Понятие и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.

Файлы: 1 файл

Правоведение_all.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

Обобщая указанные выше признаки юридического лица, п. 1 ст. 48 ГК РФ дает следующее определение понятия «юридическое лицо». Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица, как и физические лица, для того, чтобы стать участником гражданского оборота, должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Для юридических лиц различие понятий правоспособности и дееспособности не имеет существенного значения, поскольку право- и дееспособность юридического лица возникают одновременно в момент государственной регистрации юридического лица (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ) и одновременно же прекращаются после внесения записи о ликвидации юридического лица в государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Объем правоспособности юридического лица определяется его учредительными документами. Правоспособность в этом случае может быть либо универсальной (общей), либо специальной (ограниченной). Наиболее общей правоспособностью обладают коммерческие организации, при условии, что в их учредительных документах не установлен исчерпывающий перечень видов их деятельности. Такие юридические лица могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, совершая любые необходимые для этого сделки. Ограничение сфер деятельности юридического лица законом либо его учредительными документами приводит к специальной правоспособности. Такие ограничения, в частности, могут быть вызваны тем, что юридическое лицо при его учреждении создается для достижения определенной цели, для ведения вполне конкретных видов деятельности. Правоспособность юридических лиц — некоммерческих организаций всегда является специальной. Необходимо также учитывать то, что для возможности осуществления некоторых видов деятельности обязательно наличие у юридического лица специального разрешения уполномоченного государственного органа — лицензии (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ). Юридическое лицо участвует в гражданском обороте (реализует свою правоспособность) посредством действий своих органов, которые могут быть как единоличными (директор, генеральный директор, президент и т.п.), так и коллегиальными (правление, наблюдательный совет, совет директоров, общее собрание).

Классификация юридических лиц имеет особое гражданско-правовое значение. Она дает представление обо всех имеющихся организационно-правовых формах юридических лиц, помогает понять существенные, отличительные признаки той или иной разновидности юридических лиц.

В соответствии с действующим гражданским законодательством юридические лица, в зависимости от целей деятельности, разделяются на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). И коммерческие, и некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли. Однако для коммерческой организации получение прибыли является основной целью ее деятельности, тогда как для некоммерческой — побочной, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых организация создана.

Коммерческими организациями являются — хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться коммерческие организации, установленный ГК РФ, является законченным, т.е. ни в каких иных организационно-правовых формах коммерческие организации на территории России функционировать не могут. Перечень некоммерческих организаций, установленный в п. 3 ст. 50 ГК РФ, не является исчерпывающим. Наряду с потребительскими кооперативами, общественными и религиозными организациями, учреждениями, фондами некоммерческие организации могут создаваться и в других формах, предусмотренных законом.

В зависимости от прав учредителей (участников) на имущество юридического лица юридические лица подразделяются:

а) на юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют обязательственные права, т.е. само юридическое лицо является собственником имущества, переданного учредителями (участниками), — к таким юридическим лицам относится большинство коммерческих организаций (товарищества, общества, производственные кооперативы);

б) на юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) сохраняют право собственности либо иное вещное право, — унитарные предприятия и учреждения;

в) на юридические лица, в отношении имущества которых их учредители (участники) не имеют ни обязательственных, ни вещных прав, — большинство некоммерческих организаций (общественные и религиозные организации, фонды, ассоциации, союзы и др.).

Юридическое лицо вправе создавать вне места своего нахождения свои обособленные подразделения — представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Различие понятий филиала и представительства юридического лица состоит в характере и объеме функций. Объем функций филиала включает в себя и функции представительства. Представительство юридического лица создается с целью представлять интересы последнего и осуществлять их защиту. Филиал же помимо функций представительства осуществляет все или часть функций самого юридического лица. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, наделяются имуществом юридического лица и действуют на основании положений, разработанных юридическим лицом. Руководитель представительства или филиала назначается юридическим лицом, для осуществления представительских и иных функции ему выдается доверенность от юридического лица. Перечень представительств и филиалов юридического лица находит свое отражение в учредительных документах создавшего их юридического лица.

 

ГЛАВА 9. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

9. 1. Понятие собственности

Отношения собственности являются центральным элементом любого общества. В сущности, любое общество есть совокупность индивидуумов, взаимодействующих на основе сложившихся и изменяющихся прав и отношений собственности.

Самое простое определение говорит, что собственность — это отношение человека к вещи как к своей. Однако этим содержание собственности не исчерпывается. Собственность невозможна без того, чтобы другие индивиды, не являющиеся собственниками конкретной вещи, относились к ней как к чужой. Таким образом, в целом, собственность — это общественное отношение. Кроме того, собственность — это отношение, которому присущи материальный субстрат и волевое содержание. Собственность — это имущественное отношение.

Отношения собственности неизбежно получают юридическое закрепление. Выражается это как в системе правовых норм, регулирующих указанные отношения и образующих институт права собственности, так и в закреплении определенной меры власти за лицом, являющимся собственником данной вещи. Таким образом, выделяют право собственности в объективном и субъективном смыслах.

В объективном смысле — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения принадлежности имущественных благ, возможности владения, пользования и распоряжения этим имуществом, а также правовые средства защиты прав собственника.

