Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа
Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.
6) неперсонифицированность (право адресовано не к конкретному лицу, а ко всему обществу);
7) институциональность (правотворчество осуществляют строго определенные органы государства или этот процесс идет под их контролем (например, референдум);
8) объективность (право закономерно появляется на этапе перехода общества к производящей экономике как естественный результат развития регулятивной системы). В различных теоретико-юридических концепциях право наделяется иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право.
Хотя в первой части этой главы и дано определение права, тем не менее, вопрос «Что такое право?» остается открытым. И во всех ответах на этот фундаментальный вопрос с необходимостью присутствует такой определяющий для правопонимания момент, как отождествление или различение права и закона. Собственно, этот момент различения или отождествления права и закона и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, которые можно назвать соответственно юридическим (от лат. jus — право) и легистским (от лат. lex — закон).
По существу именно для юридического правопонимания вопрос «Что такое право?» является подлинным вопросом, действительной проблемой. Для легистского же подхода такого вопроса в подлинном смысле не существует, поскольку для него право — это уже официально данное, действующее, позитивное право.
Право с позиций юридического правопонимания - это не просто произвольное и субъективное властное веление, а нечто объективное и самостоятельное, обладающее своей (не зависящей от воли законодателя) собственной природой, своей сущностью и своей спецификой.
В свою очередь закон становится правовым лишь будучи формой выражения объективно обусловленных свойств права. Правовой закон это и есть право (со всеми его объективно необходимыми свойствами), получившее официальную форму признания, конкретизации и защиты, словом — законную силу.
Самая краткая дефиниция общего понятия такого правового закона, или иначе позитивного права, должна включать в себя как минимум два определения, первое из которых содержало бы одну из характеристик права в его различении с законом, а второе — характеристику права в его совпадении с законом. В результате позитивное право, соответствующее объективным требованиям права, можно определить как общеобязательную форму равенства, свободы и справедливости. То же самое юридическое правопонимание на более привычном для легизма языке можно выразить как общеобязательную систему норм равенства, свободы и справедливости.
С позиций общей теории права, т. е. не философии, а науки право как оправданная свобода поведения опирается по большей части на известные идеальные (идеологические), организационные и нормативные формы.
Но есть и права, которые напрямую, непосредственно вытекают из социальной жизни, независимо от каких-либо идеальных (идеологических), организационных, нормативных форм опосредования, с которыми мы уже встречались при рассмотрении первобытно-общинного строя.
Такие права могут быть названы непосредственно-социальными. Они существуют и действуют безотносительно к тому, объективированы ли они в каких-то опосредующих внешних формах или нет.
Точнее именовать указанную группу прав естественными, т.е. такими, которые являются выражением натуральной жизни общества, напрямую даны естественным ходом вещей. По отношению к ним право как юридическое явление и выступает в качестве позитивного права, — права, которое создается людьми и выражено в писаных нормах, содержащихся в нормативных документах.
Существование естественных (непосредственно-социальных) прав и их роль в обществе охватываются идеей естественного права — одного из крупных достижений гуманитарной мысли в истории человечества. Смысл идеи естественного права состоит как раз в признании того, что наряду с правом, создаваемым в государстве людьми, т. е. позитивным правом, существует естественное право, которое представляет собой более глубокий, основательный, исходный в жизни людей феномен, источником которого является сам естественный порядок вещей, — в обществе и природе.
С позиций юридической аксиологии (учения о ценностях права), естественное право как воплощение объективных свойств и ценностей «настоящего» права выступает в виде должного образца, цели и критерия для оценки позитивного права и соответствующей правоустанавливающей власти (законодателя и государства в целом), для определения их естественно-правовой значимости, ценности. При этом естественное право понимается как уже по своей природе правильное явление и исходно наделяется соответствующей абсолютной ценностью.
В понятие естественного права, таким образом, наряду с теми или иными объективными свойствами права (принципом равенства людей, их свободы и т.д.) включаются и различные моральные (религиозные) характеристики. В результате такого смешения права и морали (религии) естественное право предстает как некий ценностно-содержательный, нравственно-правовой (или морально-правовой, религиозно-правовой) комплекс, с позиций которого выносится то или иное ценностное суждение о позитивном праве и позитивном законодателе.
