Понятие и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.

Файлы: 1 файл

Правоведение_all.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

2. Демократизация конституционного права. Наиболее яркое свое выражение эта тенденция нашла в повсеместном переходе к всеобщему, равному избирательному праву. Кроме того, происходит возникновение и развитие новых демократических институтов. В качестве примера можно назвать административную и конституционную юстицию, парламентских уполномоченных по правам человека, замену административной опеки над местным самоуправлением административным надзором и т.д.

3. Интернационализация конституционного права. Она проявляется прежде всего в сближении национального конституционного права каждой демократической страны с международным публичным правом, вследствие чего между ними подчас стирается граница. Достижения конституционного права отдельных стран обобщаются на международном уровне и включаются в акты международного права — пакты, конвенции и т.п., которые накладывают на их участников обязательства внести в свое национальное законодательство те или иные демократические конституционно-правовые институты. В России само государство в своей Конституции провозгласило:

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (Конституция РФ, ч. 4, ст. 15).

Конечно, указанные тенденции не могут препятствовать попятному движению в развитии демократизации в отдельных странах мира, но обзор всех конституций стран мира говорит о неодолимости отмеченных тенденций.

Подводя итог, можно сказать в целом, что конституция — это основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция — основа всего законодательства той или иной страны,

Формой конституции является способ организации и выражения конституционных норм. Прежде всего форма конституции определяется тем, что она может состоять из одного или нескольких нормативных актов.

Единым и единственным конституционным актом являются, например, конституции Германии, Испании, России. Напротив, конституция Швеции состоит из трех нормативных актов: Формы правления 1974 года, в котором урегулированы основы государственного строя, основные свободы и права и система государственных органов; Акта о престолонаследия 1810 года и Акта о свободе печати 1974 года.

Если конституция представляет собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то она квалифицируется как кодифицированная. Если же эти вопросы регулируются несколькими писаными актами, то это некодифицированная конституция.

Структура кодифицированных конституций имеет стандартизированный вид: она включает преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть конституции наиболее велика в политическом и идеологическом плане.

Третья глава «Федеративное устройство» содержит концепцию обновленного федеративного устройства, определяет статус субъектов Российской Федерации и принцип разграничения полномочий.

Четвертая глава «Президент» открывает перечень положения о ветвях государственной власти и отражает новый статус Президента, присущий ему как главе государства.

В структуре Конституции последовательно и четко отражена концепция разделения властей. Пятая, шестая и седьмая главы о Федеральном Собрании, Правительстве и судебной власти расположены логично.

В целом Конституция РФ 1993 года по своей структуре может быть признана компактной, четкой и юридически строгой по логике своего строения.

Раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения» закрепляет нормы о введении новой Конституции в действие, фиксирует прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции.

Особо следует остановиться на вопросах принятия, изменения и отмены конституций.

Двухсотлетняя история конституционализма выработала несколько способов принятия конституций. Наименее демократический из них — октроирование, т. е. дарование конституции односторонним актом главы государства. Впервые октроирование было применено во Франции в 1814 году. С тех пор этот способ принятия конституций считался чисто монархическим. Однако новейшая история знает случаи, когда октроирование осуществлялось президентом — главой государства при республиканской форме правления. В период распада Британской колониальной империи октроирование широко применялось британской короной. Молодые освободившиеся государства получили первые свои конституции в виде «приказа в совете» — нормативного акта монарха.

Большинство ныне действующих конституций были приняты либо учредительными собраниями или парламентами, либо непосредственно одобрены избирательным корпусом на референдумах.

Если конституция принимается впервые, это означает осуществление первоначальной учредительной власти. Принятие очередной конституции — это реализация производной учредительной власти.

В новейшей политической практике осуществление учредительной власти иногда происходит следующим образом. Учредительное собрание разрабатывает и одобряет проект конституции, а окончательное решение о его принятии возлагается на избирателей. Это означает проведение конституционного референдума. Первый такой референдум был проведен в 1799 году. На нем была принята французская конституция, оформившая бонапартистский переворот 18 брюмера, которым завершилась Великая французская революция.

Внешне референдум очень демократичен. Но он не исключает следующих обстоятельств. Прежде всего автором проекта конституции может выступать административный орган, не имеющий представительского характера. Самим же избирателям (электорату) предоставляется право сказать либо да, либо нет всему проекту конституции в целом. Они не могут одобрить или отклонить отдельные его положения. Большое значение имеет проблема мотивации воли электората (его голосование суверенно или заранее предопределено). Следует учитывать, что разумная оценка такого сложного документа, как проект конституции, далеко не всем под силу. И неудивительно, что поведение рядового участника референдума в кабине для голосования может явиться результатом воздействия на него политических партий, церкви, средств массовой информации.

В связи с этим процедура «народного голосования» (референдум, плебисцит) представляет немалые возможности для навязывания воли определенных политических сил.

Но с другой стороны, именно референдум способен обеспечить значительный уровень легитимности основного закона.

Исходя из политической практики, можно сказать, что наиболее демократичным способом принятия и утверждения конституции является учредительное собрание. Если оно сформировано путем подлинных свободных демократических выборов, то тогда оно является действительным представительным органом, созданным только для выработки и принятия конституции. Такое учредительное собрание способно выразить и закрепить в конституционных нормах действительное соотношение социальных и политических сил в стране. Входящие в него депутатские группы могут деятельно обсудить все статьи конституции, учесть мнения всех социальных слоев и принять текст основного закона. Само учредительное собрание может обладать неограниченной и ограниченной суверенной властью. Если оно вырабатывает проект конституции, а утверждение его происходит на референдуме, то это означает ограничение суверенитета учредительного собрания.

