Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:07, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов юридической ответственности и ее видов.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические вопросы юридической ответствен- ности;
рассмотреть виды юридической ответственности;
- выявить вопросы теории и практики юридической ответственности в современный период.
ВВЕДЕНИЕ 4
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 7
1.1 Понятие, цели, признаки и принципы юридической ответственности 7
1.2 Санкция, меры государственного принуждения и юридическая ответственность…………………………………………………………………….13
1.3Правонарушение как основание юридической ответственности. Обстоятельства и основания, освобождающие от юридической ответственности 19
1.4 Юридическая ответственность в системе юридических категорий………29
2 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 33
2.1 Административная ответственность 33
2.2 Уголовная ответственность 37
2.3 Материальная ответственность 39
2.4Гражданско-правовая ответственность 46
2.5Дисциплинарная ответственность……………………………………………49
3 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД 54
3.1 Конституция Республики Казахстан как правовая основа привлечения к юридической ответственности 54
3.2Юридическая ответственность и вопросы построения правового государства 60
3.3 Проблемы применения юридической ответственности и пути их разрешения в современный период 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
В
осуществляемой в настоящее время
в Казахстане правовой реформе важное
место должны занимать вопросы построения
правового государства для
В
этой связи особое значение приобретает
режим конституционной
В современный период Казахстан придает большое значение процессу укрепления правозащитной деятельности в сфере защиты прав человека, создает систему обеспечения прав человека и гражданина в соответствии с международными стандартами в данной области.
Человек
является самым важным элементом
всего государства и
В
теории права юридической
Общими целями юридической ответственности являются восстановление нарушенного права, охрана правопорядка и воспитание людей. Эти цели достигаются в зависимости от вида совершенного правонарушения разными способами. Иногда это выражается в принудительном обязывании совершить определенные действия в пользу обладателя субъективного права, восстановлении нарушенного права и пресечении противоправных действий, наказании правонарушителя за уголовное и иное правонарушение. Эти общие постулаты необходимы для того, чтобы раскрыть влияние принципа гуманизма на юридическую ответственность в современных условиях. Дальнейшее развитие эффективной государственной деятельности в Республике Казахстан тесно связано с общей задачей укрепления законности и правопорядка, развития механизмов эффективного обеспечения и защиты прав и свобод каждого человека. Укреплению законности и правопорядка призвано способствовать применение юридической ответственности. В этом направлении четкие контуры дальнейшего развития и применения института юридической ответственности закреплены в Концепции правовой политики Казахстана на 2010-2020 гг. Принцип гуманизма играет основополагающую роль в применении юридической ответственности. В Концепции правовой политики отмечено, что «гуманизация должна касаться главным образом лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также социально уязвимых групп населения - беременных и одиноких женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, несовершеннолетних, людей преклонного возраста. Вместе с тем необходимо и впредь проводить жесткую уголовную политику в отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, скрывающихся от уголовного преследования, а также при рецидиве преступлений» [35].
Современное уголовное право отличается расширенной сферой применения мер уголовной репрессии. В связи с этим важнейшим направлением развития уголовного права является определение возможностей поэтапного сокращения сферы применения уголовной репрессии путем расширения условий освобождения от уголовного наказания. Это относится, прежде всего, к лицам, не представляющим большой общественной опасности (несовершеннолетним, лицам, совершившим неосторожные преступления, к иным лицам - при наличии смягчающих обстоятельств). В Концепции также отмечается необходимость введения уголовной ответственности юридических лиц за некоторые категории преступлений, в том числе за экологические, экономические и коррупционные преступления. Также в Концепции отмечается необходимость следующих действий. Это усиление уголовной ответственности за преступления, посягающие на несовершеннолетних, их права и законные интересы, за преступления, совершенные в составе организованной преступной группы или преступного сообщества, при рецидиве преступлений; расширение сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе исключение из отдельных санкций наказаний в виде лишения свободы либо снижение максимальных сроков лишения свободы; определение штрафа как одного из эффективных видов уголовных наказаний и возможности расширения его применения; установление соразмерности наказаний в санкциях статей Уголовного кодекса, отнесенных к одной категории тяжести, и соответствия их принципу справедливости наказания; внедрение альтернативных уголовному наказанию мер государственного принуждения; продолжение курса на постепенное сужение сферы применения смертной казни; совершенствование институтов освобождения от уголовной ответственности, отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания [35].
