Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:07, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов юридической ответственности и ее видов.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические вопросы юридической ответствен- ности;
рассмотреть виды юридической ответственности;
- выявить вопросы теории и практики юридической ответственности в современный период.
ВВЕДЕНИЕ 4
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 7
1.1 Понятие, цели, признаки и принципы юридической ответственности 7
1.2 Санкция, меры государственного принуждения и юридическая ответственность…………………………………………………………………….13
1.3Правонарушение как основание юридической ответственности. Обстоятельства и основания, освобождающие от юридической ответственности 19
1.4 Юридическая ответственность в системе юридических категорий………29
2 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 33
2.1 Административная ответственность 33
2.2 Уголовная ответственность 37
2.3 Материальная ответственность 39
2.4Гражданско-правовая ответственность 46
2.5Дисциплинарная ответственность……………………………………………49
3 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД 54
3.1 Конституция Республики Казахстан как правовая основа привлечения к юридической ответственности 54
3.2Юридическая ответственность и вопросы построения правового государства 60
3.3 Проблемы применения юридической ответственности и пути их разрешения в современный период 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Концепция описывает процесс дальнейшего совершенствования законодательства, которое должно неукоснительно следовать принципам верховенства Конституции и соответствия норм актов нижестоящего уровня актам вышестоящего уровня[35,с.6]. Конституционные идеи правового государства должны найти свое воплощение в формировании законодательства на идеях права, справедливости, гуманизма, в создании эффективных средств укрепления правопорядка, материальных, организационно-правовых, политических гарантий прав и свобод человека и гражданина. Чрезвычайно важное значение имеет реализация конституционной идеи социального государства.
Концепция правовой политики РК, в которой речь идет, скорее, о дальнейшем постепенном совершенствовании и развитии правовой системы, а не кардинальном ее реформировании, была дополнена задачами, поставленными в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана». Особое внимание в Послании было уделено проблемам реформирования правоохранительной системы.
По мнению Президента, «прежде всего, нам необходимо оптимизировать правоохранительную систему, выстроить четкую компетенцию каждого государственного органа. Необходимо гуманизировать наши законы, повысить их качество. В деятельности правоохранительной системы должны быть смещены акценты с внутриведомственных интересов на защиту прав граждан и интересов государства. Нам предстоит обеспечить жесткий парламентский и общественный контроль, поэтому требуется усовершенствовать систему отчетности и оценки деятельности каждого правоохранительного органа. Критерием результативности должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов» [36,с.65].
Очевидно, что поддержка государственной власти, доверие к ней граждан – узловая проблема конституционно-правового развития Казахстана. Реальное соотношение власти и ее действительного авторитета, выступает критерием профессиональности государства: чем полнее государственная власть совмещает в своих решениях и деяниях историческую необходимость с удовлетворением насущных потребностей и законных интересов личности, тем с меньшим социальным напряжением ей удается продвигаться к качествам социального и правового государства.
Доверие – сложное, «многомерное» явление, которое проявляется и как разновидность иррациональной веры, и как социальная привычка, и как основа рационального планирования будущих действий, реакция индивидов на неопределенность повседневной жизни, в основе которой – вера в справедливость общественного устройства.
Проблема справедливости общественного устройства относится к числу «вечных» вопросов, стоящих перед человечеством. Не случайно уже первые памятники культуры свидетельствуют о значимости данной категории в социальной и культурной жизни общества. Научное осмысление этой проблематики начинается с момента зарождения философской мысли.
В философии справедливость рассматривалась как охватывающее все стороны общественной жизни и определяющее общественные устои социальное явление. Явление, возникающее, существующее и изменяющееся исключительно в результате социального развития конкретного данного общества. В идеале справедливость - свойство права, которое «по определению» должно являться носителем справедливости в социальном мире. Современный термин «юстиция» произошел от латинского justitia –справедливость.
«Справедливость, - писал В. С. Нерсесян, - входит в понятие права, право по определению справедливо, а справедливость - внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая. Поэтому всегда уместный вопрос о справедливости или несправедливости закона - это по существу вопрос о правовом или не правовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву. Но такая постановка вопроса неуместна и не по адресу применительно к праву, поскольку оно (уже по понятию) всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире» [37,с.216].
Идея справедливости пронизывает все законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека. Ст. 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом» [19]. Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.
Однако в правоприменительной практике как в силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых отношений, так и по целому ряду других причин, могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым.
Поэтому требование справедливости – это, зачастую, апелляция к некоторому критерию или совокупности ценностей, которые считаются более высокими, чем те, что нашли воплощение в законе: если механизм правосудия не способен достичь справедливости, то судебное решение должно быть исправлено своего рода моральным судом.
«В настоящее время эти вопросы приобретают особую актуальность, что во многом связано с глобальными трансформациями политической и экономической основ казахстанского общества, произошедшими в конце XX века» [38,с.4].
В основе современного понимания справедливости лежит работа Дж. Ролза «Теория справедливости». Особенностью его подхода является, что понимание справедливости он основывает не на критериях нравственности, а на представлении о договорной природе справедливости. Справедливость достигается, если действует набор правил или принципов общественного устройства, с которыми согласны разные люди при условии, что эти люди не знают, какую позицию они займут в обществе. Согласно теории Ролза справедливость в обществе может достигаться, если реализуются три критерия: равные права свободы (каждый человек изначально свободен); вертикальная мобильность (возможность подняться по социальной лестнице); справедливые неравенства (допустимый уровень неравенства доходов). Его выводы о неодно- родности понятия справедливости и отсутствии единого понятия справед- ливости для различных социальных групп во многом справедливы и для казахстанского общества, которое весьма неоднородно по критериям образования, имущественного достатка, уровню активности, склонности к риску. Поэтому в наших условиях нельзя говорить о единой для всех слоев общества модели справедливости.
