Новые положения порядка избрания депутатов Государственной Думы по ФЗ 2005 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в следующем: проследить изменение порядка избрания депутатов Государственной Думы.
В виду сложности темы работы перед ней будут поставлены следующие задачи:
• сравнительная характеристика федеральных законов от 2002 и 2005 годов;
• описание этапов процесса избрания депутатов Государственной Думы;
• анализ причин реформы и прогнозирование её последствий.

Оглавление

Введение. 2
Глава 1. Порядок избрания депутатов Государственной Думы по ФЗ от 2002 г. 4
1.1. Назначение выборов. 4
1.2. Образование избирательных округов и участков. 5
1.3. Образование избирательных комиссий. 7
1.4. Составление списков избирателей. 10
1.5. Выдвижение и регистрация кандидатов. 10
1.6. Предвыборная агитация. 12
1.7. Голосование и подведение итогов выборов. 15
Глава 2. Новые положения порядка избрания депутатов Государственной Думы по ФЗ 2005 г. 20
2.1. Выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов. 20
2.2. Голосование и подведение итогов выборов. 24
Заключение. 28
Список использованных источников и литературы. 29

Файлы: 1 файл

Порядок избрания депутатов Государственной Думы (курсовая).doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Курсовая работа Порядок избрания депутатов Государственной Думы

 

Автор: Голованёв  Андрей, студент Пензенского государственного

университета, юридического факультета. 2006 г.

Содержание.

  
Введение.

Очередная реформа порядка избрания депутатов Государственной Думы, проводящаяся в настоящее время, вызвала неоднозначную оценку в обществе. Наряду с голосами в поддержку данного нововведения высказываются и негативные оценки нового закона. При этом как сторонники, так и противники данной  реформы используют в обоснование своей позиции, в том числе и юридические доводы.

Суть данной  реформы сводится к избранию депутатов по пропорциональной избирательной системе, т.е. право  участвовать в выборах предоставляется  только политическим партиям, с последующим распределением мандатов между теми, которые из них преодолели избирательный барьер.

Сторонники данной реформы говорят  о том, что новый порядок, во-первых, не противоречит Конституции (действительно в Конституции не содержится определенного порядка выборов Думы), во-вторых, половина состава Думы до этого уже избиралась по пропорциональной избирательной системе1 и, в-третьих,  данный порядок будет способствовать формированию в России современной партийной системы, сильных политических партий, которые будут представлять различные социальные группы и участвовать в борьбе за власть2. Последнее можно понять как переход к политической системе на манер  развитых европейских (двух-, трехпартийная система и назначение главой правительства лидера политической партии, победившей на выборах). Позиции сторонников подкрепляются критикой предшествующего закона (право "двойного" выдвижения) и мажоритарной избирательной системы (недостаточную представительность, а также высокий процент голосов, поданных против всех, высокую степень влияния административного ресурса).  В поддержку данной реформы заявляется об упрощении избирательного процесса.

Более последовательно звучат доводы критиков данной реформы: во-первых, при пропорциональной системе обеспечиваются интересы партий за счет избирателей, права которых сильно ограничиваются, во-вторых, отказ от мажоритарной избирательной системы влечет лишение избирателей права выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы, в-третьих, каждый из избирателей лишается одного из двух имеющихся у него в настоящее время голосов3. «Установленные в Конституции Российской Федерации принципы политического многообразия, многопартийного, идеологического плюрализма не должны достигаться путем предоставления политическим партиям преимуществ по отношению к другим общественным объединениям и структурам гражданского общества»4. Хотя большинство представленных авторов настаивают не на отмене нового закона, а лишь на его некотором изменении.

Актуальность данной курсовой работы не вызывает сомнения, так как предстоящие парламентские выборы уже давно находятся в сфере внимания ученых, политиков и простых граждан.

Цель данной работы заключается  в следующем: проследить изменение  порядка избрания депутатов Государственной  Думы.

В виду сложности темы работы перед ней будут поставлены следующие задачи:

  • сравнительная характеристика федеральных  законов от 2002 и 2005 годов;
  • описание этапов процесса избрания депутатов Государственной Думы;
  • анализ причин реформы и прогнозирование её последствий.

 

Глава 1. Порядок избрания депутатов  Государственной Думы по ФЗ от 2002 г.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит  из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Порядок выборов депутатов  Государственной Думы устанавливается федеральным законом. Нынешняя Государственная Дума была избрана на основе Федерального закона от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями от 20 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 18 мая 2005 г., 2 февраля, 25 июля 2006 г.). Некоторые его положения регламентируются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г., 29 июня, 21 июля 2005 г., 12, 25 июля 2006 г.). В совокупности с Конституцией два данных  Федеральных закона составили правовую основу порядка избрания депутатов на предыдущих парламентских выборах.