Применительно к России история конституционного развития имеет следующие вехи. Так, в конце 20-х годов XVIII столетия Верховный тайный совет Российской империи предпринял попытку ограничить самодержавие путем введения особых Кондиций (условий) для приглашенной на русский престол герцогини курляндской Анны Ивановны. Эти Кондиции предусматривали постоянное существование Верховного тайного совета, лишали монарха права назначать наследника, самостоятельно объявлять войну и заключать мир, вводить новые налоги, производить в чины выше ранга полковника, дарить имения и «живота, имения и чести без суда не отнимать». Но инициатива верховников была сорвана выступлением императорской гвардии.

О конституционных изысканиях говорят также «Наказ» Екатерины II и работа специальных комиссий в царствование Александра I. Первые же варианты российской конституции была разработаны в начале 20-х годов XIX века декабристами Н. Муравьевым и П. Пестелем. Конституция Н. Муравьева была ориентирована на конституционную дуалистическую монархию, а «Русская Правда» П. Пестеля — на республику.

С начала царствования Александра II (середина XIX в.) начинается процесс постепенного перетаскивания абсолютной монархии в конституционную. Он увенчался изданием Николаем II 17 октября 1905 года Манифеста, провозгласившего «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

Манифестом, основными законами, принятыми 23 апреля 1906 года, и рядом последующих правовых актов было положено начало конституционному развитию страны. Утверждалась двухпалатная парламентарная система в лице Государственной Думы и Государственного Совета, при сохранении сильной власти императора. Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый монархом и ответственный только перед ним. Избиралась Государственная Дума широкими слоями населения, хотя и на неравных условиях.

Государственный Совет имел те же права, что и Дума. Половина ее состава назначалась императором, а остальные места заполнялись выборными представителями от духовенства, Академии наук и университетов, земских и дворянских собраний.

Процесс постепенной эволюции в сторону конституционной парламентарной монархии был прерван российской революцией 1917 года.

Монархия была низложена. Государственная Дума сформировала Временное правительство. 1 сентября 1917 года Россия была провозглашена республикой. Временным правительством была начата подготовка конституционной реформы, которую призвано было осуществлять Учредительное собрание. Но процесс был прерван государственным переворотом 7 ноября 1917 года и разгоном Учредительного собрания 5 января 1918 года. В стране утвердилось тоталитарное государственное право.

После 1922 года, т.е. с создания СССР, Россия фактически управляется союзными органами и законами. У нее не было даже своего высшего республиканского партийного органа, — всем вершат ЦК ВКП (б), а затем ЦК КПСС. Вслед за принятием союзных конституций 1936 и 1977 годов были сделаны и слепки для РСФСР 1937 и 1978 годов, имевшие псевдодемократический характер. Тоталитарная система власти сочеталась с весьма обширным перечнем гражданских прав и свобод, превращая значительную их часть в фикцию.

Ситуация изменилась с распадом СССР, объективно назревшая потребность перемен достигла своей критической точки. Еще в принятой 12 июня 1990 года российской Декларации о государственном суверенитете была поставлена задача разработки новой Конституции России.

Необходимость принятия нового Основного закона страны диктовалась наличием главного недостатка старой конституции. Он заключался в отсутствии ясно изложенного принципа разделения властей и постоянно порождал кризисы и конфликты между законодательной и исполнительной властью. В государстве действовал формально присущий советской власти принцип всевластия Советов с полной подконтрольностью им исполнительной власти.

Наконец, недемократичность ситуации усилилась тем, что над Верховным Советом, являющимся лишь подобием парламента, стоял Съезд народных депутатов — по сути дела своеобразный массовый митинг с неограниченной властью. Палаты Верховного Совета (Совет Республики и Совет Национальностей) не обладали независимостью и управлялись одним органом — Президиумом Совета. Большинство заседаний были совместными, парламентские процедуры вместо поиска компромиссов сводились к подавлению меньшинства большинством.

На I съезде народных депутатов России (22 июня 1990 года) была образована Конституционная комиссия, которая начала работу над проектом новой Конституции. Но сложная расстановка политических сил в депутатском корпусе обернулась внесением многочисленных изменений в действующую Конституцию. Она стала приобретать противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность явилась той правовой основой, на которой разгорелось ожесточенное противоборство законодательной и исполнительной власти, вылившееся в октябре 1993 года в вооруженное столкновение, в результате которого Съезд и Верховный Совет были распущены. В этих условиях только принятие новой конституции могло стабилизировать общество.

К этому времени уже было выдвинуто много проектов новой конституции. Основные из них — проект уже названной выше Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, которое было созвано по Указу Президента для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня 1993 года в Москве. Последний проект включил в себя многое из проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции. Он был вынесен на референдум, проводившийся на основе «Положения о проведении всенародного голосования проекта Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года», утвержденного Указом Президента.

Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 755 000 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32 937 630, или 54,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Новая Конституция России была принята.

Одновременно были избраны почти все депутаты Государственной Думы и Совета Федерации — палат Федерального Собрания, нового парламента Российской Федерации. В результате в России началось становление новой структуры конституционной власти. Изменения в общественной жизни страны могут повлечь за собой изменение конституции. Этот процесс обусловлен гибким или жестким характером основного закона.

Информация о работе Понятие и функции государства