Понятие и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.

Файлы: 1 файл

Правоведение_all.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

Ограниченная вменяемость представляет собой такое психическое состояние лица, при котором у преступника была ограничена способность осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения либо руководить им в силу расстройства психической деятельности или иных психических аномалий. Следует подчеркнуть, что такое состояние не исключает уголовной ответственности и наказания.

Объективная сторона преступления включает в качестве обязательного элемента вину в форме умысла или неосторожности. Вина — это психическое отношение субъекта преступления к совершаемому им деянию. Умысел бывает в двух формах — прямой и косвенной. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Неосторожность также выступает в двух формах — легкомыслии и небрежности. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Ныне 91 % выявляемых преступлений в стране совершается с умыслом, остальные по неосторожности.

Факультативными признаками субъективной стороны состава преступления являются мотив и цель. Мотив — обусловленные внутренними потребностями побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление. Цель — желаемый преступный результат.

Наказание — мера государственного принуждения, предусмотренного Уголовным кодексом, применяемая по приговору суда от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Особенностью уголовного наказания является и то, что оно в предусмотренных законом случаях порождает судимость.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Ныне действующий Уголовный кодекс насчитывает 13 видов наказания, которые подразделяется на две группы: основные (применяемые самостоятельно), и дополнительные (применяемые только в сочетании с основными) и меры, применяемые в качестве как основных, так и дополнительных.

Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества применяются только в качестве дополнительных видов наказаний.

5. 5. Значение законности и правопорядка в обществе

Реализации права во многом характеризуется законностью, которая может быть определена и как аспект общеобязательности права, и как соответствующая идея, и как особая политико-правовая реальность, относящаяся к глубинным элементам структуры права и существенно влияющая на эффективность правового регулирования.

В целом законность может быть охарактеризована как реальность права, такая реальность, когда его требования, гарантированные им возможности последовательно, полно и точно претворяются в жизнь.

Этот подход принципиально важен для теории права в нескольких отношениях.

Во-первых, понятие законности — одна из граней реалистического отношения к праву, к его общеобязательности, к его силе и ценности.

Во-вторых, существенное значение имеет принцип (идея) законности, который непосредственно выражает уровень гуманистического содержания господствующего мировоззрения, природу данной общественной системы, ее нацеленность на обеспечение и охрану прав личности, на исключение из общественной жизни произвола и бесправия личности.

В-третьих, понятие законности позволяет еще раз — после рассмотрения собственно права и правосознания и ряда специальных правовых вопросов — обратиться в рамках общетеоретической проблематики к высокозначимым общественно-политическим вопросам. Анализ законности как особого самостоятельного общественно-политического кипения позволяет определенным образом охарактеризовать данную правовую систему, увидеть связь законности с природой социального строя, с особенностями свойственного стране политического режима.

Сама по себе законность непосредственно связана с демократией.  А глубокое единство демократии и законности возникает лишь в условиях правового государства и правового гражданского общества.

Основные требования законности, проявляющиеся в условиях демократических политических режимов, это:

-         всеобщность права, т.е. необходимость развитого, совершенного законодательства — такого, при котором все общественные отношения, нуждающиеся в юридическом опосредовании, регулируются законом, а не произволом или чьей-либо прихотью; в законодательстве не должно быть таких существенных пробелов и таких несовершенств, которые давали бы возможность для произвольных действий;

-         верховенство конституции и закона, т.е. подчиненность всех иных нормативных и индивидуальных актов действующим законам, а всех законов и других актов государственных органов — конституции;

-         равенство всех перед законом, предъявление всем участникам общественных отношений одинаковых требований, отсутствие у кого-либо привилегий;

-         наличие социальных и юридических механизмов, обеспечивающих реализацию прав (строжайшее соблюдение и исполнение обязанностей; беспрепятственные возможности для исполнения субъективных прав);

-         гарантированное качественное применение права, активная и решительная борьба с правонарушениями, неотвратимость юридической ответственности для всех, кто нарушил закон;

-         стабильность, устойчивость правопорядка, эффективная работа всего механизма правового регулирования. Эти требования и образуют законность и в конечном итоге должны привести, в соответствии с идеалами законности, к тому, чтобы все изложенное в юридических нормах могло стать реальностью, переключилось в фактическое поведение участников общественных отношений, в действительную правомерность этих отношений, в строгий правопорядок.

Непосредственным итогом правового регулирования, венцом действия права в условиях правового государства является правопорядок — состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практические осуществление требований права и режима законности.

Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг к другу и обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимно заменяемые). И все же правопорядок — результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований, причем так, что реализуются глубокие правовые начала, дух права. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок — это уже фактическое «правовое состояние» упорядоченности общественных отношений, та нормальная правовая жизнь, которая наступает в результате реализация требований законности.

Будучи венцом, итогом действия права, правопорядок как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (право — законность — правопорядок).

Основные черты правопорядка рельефно и ярко выражают особенности соответствующей правовой системы в целом.

 

ГЛАВА 6. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

6. 1. Конституция Российской Федерации

Российская Федерация — Россия (таково полное официальное наименование нашей страны) прошла длительный путь исторического развития. Конституция, принятая в 1993 году, провозгласила Россию демократическим, федеративным, правовым, социальным и светским государством с республиканской формой правления. Такое множество характеристик требует вдумчивого рассмотрения и анализа, начать который необходимо с самой Конституции Российской Федерации как главного основного закона нашего государства.

Само представление о конституции как о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости было разработано в античной Греции Аристотелем. Термин же «конституция» (от лат. constitutio — установление) появился в Древнем Риме и первоначально обозначал императорские указы. В условиях средневековья так стали называться акты о феодальных вольностях.

Современное понимание конституции утверждается в XVIII веке. Первыми были конституции США и Франции, родившиеся в огне великих демократических революций. В 1787 году была принята конституция США, а в 1791 году — конституция Франции.

Сегодня под конституцией понимается система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством — с другой, а также основы организации самого государства. Эта система правовых норм может быть сосредоточена в одном или нескольких нормативных актах, а может содержаться в неопределенном множестве законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях.

К сказанному необходимо добавить понимание конституции в материальном и формальном смыслах. Конституция в материальном значении представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев. Но в материальном смысле термин «конституция» употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, т. е. о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в данном смысле — это своего рода закон законов.

Соотношение между материальным и формальным пониманием проявляется в том, что все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех них есть конституция в смысле формальном. Например, Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые издали действующие нормы. Следует различать также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция, в материальном или формальном смысле, — это всегда определенная система правовых норм, регулирующих свыше круг общественных отношений. Фактическая же конституция — это сами отношения, т. е. то, что реально существует. В данном учебнике понятие «конституция» употребляется в наиболее распространенном его значении — формально юридическом, т. е. как закон или законы, обладающие высшей юридической силой.

Высшая юридическая сила конституции в формальном юридическом смысле проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов. Во-вторых, законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. Наконец, нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу нормам основного закона.

По своей сущности конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существующего на момент ее принятия. Это общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок.

Разумеется, что социальная общность (класс, слой), более влиятельная по тем или иным причинам (не в последнюю очередь по причинам экономическим), обычно оказывает более сильное, а подчас определяющее влияние на содержание конституции. Но было бы неправильно утверждать, что конституция выражает волю экономически господствующего класса. Вряд ли она смогла бы тогда выполнить свое предназначение — служить инструментом гражданского мира, определять такое устройство общества и власти, которое значительным большинством народа признавалось бы справедливым.

Сущность конституции четко проявляется в ее функциональной характеристике. Конституция выполняет три основные функции — юридическую (главный источник права страны), политическую (определяет устройство государства) и идеологическую (как наиболее авторитетный закон она обращается к признанным в обществе ценностям и как бы убеждает человека: если тебе дороги эти ценности, следуй тому, что записано в основном законе).

В современном мире следует отметить три основные тенденции, которые характеризуют развитие конституционно-правового регулирования общественных отношений.

1. Происходит постоянная социализация конституций и конституционного права вообще. Первые конституции ограничивались, как правило, политической сферой. Они декларировали личные (гражданские) и публичные (политические) права и свободы. Исключение составляло лишь право собственности (социально-экономическое по своей сущности).

Социальные конфликты XX века властно потребовали, чтобы конституции стали в той или иной форме регулировать основы всего общественного строя, включая его политическую, экономическую, социальную и социально-культурную подсистемы.

Укреплению обозначенной тенденции немало способствовали конституции «социалистических» стран (конечно в первую очередь СССР). Само существование «социалистических» и «национал-социалистических» тоталитарных режимов, возникших на почве обоснованного социального протеста трудящихся, показало миру ту грозную опасность, которой чреваты ограничение демократического государства ролью «ночного сторожа» и надежда на саморегулирование общественных отношений в условиях рынка.

Информация о работе Понятие и функции государства