Понятие и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.

Файлы: 1 файл

Правоведение_all.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

6. 3. Система органов государственной власти в Российской Федерации

6. 3. 1. Принцип разделения властей

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Главная цель принципа разделения властей — не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека.

Равновесие властей поддерживается специальными мерами (так называемая «система сдержек и противовесов»), которые обеспечивают взаимодействие и взаимное ограничение полномочий этих органов. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах их полномочий. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна и подчиняется только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она также не в состоянии, поэтому власти взаимно дополняют друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность.

В Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей действуют следующие органы государственной власти:

1) законодательная власть — Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

2) исполнительная власть — Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации;

3) судебная власть — суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Каждая из ветвей власти имеет определенный круг полномочий. Законодательная власть устанавливает правовые основы (создает законы), определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти. Исполнительная власть в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность осуществляется в рамках законов. Органы исполнительной власти несут ответственность перед законодательной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства путем осуществления правосудия. Правосудие осуществляется только судебными органами, независимость и законность деятельности которых являются гарантиями прав и свобод граждан. Суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, но осуществляет правовой контроль за принимаемыми ими нормативными актами. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушения со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

6. 3. 2. Понятие, признаки и виды государственных органов

Государственный орган — структурный элемент государственного аппарата, наделенный государственно-властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

1) является частью единой государственной системы, хоть и обладает определенной автономией;

2) состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и государственным органом. Права и обязанности (компетенция) служащих строго определены законом. Бремя содержания государственных служащих лежит на обществе;

3) имеет внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они связаны единой целью;

4) обладает определенной компетенцией — властными правомочиями, которые складываются из совокупности прав и обязанностей. Компетенция обусловлена предметом ведения (задачами и функциями);

5) обладает властными полномочиями, которые выражаются:

—  в возможности издания нормативно-правовых актов или актов применения права;

— в обеспечении выполнения нормативно-правовых актов путем использования методов принуждения;

6) имеет определенную материальную базу, финансы, бюджет, источники финансирования;

7) активно участвует в реализации функций государства.

Классификация органов государства:

1) по способу возникновения:

—первичные органы — никакими другими органами не создаются и получают властные полномочия непосредственно от избирателей (Президент, Федеральное Собрание);

— производные органы — создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (Правительство);

2) по месту в иерархической структуре государственного аппарата:

— центральные;

— региональные;

—местные;

3) по объему компетенции:

—органы общей компетенции — решают широкий круг вопросов (Правительство);

—органы специальной (отраслевой) компетенции — специализируются на выполнении какой-либо одной функции одного вида деятельности (министерства и ведомства);

4) по способу формирования:

— избираемые — характеризуются выборностью и сменяемостью;

— назначаемые — должны соответствовать определенным требованиям, для них характерно отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности;

5) по порядку принятия решений:

—единоличные — принимают решения путем самостоятельного императивного волеизъявления;

—     коллегиальные - принимают решения большинством граждан, уполномоченных на то законом.

6. 3. 3. Организация государственной власти в Российской Федерации

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

 

ГЛАВА 7. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

7. 1. Понятие гражданского права

Гражданское право как отрасль единой системы российского права, совместно и во взаимодействии с другими отраслями права, обеспечивает решение широкого круга задач в области:

-         повышения эффективности общественного производства, использования материальных ресурсов, капиталов и научно-технических достижений, развития производственной инфраструктуры;

-         реализации экономической свободы, автономии и самостоятельности хозяйствующих субъектов;

-         удовлетворения материальных, культурных и социальных потребностей граждан путем приобретения ими имущества, оказания им разнообразных услуг сервиса и т.д., при этом достижения качественно нового уровня благосостояния населения.

С переходом к рыночной модели экономики возрастает и социальная ценность гражданского права, поскольку здесь, в условиях рынка, утверждаются экономическая свобода, самостоятельность и автономия хозяйствующих субъектов, а вместе с тем намного возрастает и потребность в гражданско-правовом инструментарии для развития производства и предпринимательства, в регулировании движения товаров, капиталов и оказания услуг, в удовлетворении социальных потребностей граждан.

Гражданское право представляет собою совокупность норм, регулирующих обусловленные использованием товарно-денежной формы имущественные отношения организаций и граждан на основе их хозяйственной (имущественной) обособленности, автономии и равенства участников этих отношений и характеризующих гражданско-правовой статус лица, личные неимущественные отношения.

Гражданское право регулирует самостоятельную, качественно особую сферу общественных отношений, имея при этом специфический режим правового регулирования. Предметом гражданского права являются две группы отношений — имущественные и личные, неимущественные отношения. Имущественные отношения — разновидность, проявление, элемент производственных отношений, их субъективная сторона, поскольку здесь имущественные отношения складываются как волевые отношения между хозяйствующими субъектами.

Гражданское право регулирует имущественные отношения в их стоимостной, эквивалентно-возмездной форме. Это общественные связи, которые складываются по поводу принадлежности, использования и перехода средств производства, научно-технических достижений, предметов потребления и других материальных благ. Имущественные отношения охватывают разнообразные сферы и процессы хозяйствования: распределение средств и продуктов производства, область гражданского оборота, возмещение материального и морального ущерба, наследование и т.д. Гражданское право регулирует весь круг имущественных отношений между организациями, между гражданами, между гражданами и организациями, в том числе и отношения с участием иностранных фирм и граждан. Поэтому снимается дифференциация гражданского и хозяйственного законодательства, хотя с развитием коммерческой, предпринимательской деятельности утверждается новая дифференциация гражданского и торгового права.

Гражданское право, выражая частноправовые принципы, составляет основу правового оформления предпринимательства и закрепляет его специфику в рамках и составе гражданского законодательства. Наряду с определением предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п.1 ст.2 ГК), закрепляет систему юридических лиц и их статус в сфере предпринимательства, понятие поставки как разновидности предпринимательской купли-продажи, особенности гражданско-правовой ответственности, немало иных положений, учитывающих специфику предпринимательской деятельности. Законодатель тем самым в формировании правовой базы предпринимательства избрал тот путь экономически развитых стран, в которых регулирование этой сферы осуществляется в рамках общего гражданского законодательства с изданием при этом ряда федеральных законов.

Статья 2 Гражданского кодекса РФ закрепляет положение, согласно которому гражданское законодательство регулирует не только имущественные, но и личные, неимущественные отношения, устанавливает, что предметом гражданского права, помимо имущественных, являются и личные, неимущественные отношения. Личными являются права на нематериальные блага — право на имя, защиту чести, достоинства, а с 1992 года — и деловой репутации, на охрану здоровья, писем, дневников, наконец, право авторства и пр. Из личных, неимущественных отношений гражданское право регулирует комплекс отношений как связанных, так и не связанных с имущественными отношениями, но характеризующими гражданское состояние лица. Хотя гражданское право регулирует не все личные отношения, а лишь те, которые непосредственно характеризуют гражданско-правовой статус лица, оно защищает и те личные отношения, которые складываются в других отраслях права. Новым в защите чести, достоинства и деловой репутации является, кроме опровержения порочащих лицо сведений, и возмещение убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих сведений.

Механизм воздействия гражданского права на общественные отношения характеризуется специфическим, гражданско-правовым методом регулирования данной сферы отношений:

-         правовое положение участников гражданских правоотношений отличается их юридическим равенством, при этом имеется в виду равенство их общего правового статуса, хотя содержание субъективных прав в конкретных правоотношениях может быть различным; их участники являются юридически равными, не подчиненными друг другу лицами в отличие от административных правоотношений, где отношения строятся на отношениях власти: координации — подчинения;

Информация о работе Понятие и функции государства