Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:42, творческая работа
Целью данной курсовой работы является анализ развитие исторических реалий по проблемам создания и функционирования Государственной думы Российской империи в 1906–1917 гг. Соответственно задачами курсовой работы являются:
– проанализировать характер, содержание и значение дореволюционной истории I–IV Государственных дум;
– обобщить результаты работы российского парламентаризма в начале XX века;
Основные данные о работе
Содержание
Основная часть
Государственная Дума
Основная часть
Государственная Дума
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
уфимский |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
История государства и права |
Тема |
Государственная Дума |
Фамилия студента |
Паршаков |
Имя студента |
Михаил |
Отчество студента |
Николаевич |
№ контракта |
0330011400109128 |
Основные данные о работе
Содержание
Основная часть
Государственная Дума
Содержание
Основные данные о работе
Содержание
Основная часть
Государственная Дума
Основная часть
Государственная Дума
Содержание
Введение.
Глава 1. Причины формирования государственной Думы как государственного органа.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Дума- популярный термин в истории России и её современности. В средние века - это был сословно-представительный орган, который созывался царями царями для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера. Государственная Дума 1906-1917 гг.- нижняя палата парламента Российской Империи.
Деятельность Государственной Думы первого созыва отличалась рядом особенностей. Это не только избирательный закон, который впоследствии становится более «консервативным», но и обстановка, в которой функционировал рассматриваемый мной орган, особенности начала его работы.
Целью данной курсовой работы является анализ развитие исторических реалий по проблемам создания и функционирования Государственной думы Российской империи в 1906–1917 гг. Соответственно задачами курсовой работы являются:
– проанализировать характер, содержание и значение дореволюционной истории I–IV Государственных дум;
– обобщить результаты работы российского парламентаризма в начале XX века;
– установить основные тенденции и достижения в парламентской деятельности Государственной думы России в начале XX века.
Для достижения поставленной цели особенно
важно применение специальных научных
методов, таких как конкретно-
Глава 1. Причины формирования государственной Думы как государственного органа.
В начале XX в. политическая ситуация в России дестабилизировалась, как косвенное, но во многом и прямое следствие, дестабилизировалась экономика. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной и экономическим кризисом. Известно, что японцы, стремясь ослабить поенный потенциал противника, использовали революционные эксцессы и оказывали финансовую помощь (в том числе поставками оружия) не только большевикам, но и другим политическим силам (эсерам, финским и польским националистам и др.), истратив на эти цели 35 миллионов долларов по современному курсу.
Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса . Правительство доказывало , что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую привеску земли , но неизбежное при этом разрушение помещичьих хозяйств причинит большие убытки экономике . В июне 1906 года правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу , в котором отвергался принцип принудительного отчуждения . Дума , со своей стороны , заявила , что она не отступит от этого принципа , требовала отставки правительства .
Правительство , усмотрев в действиях Думы признаки “незаконности” , 8 июня распустило Думу . Первая Дума просуществовала всего 72 дня .
Основные законы (в новой редакции) были приняты 23 апреля 1906 г. Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звеньев верховной власти. Хотя Основные законы не именовались Конституцией, они вполне могут считаться первой конституцией России, ибо дело не в названии, а в сути, в назначении закона. Французская декларация прав человека тоже не называлась конституцией, но знаменовала собой наступление новой конституционной эры.
Конституция России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке (император мог только выступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без согласия Государственной думы).
Каково же было положение основных звеньев верховной власти в России по Основным законам 1906 г.?
Император. Правовое положение императора определяла ст. 4, которая предоставляла ему «верховную самодержавную власть». Однако теперь эта власть не признавалась неограниченной, как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой» .
Самодержавная власть мыслилась как гарант целостности Российского многонационального государства, которое ст. 1 объявляла «единым и нераздельным». Русский язык признавался общегосударственным в армии, на флоте и в «государственных и общественных установлениях». Употребление местных языков и наречий в этих установлениях регулировалось особыми законами.
