Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 09:54, курсовая работа
Цель данной работы заключается в следующем: проследить изменение порядка избрания депутатов Государственной Думы.
В виду сложности темы работы перед ней будут поставлены следующие задачи:
• сравнительная характеристика федеральных законов от 2002 и 2005 годов;
• описание этапов процесса избрания депутатов Государственной Думы;
• анализ причин реформы и прогнозирование её последствий.
Введение. 2
Глава 1. Порядок избрания депутатов Государственной Думы по ФЗ от 2002 г. 4
1.1. Назначение выборов. 4
1.2. Образование избирательных округов и участков. 5
1.3. Образование избирательных комиссий. 7
1.4. Составление списков избирателей. 10
1.5. Выдвижение и регистрация кандидатов. 10
1.6. Предвыборная агитация. 12
1.7. Голосование и подведение итогов выборов. 15
Глава 2. Новые положения порядка избрания депутатов Государственной Думы по ФЗ 2005 г. 20
2.1. Выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов. 20
2.2. Голосование и подведение итогов выборов. 24
Заключение. 28
Список использованных источников и литературы. 29
3) по решению суда.
Если выборы признаны законными, то в первую очередь определяется круг партий прошедших в Государственную Думу.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.
Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 60 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если за один федеральный список кандидатов подано более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа федеральных списков кандидатов, получивших менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Методика распределения
Первоначально депутатские «кресла» распределяются таким образом: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов. Эта сумма голосов избирателей делится на 450 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.
Число голосов избирателей, полученных
каждым федеральным списком
Если после первичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.
Далее идет распределение мандатов внутри федерального списка: В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.
Оставшиеся депутатские мандаты распределяются внутри федерального списка кандидатов между региональными группами, каждая из которых получает депутатские мандаты, число которых пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в соответствующем субъекте или в группе субъектов Российской Федерации, причем расчет производится по методике распределения депутатских мандатов между федеральными списками. Если при этом в одной или более региональных группах не оказалось должного числа кандидатов, оставшиеся нераспределенными мандаты распределяются среди остальных региональных групп по тем же правилам.
Итак, теперь Государственная Дума формируется по пропорциональной избирательной системе, а выборы проводятся по партийным спискам. Новый порядок образования Думы имеет совершенно определенные плюсы: сама процедура стала понятнее, упростилась процедура предвыборной агитации, а также упростился подсчет голосов. Но вместе с тем само распределение депутатских мандатов стало запутаннее.
На мой взгляд, данная реформа венчает процесс последовательного перехода от смешанной системы избрания первых депутатов в 1993 году к пропорциональной системе на предстоящих выборах 2007 года. Но это не означает, что изменений не будет. Скорее всего, будущие парламентские выборы выявят не совершенность каких-либо статей нового закона, но главное положение останется без изменений.
Многие ученые, критикуя новый закон, останавливают своё внимание на двух положениях: слишком высокий избирательный барьер и переход мандата избранного депутата в случае его отказа к следующему по списку кандидату.
Если говорить о последствиях, то особого внимания заслуживает следующая точка зрения: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, избранная с соблюдением формальных требований федерального закона, может, по существу, превратиться в институт и инструмент сугубо корпоративного представительства доминирующих групп интересов, располагающих значительными материальными, информационными, финансовыми, кадровыми ресурсами влияния13.
Таким образом, реформа порядка избрания депутатов Государственной Думы это закономерный этап развития избирательной системы. Осталось понять: правильно ли был выбран вектор развития.
1 Хабриева Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов
исполнительной власти субъектов РФ // Журнал российского права, N 11, 2004.
2 Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования // Журнал российского права, N 8, 2005.
3 Там же.
4 Голик Ю.В., Карапетян Л. Г. Не борьба за власть, а участие во власти // Парламентская газета, 24 ноября, 2004.
5 Баглай М.В. Конституционное право РФ / Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Инфра-М, 2003.
6 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие /Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 2003.
7 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России / Учебник. М.:Юристъ, 2004.
8 Карпов А.В. Конституционное (государственное) право России / Учебное пособие –М.: Зерцало, 2002.
9 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 2003.
10Например, определение Конституционного Суда РФ от 26 июня 2003 г. N 234-О
11 Макаров Б.А Досрочно против всех // Журнал российского права. №12, 2005.
12 Официальный сайт Государственной Думы, www.duma.gov.ru
13 Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права, N 6, 2006.
Информация о работе Новые положения порядка избрания депутатов Государственной Думы по ФЗ 2005 г