Владение означает принадлежность вещи конкретному собственнику, хозяйственное господство собственника над вещью. Но при этом владение вовсе не требует, чтобы собственник находился с вещью в непосредственном соприкосновении (например, уезжая в командировку, собственник остается владельцем находящихся в его квартире вещей).

Владение может быть законным, или титульным (титул — предусмотренное законом основание владения), и незаконным. В свою очередь незаконное владение делится на добросовестное, т.е. такое, когда владелец не знал и не мог знать о том, что владеет вещью без достаточных на то оснований, и на недобросовестное, когда владелец знал или мог знать об этом (например, при скупке краденого).

Пользование сводится к возможности извлечения из вещи полезных свойств путем ее производительного и личного потребления. Чаще всего правомочие пользования опирается на правомочие владения, но иногда можно пользоваться вещью и не владея ею (например, пользование вещью, взятой напрокат).

Распоряжение — это возможность определять судьбу вещи, вплоть до ее уничтожения. Так, собственник может продать вещь, сдать ее в аренду, переработать, уничтожить и т.п.

Эти правомочия по отдельности, а иногда и все вместе могут принадлежать и лицу, не являющемуся собственником вещи (например, наниматель жилого помещения у государства в определенных границах может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом). У собственника же все эти три правомочия представлены в наибольшем объеме, так как только собственник может по своему усмотрению владеть, пользоваться, распоряжаться вещью.

Право собственности в субъективном смысле есть мера возможного поведения лица, заключающаяся в совокупности правомочий по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, совершая в отношении него любые действия, не противоречащие закону.

Таким образом, собственность, — это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного господства, на которую простирается власть собственника.

В условиях рыночной экономики первоочередной обязанностью государства является охрана права частной собственности. В сущности, рыночная экономика есть экономическая система, основанная на частной собственности. Однако это не исключает возможности существования других форм собственности.

С экономической точки зрения, применение института частной собственности возможно не во всех сферах жизни общества. В некоторых сферах функционирование института частной собственности связано со значительными издержками, делающими нерациональным применение такого института в этой сфере. В таких сферах применяется государственная собственность.

Согласно п. 2 ст. 8 ныне действующей Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. По Гражданскому кодексу РФ частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная — на федеральную и субъектов Федерации. Муниципальная собственность может принадлежать муниципалитетам, например городским и сельским поселениям.

9. 2. Приобретение права собственности.

Право собственности может возникнуть лишь при наличии юридического факта, а иногда и их совокупности. Такие юридические факты называются основаниями возникновения права собственности. Их также принято называть способами приобретения права собственности.

Способы приобретения права собственности можно разделить на первоначальные и производные. В основе такого разделения лежит критерий правопреемства.

Первоначальные — это способы, при которых право собственности устанавливается впервые или возникает помимо воли прежнего собственника (изготовление вещи, конфискация имущества), т.е. в основе этих способов правопреемства нет.

Производные способы покоятся на правопреемстве, когда право собственности возникает по воле предшествующего собственника и с согласия самого приобретателя (договор, наследование). При этом применяется принцип «никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам». При переходе права собственности на имущество к новому собственнику переходят все права и обязанности имущества.

Возможно также деление способов приобретения права собственности на общие, т.е. доступные для любых лиц, и на специальные.

Первоначальные способы приобретения права собственности.

1. Изготовление новой вещи. Собственником вещи становится лицо, которое изготовило или создало ее для себя с соблюдением закона и других правовых актов (п.1 ст. 218 ГК). Вновь изготовленная вещь может быть и движимой, и недвижимой. При этом право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации вещи.

2. Переработка материалов, из которых создается новая вещь (ст. 220 ГК). Если иное не предусмотрено договором, право собственности на такую вещь приобретается собственником материалов, из которых вещь создается. Когда собственник одновременно не является лицом, осуществившим переработку материалов, он обязан компенсировать стоимость переработки производившему ее лицу. Если переработку материалов осуществит их недобросовестный владелец, воспользовавшись ими без согласия собственника, последний получает право требовать передачи ему произведенной вещи и возмещения причиненных убытков. Если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности приобретает изготовитель вещи, если он действовал добросовестно. Но при этом он должен компенсировать стоимость материалов.

3. Обращение в собственность общедоступных вещей (ст. 221 ГК). Это может быть лов рыбы, сбор ягод, сбор или добыча других общедоступных вещей или животных. Такой сбор может иметь место, если он допускается в соответствии с законом, данным собственником общим разрешением, или обычаем.

4. Приобретение права собственности на бесхозяйное имущество (п. 3 ст. 218, 225—226). Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, или вещь, от права собственности на которую собственник отказался. По общему правилу, право собственности на такие вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Для отдельных категорий вещей законом установлены особые правила:

а) Недвижимые вещи принимаются на учет органом, на который возложена государственная регистрация прав на недвижимость. По истечении года постановки на учет орган по управлению муниципальным имуществом может обратиться в суд с требованием по признанию права муниципальной собственности на эту вещь. Если суд не признает недвижимость муниципальной собственностью, она может быть приобретена в собственность другим лицом по давности владения.

Информация о работе Понятие и функции государства