Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа
Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.
В общем плане, функции государства можно представить в виде следующей системы.
I. Функции осуществления суверенитета
1. Функции внешнего суверенитета:
— национальная оборона (или безопасность);
— осуществление внешних сношений.
2. Функции внутреннего суверенитета:
— внутренняя безопасность;
— правосудие и регистрация актов гражданского состояния.
3. Собственно политические функции:
— обеспечение функционирования политических институтов;
— взаимоотношения с общественными организациями и институтами;
— информирование общественности о политических целях.
II. Экономические функции
1. Эмиссия денежных знаков.
2. Особые действия:
— в различных областях экономической жизни (например, создание государственного сектора в одной из отраслей экономики);
— для осуществления различных функций и решения проблем, которые имеют значение для всех или нескольких отраслей экономики (проведение исследований, имеющих экономическое значение; выработка на их основе прогнозов экономического развития и рекомендаций для бизнеса; профессиональное обучение, капиталовложения).
3. Общая координация экономической и финансовой политики, включая экономическое планирование (координация может осуществляться посредством государственного заказа, государственного кредитования, налогообложения).
III. Социальные функции
1. Деятельность в области здравоохранения.
2. Деятельность в области жилищного и городского строительства.
3. Защита социальных и профессиональных прав и интересов.
4. Предоставление пособий «социально неполноценным» (инвалиды, матери-одиночки, сироты, люди пожилого возраста, учащаяся молодежь).
5. Сохранение или преобразование социальных слоев и структур (например: фермерство; предприятия, находящиеся в коллективной собственности).
IV. Культурно-воспитательные функции
1. Организация проведения исследований проблем фундаментального или чисто научного значения.
2. Образовательная функция (общее, профессиональное, художественное, спортивное образование и развитие детей, подростков и юношества).
3. Организация досуга, культурных мероприятий и информирование (неполитического характера) взрослого населения.
4. Охрана художественных и исторических ценностей, популяризация художественных произведений.
Данная классификация не является исчерпывающей и оригинальной, но соответствует современной практике управления демократических индустриально развитых стран, если судить о ней по бюджетным документам.
Деятельность государства по осуществлению своих функций протекает в определенных правовых формах, каковыми являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранная. А они в свою очередь связаны с таким понятием, как структура или механизм государства. Без него нет и государства. Механизм раскрывает материальную субстанцию государства как компонентов различного свойства: регулирующих, охранительных, карательных — и обосновывает сущность государства второго порядка.
Механизм государства — это система государственных институтов и организаций.
Все структурные элементы механизма тесно взаимосвязаны. Каждый из них выполняет определенные задачи.
Сущность государства определяет его механизм. Это связь причины и следствия, опосредованная влиянием формы государства. Именно в механизме воплощается материальная сила власти. Государственный механизм существует в определенной форме, обеспечивающей реальность его силы.
Механизм государства испытывает влияние со стороны общества в лице его экономических и политических структур. Сюда же надо добавить цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми, создается государственный механизм, и вносятся необходимые изменения.
Основными чертами механизма государства являются:
а) иерархическая соподчиненность друг с другом образующих его государственных образований;
б) наличие определенных полномочий у каждого государственного образования;
в) вооруженность организационными и материальными средствами.
Структуру или механизм государства составляют государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственный аппарат - это совокупность государственных органов, которые наделены властными полномочиями.
Государственные учреждения — это государственные институты и организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п. Часто считается, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.
Государственные предприятия представляют собой организации, созданные для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.
Центральное место в механизме государства принадлежит государственному аппарату. Он осуществляет государственную власть, и на его структуру и принципы формирования влияют экономические, политические, социокультурные и исторические факторы.
Структура государственного аппарата обычно представляется тремя основными блоками органов:
а) органы законодательной власти;
б) органы исполнительной власти;
в) судебные и правоохранительные органы.
Механизм государства един. Все его части подчиняются целому — органам государственного аппарата, центральное место среди которых, занимают органы главы государства, законодательной власти.
Орган главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства. Он возглавляет всю государственную машину, обладает по букве закона обширными полномочиями.
Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония, Бельгия и др.) глава государства «царствует, но не управляет», и его функции внешне выглядят, как только представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Индия). Однако если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (США) или стоять как бы вне основных властей (Франция).
Верховным законодательным органом государства является парламент. В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента.
В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом. Тем не менее, и в этих случаях президенты располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент.
В тех странах, где существует конституционный надзор (США, ФРГ, Индия, Австралия), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции.
Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палат. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.
Органом исполнительной власти является правительство, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.
Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором — двух или нескольких.
Судебные органы образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, транспортных и иных судов. Как правило, возглавляют эту систему верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
В аппарате каждого государства есть система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. В самом общем виде под правоохранительной деятельностью понимается функция государства и одновременно форма осуществления функций государства, содержание которых составляет охрана и защита права от нарушений, контроль за соблюдением правовых предписаний всеми адресатами. При этом выделяются специализированная деятельность по правовой охране общественных отношений и органы, ее осуществляющие, так как любой орган государства решает те или иные вопросы права путем издания и исполнения правовых актов.
В систему специализированных правоохранительных органов принято включать наряду с судами органы юстиции, нотариата, загса, внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, внешней разведки, раскрытия и расследования преступлений, налоговой полиции и адвокатуру. Они имеют общие функции:
а) обеспечение безопасности личности, общества и государства;
б) защита и охрана прав, свобод и законных интересов личности;
в) создание условий для осуществления личностью своих прав и обязанностей;
г) охрана и защита политической, экономической, социальной и духовно-культурной основ общества.
Их отличают властные полномочия (кроме адвокатуры), правовая опосредованность и другие свойства. Именно через эти органы государство использует свое исключительное право применения насилия. И в то же время именно эти органы оказывают населению правовые услуги.
Таким образом, органы государства представляют собой специально созданные структуры, являющиеся частью государственного аппарата, наделенные компетенцией, необходимой для осуществления функций.
Значительным завоеванием философско-правовой мысли, а вместе с тем и практически политической власти является теория правового государства. Сущность правового государства заключается в том, что оно является политико-правовой формой функционирования и развития гражданского общества, закрепления в нем публично-правового порядка, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, а вместе с тем и ограничения правом государственной власти.
Исторически идея «правового государства» возникла в эпоху античности. Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Весьма важным в плане формирования идей, заложивших основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые избранные граждане».
Конструкция правовой государственности античных классиков была в центре внимания мыслителей средневековья и нового времени. Она оказала заметное влияние на становление и развитие идей о разделении властей, о конституционализме и парламентаризме. Особое место в разработке этих идей принадлежит английскому философу XVII века Д. Локку и французскому просветителю XVIII века Ш.Л. Монтескье. У Д. Локка идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. Ш.Л. Монтескье рассматривал проблему политической свободы в ее отношениях как к государственному строю, так и к отдельной личности, гражданину. Первый аспект этих отношений политической свободы, находящий свое выражение в правовом оформлении разделения трех властей (законодательной, исполнительной и судебной), выступает в качестве необходимой институционально-
Философские основы теории правового государства создавались немецким философом И. Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по И. Канту, это объединение множества людей, подчиненных правом законам. Его категорический императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось со всеобщим законом. Если у И. Канта правовые законы и правовое государство — это долженствование, то у Гегеля они — действительность. Т.е. практическая реализованность разума в определенных формах наличного бытия людей.