Понятие и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.

Файлы: 1 файл

Правоведение_all.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

6) неперсонифицированность (право адресовано не к конкретному лицу, а ко всему обществу);

7) институциональность (правотворчество осуществляют строго определенные органы государства или этот процесс идет под их контролем (например, референдум);

8) объективность (право закономерно появляется на этапе перехода общества к производящей экономике как естественный результат развития регулятивной системы). В различных теоретико-юридических концепциях право наделяется иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право.

Хотя в первой части  этой главы и  дано определение права, тем не менее, вопрос «Что такое право?» остается открытым. И во всех ответах на этот фундаментальный вопрос с необходимостью присутствует такой определяющий для правопонимания момент, как отождествление или различение права и закона. Собственно, этот момент различения или отождествления права и закона и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, которые можно назвать соответственно юридическим (от лат. jus — право) и легистским (от лат. lex — закон).

По существу именно для юридического правопонимания вопрос «Что такое право?» является подлинным вопросом, действительной проблемой. Для легистского же подхода такого вопроса в подлинном смысле не существует, поскольку для него право — это уже официально данное, действующее, позитивное право.

Право с позиций юридического правопонимания -  это не просто произвольное и субъективное властное веление, а нечто объективное и самостоятельное, обладающее своей (не зависящей от воли законодателя) собственной природой, своей сущностью и своей спецификой.

В свою очередь закон становится правовым лишь будучи формой выражения объективно обусловленных свойств права. Правовой закон это и есть право (со всеми его объективно необходимыми свойствами), получившее официальную форму признания, конкретизации и защиты, словом — законную силу.

Самая краткая дефиниция общего понятия такого правового закона, или иначе позитивного права, должна включать в себя как минимум два определения, первое из которых содержало бы одну из характеристик права в его различении с законом, а второе — характеристику права в его совпадении с законом. В результате позитивное право, соответствующее объективным требованиям права, можно определить как общеобязательную форму равенства, свободы и справедливости. То же самое юридическое правопонимание на более привычном для легизма языке можно выразить как общеобязательную систему норм равенства, свободы и справедливости.

С позиций общей теории права, т. е. не философии, а науки право как оправданная свобода поведения опирается по большей части на известные идеальные (идеологические), организационные и нормативные формы.

Но есть и права, которые напрямую, непосредственно вытекают из социальной жизни, независимо от каких-либо идеальных (идеологических), организационных, нормативных форм опосредования, с которыми мы уже встречались при рассмотрении первобытно-общинного строя.

Такие права могут быть названы непосредственно-социальными. Они существуют и действуют безотносительно к тому, объективированы ли они в каких-то опосредующих внешних формах или нет.

Точнее именовать указанную группу прав естественными, т.е. такими, которые являются выражением натуральной жизни общества, напрямую даны естественным ходом вещей. По отношению к ним право как юридическое явление и выступает в качестве позитивного права, — права, которое создается людьми и выражено в писаных нормах, содержащихся в нормативных документах.

Существование естественных (непосредственно-социальных) прав и их роль в обществе охватываются идеей естественного права — одного из крупных достижений гуманитарной мысли в истории человечества. Смысл идеи естественного права состоит как раз в признании того, что наряду с правом, создаваемым в государстве людьми, т. е. позитивным правом, существует естественное право, которое представляет собой более глубокий, основательный, исходный в жизни людей феномен, источником которого является сам естественный порядок вещей, — в обществе и природе.

С позиций юридической аксиологии (учения о ценностях права), естественное право как воплощение объективных свойств и ценностей «настоящего» права выступает в виде должного образца, цели и критерия для оценки позитивного права и соответствующей правоустанавливающей власти (законодателя и государства в целом), для определения их естественно-правовой значимости, ценности. При этом естественное право понимается как уже по своей природе правильное явление и исходно наделяется соответствующей абсолютной ценностью.

В понятие естественного права, таким образом, наряду с теми или иными объективными свойствами права (принципом равенства людей, их свободы и т.д.) включаются и различные моральные (религиозные) характеристики. В результате такого смешения права и морали (религии) естественное право предстает как некий ценностно-содержательный, нравственно-правовой (или морально-правовой, религиозно-правовой) комплекс, с позиций которого выносится то или иное ценностное суждение о позитивном праве и позитивном законодателе.

