Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа
Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.
Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Главная цель принципа разделения властей — не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека.
Равновесие властей поддерживается специальными мерами (так называемая «система сдержек и противовесов»), которые обеспечивают взаимодействие и взаимное ограничение полномочий этих органов. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах их полномочий. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна и подчиняется только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она также не в состоянии, поэтому власти взаимно дополняют друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность.
В Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей действуют следующие органы государственной власти:
1) законодательная власть — Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
2) исполнительная власть — Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации;
3) судебная власть — суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Каждая из ветвей власти имеет определенный круг полномочий. Законодательная власть устанавливает правовые основы (создает законы), определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти. Исполнительная власть в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность осуществляется в рамках законов. Органы исполнительной власти несут ответственность перед законодательной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства путем осуществления правосудия. Правосудие осуществляется только судебными органами, независимость и законность деятельности которых являются гарантиями прав и свобод граждан. Суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, но осуществляет правовой контроль за принимаемыми ими нормативными актами. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушения со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
Государственный орган — структурный элемент государственного аппарата, наделенный государственно-властными полномочиями.
Признаки государственного органа:
1) является частью единой государственной системы, хоть и обладает определенной автономией;
2) состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и государственным органом. Права и обязанности (компетенция) служащих строго определены законом. Бремя содержания государственных служащих лежит на обществе;
3) имеет внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они связаны единой целью;
4) обладает определенной компетенцией — властными правомочиями, которые складываются из совокупности прав и обязанностей. Компетенция обусловлена предметом ведения (задачами и функциями);
5) обладает властными полномочиями, которые выражаются:
— в возможности издания нормативно-правовых актов или актов применения права;
— в обеспечении выполнения нормативно-правовых актов путем использования методов принуждения;
6) имеет определенную материальную базу, финансы, бюджет, источники финансирования;
7) активно участвует в реализации функций государства.
Классификация органов государства:
1) по способу возникновения:
—первичные органы — никакими другими органами не создаются и получают властные полномочия непосредственно от избирателей (Президент, Федеральное Собрание);
— производные органы — создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (Правительство);
2) по месту в иерархической структуре государственного аппарата:
— центральные;
— региональные;
—местные;
3) по объему компетенции:
—органы общей компетенции — решают широкий круг вопросов (Правительство);
—органы специальной (отраслевой) компетенции — специализируются на выполнении какой-либо одной функции одного вида деятельности (министерства и ведомства);
4) по способу формирования:
— избираемые — характеризуются выборностью и сменяемостью;
— назначаемые — должны соответствовать определенным требованиям, для них характерно отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности;
5) по порядку принятия решений:
—единоличные — принимают решения путем самостоятельного императивного волеизъявления;
— коллегиальные - принимают решения большинством граждан, уполномоченных на то законом.
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
В пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Гражданское право как отрасль единой системы российского права, совместно и во взаимодействии с другими отраслями права, обеспечивает решение широкого круга задач в области:
- повышения эффективности общественного производства, использования материальных ресурсов, капиталов и научно-технических достижений, развития производственной инфраструктуры;
- реализации экономической свободы, автономии и самостоятельности хозяйствующих субъектов;
- удовлетворения материальных, культурных и социальных потребностей граждан путем приобретения ими имущества, оказания им разнообразных услуг сервиса и т.д., при этом достижения качественно нового уровня благосостояния населения.
С переходом к рыночной модели экономики возрастает и социальная ценность гражданского права, поскольку здесь, в условиях рынка, утверждаются экономическая свобода, самостоятельность и автономия хозяйствующих субъектов, а вместе с тем намного возрастает и потребность в гражданско-правовом инструментарии для развития производства и предпринимательства, в регулировании движения товаров, капиталов и оказания услуг, в удовлетворении социальных потребностей граждан.
Гражданское право представляет собою совокупность норм, регулирующих обусловленные использованием товарно-денежной формы имущественные отношения организаций и граждан на основе их хозяйственной (имущественной) обособленности, автономии и равенства участников этих отношений и характеризующих гражданско-правовой статус лица, личные неимущественные отношения.
Гражданское право регулирует самостоятельную, качественно особую сферу общественных отношений, имея при этом специфический режим правового регулирования. Предметом гражданского права являются две группы отношений — имущественные и личные, неимущественные отношения. Имущественные отношения — разновидность, проявление, элемент производственных отношений, их субъективная сторона, поскольку здесь имущественные отношения складываются как волевые отношения между хозяйствующими субъектами.
Гражданское право регулирует имущественные отношения в их стоимостной, эквивалентно-возмездной форме. Это общественные связи, которые складываются по поводу принадлежности, использования и перехода средств производства, научно-технических достижений, предметов потребления и других материальных благ. Имущественные отношения охватывают разнообразные сферы и процессы хозяйствования: распределение средств и продуктов производства, область гражданского оборота, возмещение материального и морального ущерба, наследование и т.д. Гражданское право регулирует весь круг имущественных отношений между организациями, между гражданами, между гражданами и организациями, в том числе и отношения с участием иностранных фирм и граждан. Поэтому снимается дифференциация гражданского и хозяйственного законодательства, хотя с развитием коммерческой, предпринимательской деятельности утверждается новая дифференциация гражданского и торгового права.
Гражданское право, выражая частноправовые принципы, составляет основу правового оформления предпринимательства и закрепляет его специфику в рамках и составе гражданского законодательства. Наряду с определением предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п.1 ст.2 ГК), закрепляет систему юридических лиц и их статус в сфере предпринимательства, понятие поставки как разновидности предпринимательской купли-продажи, особенности гражданско-правовой ответственности, немало иных положений, учитывающих специфику предпринимательской деятельности. Законодатель тем самым в формировании правовой базы предпринимательства избрал тот путь экономически развитых стран, в которых регулирование этой сферы осуществляется в рамках общего гражданского законодательства с изданием при этом ряда федеральных законов.
Статья 2 Гражданского кодекса РФ закрепляет положение, согласно которому гражданское законодательство регулирует не только имущественные, но и личные, неимущественные отношения, устанавливает, что предметом гражданского права, помимо имущественных, являются и личные, неимущественные отношения. Личными являются права на нематериальные блага — право на имя, защиту чести, достоинства, а с 1992 года — и деловой репутации, на охрану здоровья, писем, дневников, наконец, право авторства и пр. Из личных, неимущественных отношений гражданское право регулирует комплекс отношений как связанных, так и не связанных с имущественными отношениями, но характеризующими гражданское состояние лица. Хотя гражданское право регулирует не все личные отношения, а лишь те, которые непосредственно характеризуют гражданско-правовой статус лица, оно защищает и те личные отношения, которые складываются в других отраслях права. Новым в защите чести, достоинства и деловой репутации является, кроме опровержения порочащих лицо сведений, и возмещение убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих сведений.
Механизм воздействия гражданского права на общественные отношения характеризуется специфическим, гражданско-правовым методом регулирования данной сферы отношений:
- правовое положение участников гражданских правоотношений отличается их юридическим равенством, при этом имеется в виду равенство их общего правового статуса, хотя содержание субъективных прав в конкретных правоотношениях может быть различным; их участники являются юридически равными, не подчиненными друг другу лицами в отличие от административных правоотношений, где отношения строятся на отношениях власти: координации — подчинения;