В итоге речь идет об оценке (ценностном суждении) с позиций права правового смысла и значения закона (позитивного права) и государства, об их правовом качестве, об их соответствии (или несоответствии) целям, требованиям, императивам права как ценностно-должного. Право при этом выступает как цель для закона (позитивного права) и государства. Это означает, что закон (позитивное право) и государство должны быть ориентированы на воплощение и осуществление требований права, поскольку именно в этом состоят их цель, смысл и значение.
Рассмотрев понятие права и основные подходы к правопониманию, можно перейти к функциональной характеристике права.
Дать функциональную характеристику права, — это значит вскрыть и описать способы его действия. А это в свою очередь связано с социальным назначением и социальным воздействием права. Социальное назначение права состоит в урегулировании и упорядочении общественных отношений.
Правовое воздействие — это такая категория, которая характеризует пути, формы и способы влияния права на общественные отношения.
Формами правового воздействия являются правовое регулирование, информационное и ориентационное влияние. Выделение форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное). Оба названных вида воздействия охватываются понятием «функция права».
Функция права — это проявление его имманентных, специфических свойств. В функции аккумулируются свойства права, которые следуют из его качественной самостоятельности как социального феномена. В этом плане следует отметить, что, во-первых, функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Во-вторых, функция права — это проявление его имманентности, специфических свойств. В-третьих, функция права — это направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. В-четвертых, функция права выражает наиболее существенные и главные черты права, его стабильность, непрерывность, длительность действия.
Производным от «функции права» является понятие «функционирование права». Если «функция права» — понятие собирательное, в том смысле, что отражает не только настоящее, но и будущее (т.е. цели и задачи права) в праве, то «функционирование» отражает действие права в настоящем.
Таким образом, «функция права» и «функционирование права» являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Однако в буквальном смысле понятие «функционирование права» обозначает действие права как элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование — это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.
Поскольку характеристика функционирования права — это по существу характеристика системы функций, постольку мы и переходим к анализу функций права как единой, целостной системы.
Система функций права представляет собой сложное многоуровневое образование.
Система функций права самым непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить пять групп функций права, образующих их систему:
— общеправовые (свойственные всем отраслям права);
— межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права);
— отраслевые (свойственные одной отрасли права);
— правовых институтов (свойственные конкретному институту права);
— нормы права (свойственные конкретному виду норм права).
Исходя из предмета общей теории права, следует рассмотреть общеправовые функции, именуемые собственно юридическими. Они в свою очередь подразделяются на регулятивную и охранительную.
Регулятивная и охранительная функции — это имманентные праву функции. Это те функции, которые как раз и характеризуют право как специфическое качественно самостоятельное образование.
В качестве высших объективных критериев классификации функций права выступают различные социальные факторы, определяющие назначение права. Соответственно и функции, выделенные на основе этих критериев, имеют название «социальные».
В самом общем виде социальные функции права можно определить как направления обратного правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая — на политическую; воспитательная — на духовную.
Кроме того, представляется возможным выделить культурно-историческую функцию. Право как явление национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует духовные ценности и достижения человечества: права человека, демократию, моральные устои общества, социальную справедливость.
Функция социального контроля. Это именно влияние, т.е. неформальное воздействие права на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования (чаще морального, чем материального), с другой — ограничения (удержания от совершения неправомерных действий) того или иного поведения. Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет именно об общесоциальном механизме действия права, когда еще не используются специальные юридические инструменты и рычаги контроля.
Информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным источником моральной ориентации субъектов — организаций, физических лиц в данном конкретном обществе. Через законы, постановления, указы и т.д. люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка.
Главенствующее, определяющее место в системе функций права занимает регулятивная функция.
Особенности этой функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.
В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества.
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики).
Наиболее характерными путями осуществления регулятивных и статической, и динамической подфункций являются:
— определение посредством норм права правосубъектности граждан;
— закрепление и изменение правового статуса граждан;
— определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;
— установление правового статуса юридических лиц;
— определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
— установление конкретной правовой связи между субъектами права;
— определение оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным общественным отношениям.
В итоге регулятивную функцию права можно определить как направление воздействия права, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъекты права.
Не меньшее значение имеет и охранительная функция права. Необходимость в охране общественных отношений существовала, и будет существовать всегда.
Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.
Специфика охранительной функции состоит в следующем:
- во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;