Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа
Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.
В так называемых гибких конституциях изменение достигается путем принятия закона. Содержащий конституционные нормы закон изменяет старые или устанавливает новые положения, ранее сформулированные и не сформулированные в других законах. Так изменяются конституции Великобритании, Израиля и Новой Зеландии.
Сложнее обстоит дело, когда нужно изменить жесткую конституцию. Жесткость конституций имеет целью обеспечить их стабильность, которая, в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя.
Чаще всего для изменения жестких конституций устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок. Для изменения особо жестких конституций предусматривается утверждение поправок на референдуме или определенным большинством субъектов федерации или повторное принятие поправок парламентом следующего созыва. Так, для изменения Конституции США необходимо, чтобы поправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные собрания 3/4 (т.е. 38) штатов.
Конституция Российской Федерации относится к разряду жестких, и процедура пересмотра ее положений, внесения поправок регулируется ст. 134, 135, 136.
Согласно первой части ст. 135 положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Именно нормы этих глав играют ведущую роль среди конституционных норм.
Вторая и третья части ст. 135 устанавливают условия и порядок пересмотра названных глав.
Круг субъектов, которые могут потребовать изменения Конституции, ограничен. Согласно ст. 134 это:
1) Президент России;
2) Совет Федерации;
3) Государственная Дума,
4) Правительство России;
5) законодательные органы субъектов Федерации;
6) группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Если предложение о пересмотре названных глав Конституции поддержано 3/5 голосов от общего числа членов каждой из палат, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание принимает решение либо сохранить конституцию в неизменном виде, либо разрабатывает проект новой конституции. Если принимается второе решение, то тогда новая конституция принимается или 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, или выносится на конституционный референдум. В последнем случае конституция может быть принята, если в голосовании приняло участие более половины зарегистрированных избирателей и из них более половины высказались за принятие новой конституции.
К настоящему времени не определен порядок формирования Конституционного Собрания. Для этого необходимо принять федеральный конституционный закон. Предпочтительнее, конечно, выборный порядок формирования данного органа на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Численный состав данного органа и порядок его деятельности также должны быть определены тем же федеральным конституционным законом с учетом, по-видимому, опыта организации и деятельности учредительных собраний в зарубежных странах.
Поправки к главам 3—8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием по процедуре, установленной для федерального конституционного закона. Поправка должна быть одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (103 голоса). Принятая таким образом поправка вступает в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации (58 субъектов). Эти законы не подлежат «отлагательному вето» Президента Российской Федерации.
Федеративное устройство — одна из разновидностей государственного устройства; другой его вид — унитарное государство. Государственное устройство, в свою очередь, является элементом формы государства наряду с формой правления и политическим режимом.
По своему устройству Российская Федерация — суверенное целостное федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.
В состав Российской Федерации входят субъекты Российской Федерации:
—21 республика:
Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская — Чувашия;
—6 краев:
Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;
—49 областей:
Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская;
—2 города федерального значения:
Москва, Санкт-Петербург;
— Еврейская автономная область;
— 10 автономных округов:
Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.
Каждый субъект Российской Федерации имеет свои конституцию и законодательство.
Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики; статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа — Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.
По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области.
Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
В ведении Российской Федерации находятся:
1) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
2) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
5) федеральная государственная собственность и управление ею;
6) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
7) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
8) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
9) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
10) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
11) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
12) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
13) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
14) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
15) федеральное коллизионное право;
16) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
17) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
18) федеральная государственная служба.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
1) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
2) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
4) разграничение государственной собственности;
5) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
7) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
9) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
10) административное, административно-
11) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
12) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
13) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
14) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Вне этих пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.