По традиции особа государя объявлялась «священной и неприкосновенной». Прерогативой императорской власти становилась законотворческая деятельность: «почин по всем предметам законодательства» ( инициатива) и утверждение законов.
Но законы, не принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклоненными. Император мог издавать, в соответствии с законами, указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» и повеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты).
Император оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота. Император мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства» .
Прерогативой императора было объявление в стране военного и исключительного (чрезвычайного) положения, чеканка монеты и определение ее внешнего вида. Он ведал назначением и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Имущества, составлявшие личную собственность императора, и имущества, находящиеся в собственности царствующего императора (не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим видам отчуждения), освобождались от платежа налогов и сборов.
Осуществляемой от имени государя императора признавалась Основными законами судебная власть в России. За ним сохранялось право помилования осужденных, смягчения наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением дел и освобождением их от суда и наказания.
За императором сохранялась право абсолютного вето (роспуска) в отношении Государственной Думы.
Государственная Дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов», за исключением Основных государственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательное решение.
Основные законы предоставили Госдуме также компетенцию утверждения бюджета ( «государственной росписи») страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расходы на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».
Депутаты Государственной думы избирались населением на пять лет в создаваемых согласно избирательного закона округах, тайным голосованием. Дума проверяла полномочия своих членов. При нарушении процедуры выборов по решению Сената могло быть назначено переизбрание.
Государственная дума созывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии). Для рассмотрения обсуждаемых в ней вопросов действовало общее собрание Думы, и образовывались комиссии и комитеты. Во главе Думы стояли выборный Председатель и два его товарища, избиравшиеся на один год. Секретарь Думы и его товарищи избирались на весь срок полномочий Думы (5 лет).
Депутаты считались
Заседания общего собрания Думы были публичными, на них допускались посторонние люди и пресса, однако по постановлению общего собрания могли назначаться и закрытые заседания. На заседания комиссий и комитетов не допускался никто.
Государственный совет в Основных законах 1906 г. отличался от задуманного ранее. Он действительно оставался верхней, аристократической палатой представительного собрания, а его полномочия и порядок работы были аналогичны думским. Но Госсовет комплектовался теперь на иных условиях. Только половина его состава (раньше весь состав) назначалась императором, другая половина избиралась сроком на 9 лет, при обновлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались через Синод от духовенства православной церкви (3 от черного и 3 от белого), от губернских земских собраний (по одному от каждого), от дворянских обществ (всего 18 членов), от Академии наук и университетов (6 членов), от промышленности (тоже 6 членов) и торговли (12 человек).
Заключение.
Государственная Дума 1906 г. не смогла выполнить поставленных перед ней целей. Выборы в нее не сняли социального напряжения, в стенах Таврического Дворца в 1906 г. так и не был разработан ни один закон, принятый монархом и сыгравший серьезную роль в жизни страны. Для многих партий этот государственный орган стал публичной трибуной, с которой распространялись призывы о разделе земли, о создании подконтрольного народу правительства и другие лозунги, на компромисс с которыми царская власть была не в состоянии пойти. Правительство болезненно реагировало на деятельность Государственной Думы, 20 июня выступило с заявлением о неприкосновенности частной собственности, но это не остановило депутатов, и 9 июля 1906 г. Дума была распущена.
Что касается положительной роли I созыва Государственной Думы, то, во-первых, ее деятельность ясно показала наиболее острые противоречия между различными группами населения. Во-вторых, Государственная Дума показала невозможность, в существующих в начале XX в. условиях, демократизировать лишь какую-то часть государственного аппарата.
Список использованной литературы
Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М.,1989.
Ананьич Б.В., Ганеяин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 2000.
Высочайший Манифест Об усовершенствовании государственного порядка. 17 Октября 1905 г.
Демин В.А. Государственная Дума России: история и механизм функционирования. М.: РОССНЕП, 1996
3еньковский А.В. Правда о
Крижановский А. И. Общественно-политические движения в России в начале XX века, Historica.ru
Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. 1994. № 8.
Аранович А.С. История Государственной Думы России в историографии. 1906–1917 гг. – М., 2001.