1.1. Назначение выборов.

Проведение выборов депутатов  Государственной Думы в сроки, установленные  Конституцией Российской Федерации  и настоящим Федеральным законом, является обязательным.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов Государственной  Думы нового созыва назначает Президент  Российской Федерации. Решение о  назначении выборов должно быть принято  не ранее чем за 110 дней и не позднее  чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Президент Российской Федерации  не назначит выборы депутатов Государственной  Думы в срок, отведенный ему Федеральным  законом,  выборы депутатов Государственной  Думы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

При роспуске Государственной Думы в случае, если  Государственная Дума три раза отклоняет представительные на согласование Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ (ст. 111) либо в случае несогласия Президента РФ с решением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ (ст. 117), Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Президент Российской Федерации, распустив Государственную Думу, по указанным выше основаниям, не назначит выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы депутатов Государственной Думы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое или во второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

Роспуск Государственной Думы – это нестандартная ситуация, и в Федеральном законе указано, что в этом случае, сроки осуществления избирательных действий, сокращаются на четверть. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы, совпадает со днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или со днем, следующим после нерабочего праздничного дня, либо объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье.

1.2. Образование избирательных округов и участков.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Но избираются они по различным системам — мажоритарной и пропорциональной. Одна половина палаты, т. е. 225 депутатов Государственной Думы, избирается по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства (исключение сделано для малонаселенных субъектов РФ). Здесь единая норма представительства устанавливается путем деления общего числа избирателей страны на 225 избирательных округов. Другая половина палаты, т. е. также 225 депутатов, избирается по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за то или иное избирательное объединение или избирательный блок5.

Порядок образования избирательных округов следующий:

1. Для выборов депутатов  по одномандатному  избирательному округу, образуется 225 избирательных округов, к которым предъявляются следующие требования:

а) примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства в пределах одного субъекта Федерации не более чем 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях— не более 15 процентов. Образование примерно равных (по числу избирателей) избирательных округов должно обеспечивать реализацию равного избирательного права граждан6;

б) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается  образование округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, когда часть территорий субъекта Российской Федерации находится в пределах территорий другого субъекта Российской Федерации;

в) не допускается образование избирательного округа из территорий в двух и более субъектов РФ;

г) на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть образовано не меньше одного избирательного округа;

Центральная избирательная комиссия РФ на основании представляемых органами исполнительной власти субъектов Федерации  данных о численности избирателей, зарегистрированных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы схему образования одномандатных избирательных округов и графическое изображение этой схемы. Схема избирательных округов утверждается Федеральным законом. Утверждение схемы избирательных округов Федеральным законом является своеобразной формой парламентского контроля за правильностью выделения избирательных округов. Законом Российской Федерации, который публикуется не позднее, чем за 100 дней до дня голосования (иначе действует схема избирательного округа, который действовал при выборах Государственной Думы прежнего созыва).

2. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками, включает в себя всю территорию Российской Федерации.

Избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой муниципального образования не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. Главное предназначение избирательных участков - проведение голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов Государственной Думы. К избирательным участкам предъявляются следующие требования: на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей, а также  недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков.

1.3. Образование избирательных комиссий.

Подготовку и проведение выборов  депутатов Государственной Думы осуществляют:

  1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  2. избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  3. окружные избирательные комиссии;
  4. территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
  5. участковые избирательные комиссии.

Соподчиненность избирательных комиссий вертикальная, но вертикаль проводится централизованная, т.е. каждая комиссия является вышестоящей сразу ко всем другим избирательным комиссиям. Все решения и действия любой избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию и в суд7.

1. Центральная избирательная комиссия  Российской Федерации является  федеральным государственным органом,  организующим подготовку и проведение  выборов, референдумов в Российской  Федерации.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет четыре года. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

Существует специальное требование к членам Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации: они  должны иметь высшее юридическое  образование или ученую степень  в области права.

2.  Избирательные комиссии субъектов  Российской Федерации являются  государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.

Срок полномочий избирательных  комиссий субъектов Российской Федерации  составляет четыре года. Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего  голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14.

Информация о работе Новые положения порядка избрания депутатов Государственной Думы по ФЗ 2005 г