В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства. Германской юриспруденции свойственно интерпретировать право, свободу, государство как некие неразрывные категории. Эта модель правового государства содержит в себе огромный либеральный потенциал. Если немецкое правовое государство выглядит как государство законопорядка, то англо-американская модель предполагает ограниченное государство и свободное правовое общество. Государству в последнем случае отводится роль арбитра, посредника, который вмешивается в правовой конфликт только тогда, когда исчерпаны все другие возможности и потребность в активных властных действиях становится необходимостью. Причем громадную роль в рамках этой модели играет суд, являющийся своеобразным буфером между индивидом и властью. Здесь в общественном сознании и в правовой системе утвердился тезис об автономности и независимости личности. Подобная позиция выражается в весьма настороженном отношении к законам и распоряжениям властных структур, поскольку вероятность посягательств государства на суверенитет личности является актуальной всегда и при любом политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует высочайший кредит доверия прежде всего суду, считая его важным гарантом прав человека.
Англо-американская модель демонстрирует очень гибкую, восприимчивую к переменам правовую систему, которая, несмотря на свою сложность, является надежным гарантом защиты от произвола властей. Несмотря на некоторые слабые стороны, эта модель имеет непреходящее гуманистическое значение.
Формирование правового государства в России было прервано в 1917 году и возобновлено принятием Конституции 1993 года. Процесс утверждения правовой государственности в России осложнен неразвитостью ее основ. Построение правового государства осуществляется одновременно с формированием рыночной экономики и гражданского общества. Ныне действующая Конституция РФ заложила целый ряд принципов правового государства, изложенных системно в ее первой главе «Основы конституционного строя». Несомненно, этого недостаточно, так как правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования «среднего» класса» в социальной структуре общества. Этого пока нет в России, которая находится в условиях переходного периода.
Прежде всего, необходимо выделить наиболее существенные черты права, выражающие его институциональные свойства:
- Во-первых, право представляет собой систему общеобязательных норм.
- Во-вторых, нормы, из которых образуется право, выражаются в законах, иных признаваемых государством писаных источниках.
- В-третьих, система норм, образующих право, выступает в качестве общеобязательного критерия правомерности поведения участников общественных отношений.
Право под этим углом зрения предстает в виде определителя (меры) юридически дозволенного, правомерного поведения людей, их коллективов, социальных образований и, следовательно, критерия юридической правомерности этого поведения.
В-четвертых, право призвано направлять поведение участников общественных отношений, причем так, чтобы основой такого поведения была юридическая дозволенность.
Разумеется, в праве немалое место занимают также юридические запрещения, юридические предписания и связанная с этим юридическая ответственность. Однако стержнем юридического регулирования, который и делает право правом, являются дозволения. Такой подход позволяет перекинуть мостик от формально строгого операционального определения права как системы норм к его общей мировоззренческой характеристике, где первое место занимает категория свободы.
Суммируя приведенные основные черты права как нормативного институционального образования, его общее краткое операциональное определение можно сформулировать следующим образом.
Право — это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.
Можно выделить основные признаки права, т.е. его сущностные характеристики. Ими являются:
1) социальность (право регламентирует организацию производства, распределение производимого продукта, распределение социальных ролей в обществе и должностей в государстве, товарно-денежные отношения, отношения собственности);
2) нормативность (право выступает как система норм, характеризуемых логической структурой, установлением масштаба, меры поведения);
3) обязательность (право обеспечено возможностью государственного принуждения);
4) формализм (право фиксируется в письменном виде, в специальной форме);
5) процедурность (право включает в себя четкие процедуры дознания, применения, защиты);