Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 09:54, курсовая работа
Цель данной работы заключается в следующем: проследить изменение порядка избрания депутатов Государственной Думы.
В виду сложности темы работы перед ней будут поставлены следующие задачи:
• сравнительная характеристика федеральных законов от 2002 и 2005 годов;
• описание этапов процесса избрания депутатов Государственной Думы;
• анализ причин реформы и прогнозирование её последствий.
Введение. 2
Глава 1. Порядок избрания депутатов Государственной Думы по ФЗ от 2002 г. 4
1.1. Назначение выборов. 4
1.2. Образование избирательных округов и участков. 5
1.3. Образование избирательных комиссий. 7
1.4. Составление списков избирателей. 10
1.5. Выдвижение и регистрация кандидатов. 10
1.6. Предвыборная агитация. 12
1.7. Голосование и подведение итогов выборов. 15
Глава 2. Новые положения порядка избрания депутатов Государственной Думы по ФЗ 2005 г. 20
2.1. Выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов. 20
2.2. Голосование и подведение итогов выборов. 24
Заключение. 28
Список использованных источников и литературы. 29
Хотелось бы сразу оговориться, что в данной главе будут рассмотрены только принципиально новые положения порядка избрания депутатов Государственной Думы: выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов, голосование и подведение итогов выборов. Конечно, новый закон не ограничивается данными нововведениями. Законодателем была проведена серьезная работа, сам закон изменился по структуре, уточнены были некоторые положения. Например, по новому закону перечень действий, признающихся предвыборной агитацией, является исчерпывающим, а также был введен запрет на предвыборную агитацию международных организаций и международных общественных движений. Изменения коснулись также сроков составления избирательных списков. В новом законе естественным образом был упразднен уровень окружных комиссий. Однако все эти изменения носят поверхностный характер либо имеют своим источником главное изменение: переход от смешанной системы выборов в Государственную Думу (половина депутатов избираются по пропорциональной системе, а половина - по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам) к полностью пропорциональной избирательной системе.
Новый закон предусматривает только один порядок выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы: решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Возникает вопрос: не является ли данное положение нарушением прав гражданина (право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право избирать и быть избранными в органы государственной власти)? Конституционный Суд неоднократно и однозначно отвечал: «Нет!»10, признавая конституционность такого порядка избрания депутатов, а следовательно и выдвижения кандидатов. Тем более что новый закон, стремясь предупредить такого рода жалобы, ввёл статью №37, о которой будет сказано ниже.
Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования, определяются уставом политической партии.
Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
В случае роспуска Государственной Думы выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Федеральный список кандидатов представляется уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются политической партией в соответствии со следующими требованиями:
1. Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами иных политических партий. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов.
2. Федеральный список кандидатов должен быть обязательно разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации. Число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, или территориях группы субъектов Российской Федерации, или части территории субъекта Российской Федерации, которым соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 миллиона.
Число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тысяч.
Региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта Российской Федерации при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта Российской Федерации избирателей превышает 1,3 миллиона.
Региональная группа кандидатов должна соответствовать части территории субъекта Российской Федерации, если численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта Российской Федерации избирателей превышает 3 миллиона.
3. Часть территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, может соответствовать либо части территории субъекта Российской Федерации либо группе частей территории субъекта Российской Федерации.
В федеральном списке кандидатов одному субъекту Российской Федерации, в том числе входящему в группу субъектов Российской Федерации, либо одной части территории субъекта Российской Федерации должна соответствовать не более чем одна региональная группа кандидатов. Разбивать федеральный список кандидатов на региональные группы кандидатов, соответствующие не граничащим между собой территориям, не допускается. Региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации, составляют региональную часть федерального списка кандидатов.
4. Каждая региональная группа
кандидатов должна иметь свое
наименование, состоящее не более
чем из пяти слов, при этом
в федеральном списке
5. Число региональных групп
кандидатов не может
6. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов.
7. Кандидат может упоминаться
в федеральном списке
8. Общее число кандидатов, включенных
в федеральный список
Одной из важнейших статей является статья 37, которая закрепляет гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий. В частности она провозглашает, что каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, а в случае досрочных выборов не позднее чем через три дня со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах.
Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.
Отсутствие обращений, не препятствует принятию политической партией по собственной инициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной или иной политической партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе федерального списка.
Предусматривается даже ответственность за нарушение данных требований. Но как будет реализоваться данное положение на практике пока неизвестно.
Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы либо обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией. Однако политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов.
Политическая партия собрать не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 10 тысяч.
Возможно внесение избирательного залога, который составляет 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда. Избирательный залог вносится политической партией исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не ранее чем за 75 дней и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования.
Если федеральный список кандидатов получил по результатам голосования не менее 4 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, или допущен к распределению депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный выдвинувшей такой список политической партией, возвращается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд этой политической партии не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.
Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению. Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, когда избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень.
Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор". Иными словами, законодательство РФ теперь не предусматривает наличия в избирательном бюллетене графы «Против всех». Причина такого шага ясна: такой вариант во всех регионах страны набирает большое количество голосов. Почему это происходит сложный вопрос, достойный отдельной работы.
Некоторые ученые считают, что отмена варианта «Против всех» фактически лишает избирателя конституционного права воздержаться от принятия решения. «При голосовании гражданину России предлагается осуществлять выбор на основе принципа меньшего зла. Отмена варианта “против всех” приведет к тому, что избиратели будут голосовать ногами, то есть вообще не будут принимать участие в выборах. Чтобы решить проблему низкой электоральной активности, придется снижать или отменять вообще порог явки избирателей»11. К процитированному выше можно только добавить, что проект закона, отменяющего минимальный порог явки избирателей уже рассматривается Госдумой12.
Подсчет голосов производит участковая избирательная комиссия, которая передает протокол в вышестоящую комиссию и так вплоть до Центральной избирательной комиссии, которая устанавливает и объявляет о результатах выборов. ЦИК также может признать выборы несостоявшимися или недействительными.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы депутатов Государственной Думы несостоявшимися:
1) если в выборах приняло
2) если ни один федеральный
список кандидатов не получил
7 и более процентов голосов
избирателей, принявших
3) если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации признает результаты
выборов депутатов
1) если допущенные при
2) если итоги голосования
Информация о работе Новые положения порядка избрания депутатов Государственной Думы по ФЗ 2005 г