В итоге речь идет об оценке (ценностном суждении) с позиций права правового смысла и значения закона (позитивного права) и государства, об их правовом качестве, об их соответствии (или несоответствии) целям, требованиям, императивам права как ценностно-должного. Право при этом выступает как цель для закона (позитивного права) и государства. Это означает, что закон (позитивное право) и государство должны быть ориентированы на воплощение и осуществление требований права, поскольку именно в этом состоят их цель, смысл и значение.

Рассмотрев понятие права и основные подходы к правопониманию, можно перейти к функциональной характеристике права.

2. 2. Функциональная характеристика права

Дать функциональную характеристику права, — это значит вскрыть и описать способы его действия. А это в свою очередь связано с социальным назначением и социальным воздействием права. Социальное назначение права состоит в урегулировании и упорядочении общественных отношений.

Правовое воздействие — это такая категория, которая характеризует пути, формы и способы влияния права на общественные отношения.

Формами правового воздействия являются правовое регулирование, информационное и ориентационное влияние. Выделение форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное). Оба названных вида воздействия охватываются понятием «функция права».

Функция права — это проявление его имманентных, специфических свойств. В функции аккумулируются свойства права, которые следуют из его качественной самостоятельности как социального феномена. В этом плане следует отметить, что, во-первых, функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Во-вторых, функция права — это проявление его имманентности, специфических свойств. В-третьих, функция права — это направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. В-четвертых, функция права выражает наиболее существенные и главные черты права, его стабильность, непрерывность, длительность действия.

Производным от «функции права» является понятие «функционирование права». Если «функция права» — понятие собирательное, в том смысле, что отражает не только настоящее, но и будущее (т.е. цели и задачи права) в праве, то «функционирование» отражает действие права в настоящем.

Таким образом, «функция права» и «функционирование права» являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Однако в буквальном смысле понятие «функционирование права» обозначает действие права как элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование — это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.

Поскольку характеристика функционирования права — это по существу характеристика системы функций, постольку мы и переходим к анализу функций права как единой, целостной системы.

2. 3. Функции права

Система функций права представляет собой сложное многоуровневое образование.

Система функций права самым непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить пять групп функций права, образующих их систему:

— общеправовые (свойственные всем отраслям права);

— межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права);

— отраслевые (свойственные одной отрасли права);

— правовых институтов (свойственные конкретному институту права);

— нормы права (свойственные конкретному виду норм права).

Исходя из предмета общей теории права, следует рассмотреть общеправовые функции, именуемые собственно юридическими. Они в свою очередь подразделяются на регулятивную и охранительную.

Регулятивная и охранительная функции — это имманентные праву функции. Это те функции, которые как раз и характеризуют право как специфическое качественно самостоятельное образование.

В качестве высших объективных критериев классификации функций права выступают различные социальные факторы, определяющие назначение права. Соответственно и функции, выделенные на основе этих критериев, имеют название «социальные».

В самом общем виде социальные функции права можно определить как направления обратного правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая — на политическую; воспитательная — на духовную.

Кроме того, представляется возможным выделить культурно-историческую функцию. Право как явление национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует духовные ценности и достижения человечества: права человека, демократию, моральные устои общества, социальную справедливость.

Функция социального контроля. Это именно влияние, т.е. неформальное воздействие права на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования (чаще морального, чем материального), с другой — ограничения (удержания от совершения неправомерных действий) того или иного поведения. Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет именно об общесоциальном механизме действия права, когда еще не используются специальные юридические инструменты и рычаги контроля.

Информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным источником моральной ориентации субъектов — организаций, физических лиц в данном конкретном обществе. Через законы, постановления, указы и т.д. люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка.

Главенствующее, определяющее место в системе функций права занимает регулятивная функция.

Особенности этой функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.

В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики).

Наиболее характерными путями осуществления регулятивных и статической, и динамической подфункций являются:

— определение посредством норм права правосубъектности граждан;

— закрепление и изменение правового статуса граждан;

— определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;

— установление правового статуса юридических лиц;

— определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;

— установление конкретной правовой связи между субъектами права;

— определение оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным общественным отношениям.

В итоге регулятивную функцию права можно определить как направление воздействия права, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъекты права.

Не меньшее значение имеет и охранительная функция права. Необходимость в охране общественных отношений существовала, и будет существовать всегда.

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Специфика охранительной функции состоит в следующем:

-         во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;

Информация о работе Понятие и функции государства