До последнего времени термины «доверие» и «справедливость» крайне редко и осторожно использовались казахстанскими политиками правоведами. Требование Президента перейти к оценке деятельности правоохранительной системы, используя в качестве критерия рост доверия граждан (т.е. на основе их представлений о справедливости) обусловлено назревшей острой необходимостью ее коренного, качественного реформирования.
Об этом свидетельствуют и материалы совещания по актуальным вопросам защиты прав граждан, проведенного Главой государства 4 августа 2010 г, в ходе которого правоохранительным органам было поручено принять кардинальные меры по защите конституционных прав граждан.
Формально-юридически (текстуально) принцип справедливости в Основном Законе не выражен. В качестве основополагающих принципов в Конституции Республики Казахстан определены: общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие и решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.
Принцип справедливости как бы растворен в нормативном содержании Конституции, выражает «дух» Основного Закона. Причем справедливость как ценность наиболее рельефно проявляется в ситуации конфликта, конкуренции конституционно-правовых принципов. В случае конкуренции различных конституционных принципов и ценностей в рамках конкретного правоотношения необходим поиск их сбалансированного соотношения.
Такова идеология «оптимизизации правоохранительной системы», о которой говорится в Послании Президента народу Казахстана 29 января 2010 года.
Таким образом, на новом этапе развития казахстанского общества, в условиях качественного реформирования правоохранительной системы Конституция Республики Казахстан приобретает особую значимость, как главный источник социальной справедливости, на которой базируется доверие граждан.
Поскольку права и свободы человека признаются и гарантируются не иначе, как в соответствии с Конституцией, как они понимаются и закреплены ею. При этом права человека - это не личные права кого-то одного, а права каждого, непременно вызывающие обязанности уважать другого индивида как самого себя и относиться к нему, как к равному себе в правах человека. Неразрывной с первичным правом человека на жизнь должна признаваться столь же первейшая его обязанность перед обществом подчиняться установленному порядку, соблюдать правила человеческого общежития Злоупотребление правом кем бы то ни было в обществе, признающем ценности конституционализма, несовместимо с идеей правового государства.
«Конституция, как источник социальной справедливости и действи- тельности «соотносятся как должное и сущее; сближать их призван режим конституционности, обеспечиваемый Конституционным Советом, органами прокуратуры и судом, а также самим законодательным процессом в Парламенте и подзаконностью государственного управления» [39,с.38].
Конституция закрепила не только «веру в добро и справедливость», но и конкретные юридические механизмы реализации справедливости как регулятивного принципа. Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции. Гарантируемый Основным законом и другими нормативно-правовыми актами приоритет прав граждан в полной мере нашел свое практическое воплощение в социально ориентированных правозащитных функциях прокуратуры Казахстана. За 2009 год по актам прокурорского надзора в социально-экономической сфере защищены конституционные права свыше 450 тыс. казахстанцев; за 2009 год и четыре месяца текущего года нами защищены и восстановлены права более 4,5 тыс. предпринимателей[40].
Органы прокуратуры являются одним из основных государственных институтов, обеспечивающих защиту справедливости, как конституционной ценности.
Отметим, что Конституция Республики Казахстан устанавливает государственный и общественный строй, их принципы организации и функ- ционирования с ориентацией на перспективу. В ней закрепляется консти- туционный статус человека и гражданина, всего народа как источника государственной власти и базы государства. Конституция, как основной закон государства и общества, является источником всего законодательства.
Конституция, не разделяя людей на различные социальные слои в зависимости от имущественного состояния, тем самым не становится на чью-либо сторону, не признает себя законодательным актом только одной группы населения. Конституция признает государство социальным, т.е. представителем всего народа. Это означает, что государство не предоставляет преимуществ одной группе за счет дискриминации другой группы населения. Государство должно заботиться обо всех слоях населения соответственно их социальному положению.
Конституция Республики Казахстан признает весь народ, без деления на социальные группы, без ограничения прав, субъектом конституционно-правовых отношений. Справедливо мнение академика М.Т. Баймаханова о том, что народ в условиях многонационального общества включает казахскую нацию, все другие национальные группы. Это означает, что хотя казахская нация составляет как бы ядро социальной базы государства - всего народа, она не имеет привилегий: правовых, политических, экономических и культурных. Правоохранительные органы обязаны непосредственно руководствоваться Конституцией, когда принимают меры против нарушений правовых норм [41,с.19].
Любой орган государственной власти, как местный, так и центральный, любое должностное лицо, все граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию. В Конституции есть указание на то, что её положения, нормы действуют прямо. Это означает, что каждый гражданин для защиты своих прав и свобод может использовать Конституцию, её нормы при обращениях в государственные органы, особенно в суд.
Государственные органы и их должностные лица, выступая в качестве участников правоотношений, урегулированных нормами права, несут ответственность за убытки и вред, причиненные вследствие их неправомерных решений, действий или бездействия. За неправомерные решения, действия или бездействие, ненадлежащее выполнение своего служебного долга должностные лица и иные работники государственных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность. Основанием для этого служит, прежде всего, Конституция Республики Казахстан, согласно которой каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также основанные на ней нормы.