Дальнейшее
совершенствование уголовного права
связано с повышением качества законов
- закон, ограничивающий конституционные
права и свободы, должен соответствовать
требованиям юридической
Как отмечается в Послании Президента «Казахстан - 2030», государству не под силу изменить человеческие мысли в одночасье. Но государство способно ускорить процесс перемен путем разъяснения объективных тенденций, доведения важной информации до населения и, самое главное, путем реализации социально-экономической политики, направленной на самодостаточность. Требуются десятилетия, пока у людей возникнет новое мировоззрение [45, с.24-26]. На современном этапе развития государственности в Казахстане дальнейшая судьба демократических преобразований в немалой степени зависит от казахстанского общества в целом и от каждого его члена в отдельности. Активное участие всего казахстанского общества и его институтов в политико-правовых процессах поможет сформировать всесторонне развитую личность, способную на сознательное осуществление своего поведения в рамках закона.
Время, которое называется переходным периодом, характеризуется переходом от одного состояния государственности, экономики, социальной сферы в качественно новое состояние. В общественных отношениях переходного периода содержатся элементы прежнего, настоящего и будущего общественного строя, идет противостояние старого и нового. Эти черты переходного периода характерны и для права: действуют многие законы, принятые до перестройки, и принимаются новые нормативные акты, в той или иной степени, свидетельствующие о началах становления правового государства и рыночных отношений. Переходный период должен стать этапом к построению гражданского общества и правового государства, где последнее гарантирует и защищает общечеловеческие ценности личности, а закон соответствует праву как мере всеобщей и юридически равной для всех свободы. Такая свобода для граждан может быть выражена в законе через принцип "дозволено все, что не запрещается законом". За пределами запрета каждый может действовать в соответствии со своими индивидуальными интересами, не опасаясь наказания и вмешательства государства в личную свободу и жизнь. Нарушение, игнорирование правового запрета должно влечь юридическую ответственность[46,с.15]. Таким образом, правовые запреты приобретают важнейшее значение в системе законодательства. Внешне запрет может казаться недемократической формой регулирования, но в действительности является правовым средством осуществления свободы, поведения, поскольку предоставляет полную и равную для всех свободу за пределами запрета. По выражению В.С. Нерсесянца, запрет имманентен правовой регуляции.
Конечно, важно установление границ и содержания запретов: запрещаться должно общественно вредное, несправедливое, попирающее общечеловеческие ценности. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. определяет, что государство может устанавливать только такие ограничения прав граждан, которые определены законами, и только постольку, поскольку это совместимо с природой прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
Принципу
"незапрещенное дозволено" корреспондирует
принцип "дозволено разрешенное
законом". Последним определяется
правовое регулирование сферы публично-
Преступить установленный законом запрет или выйти за пределы дозволенного законом - значит совершить правонарушение - общественно опасное, вредное, виновное деяние, которое неминуемо должно влечь юридическую ответственность. Если запреты не сковывают свободу и инициативу граждан, то и ответственность за нарушение запретов направлена не на подавление свободы, а служит гарантом и защитой свободы и прав личности.
За рассматриваемый период принято много законов, внесены изменения в ранее действовавшие акты. Множественность законов - очевидно, неизбежная черта переходного периода как реакция на перемены в жизни общества. Весь массив законодательства переходного периода трудно обозрим.
Принципиально важной является проблема юридической ответственности государства перед своими гражданами. Тоталитарное государство осуществляло полный контроль над жизнью общества, его гражданами. Считалось, что оно дарует гражданам определенные права, устанавливает границы свободы, определяет обязанности и отмеряет ответственность за их нарушение "от имени народа". При таком режиме вопрос об ответственности самого государства перед гражданами, о справедливости отношений государство - гражданин был как бы неуместен. Этот вопрос стал актуальным в связи с провозглашением перестройки и курса на построение правового государства, а также в связи с изменениями в международных отношениях[48, с.33].